Перейти к основному содержанию

Урок 04. Бог, мир и человек

Что мы знаем о Боге?

Центральное понятие в православном учении и ключевое место в жизни христианина занимает Бог.

Что мы знаем о Боге? Он — «что» (энергия, космос) или «Кто» (Тот, к Кому мы можем обратиться лично)? Он — один-единственный Бог или богов много? Какой Он Сам по Себе? Какой Он по отношению к миру и человеку?

Определяя ответы на эти вопросы, православный христианин утверждается в своей вере. Другим же людям это знание дает понятие о христианском представлении о Боге.

Бог — не «что», а «Кто»

Есть мнение, что Бог — это безличная высшая сила, не обладающая свободной волей. К такому «богу» нельзя обратиться на «ты» и быть услышанным. Можно, так сказать, «присоединиться», но не иметь личных отношений. 

Православие понимает Бога совсем по-другому. 

Бог — всесовершенное, никем не созданное, невидимое, живое, личностное, разумное существо. 

Созданные Им разумные существа (ангелы и люди) могут выстраивать с Ним личные отношения «я — Ты». Мы можем обратиться к Нему в молитве и иметь надежду быть услышанными. И Он обращается к нам через Священное Писание (Библию), через обстоятельства нашей жизни, через голос совести. Мы имеем живое общение с Ним в богослужениях и Таинствах Церкви. 

Бог — един в трех Лицах 

Православное христианство — монотеистическая религия. Христиане верят в единого (т. е. одного) Бога. Одного, но не одинокого. Эта вера — в Единого Бога Троицу (одного Бога в трех Лицах или Ипостасях). Бог Отец — единый Бог, Бог Сын — единый Бог, Бог Святой Дух — единый Бог. Отец, Сын и Святой Дух обладают одним божественным существом, одной честью, одной славой. Мы верим, что не три бога, а один Бог — Пресвятая Троица; что не различные формы проявления одного и того же бога в мире, а три Лица Единого Бога Троицы. Это великая тайна, которую мы не можем в полной мере постичь умом и выразить словами, но способны принять своей верой.

Отношение между собой Лиц Пресвятой Троицы можно охарактеризовать как любовь. «Бог есть любовь» (1-е Соборное послание апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 4-я глава, 16-й стих), — говорит нам Библия. Любовь предполагает самоотдачу, жертвенность тех, кто любит. И именно такая безграничная обращенность Друг к Другу и самоотдача является содержанием жизни Лиц Святой Троицы.

Бог невидим и потому неизобразим. Однако в истории человечества был случай, когда Бог Троица в образе трех странников (Ангелов) явился праведному человеку Аврааму (XVII в. до н. э.) неподалеку от города Хеврон (современная Палестина). Бог дал, таким образом, единственно допустимый способ изображения Святой Троицы. 

Троица. Андрей Рублев (фрагмент)

Самое известное и духовно возвышенное Ее изображение — это икона Святой Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым (XV в.). С символикой этой иконы можно познакомиться в инфографике

Подробнее о третьем Лице Святой Троицы — Святом Духе и том, как о Нем рассказать детям, можно прочитать здесь

Что еще можно сказать о Боге?

Бог Троица и каждое Лицо Пресвятой Троицы обладают одним общим естеством и одними общими свойствами. Бог в естестве Своем непостижим, однако Им Самим нам открыты некоторые представления о Нем. 

Бог — всесовершенный. Не существует чего-то или кого-то, превосходящих Бога в совершенстве. Из этого свойства и происходят все другие свойства Божии. 

Бог — самобытный. Это означает, что Он не имеет источника или причины Своего бытия кроме Себя Самого. Никто и ничто не создали Бога. Он Сам обладает полнотой бытия, полнотой жизни. «Я есмь Сущий», — говорит Бог пророку Моисею (Книга Исход, 3-я глава,14-й стих). То есть «Я есть Тот, Кто есть». И именно Бог, обладающий абсолютным бытием, способен давать уже относительное бытие своим творениям. 

Бог — неизменяемый. Бог не меняется. Он всегда Один и Тот же. Он не становится лучше или хуже, более или менее совершенным. Он также не меняет Своих устремлений и желаний.

Бог — вечный. Не было времени, когда не существовало Бога. И не будет такого времени, когда Бог перестанет существовать. 

Бог — неизмеримый и вездесущий. Он — везде и вместе с тем никакое пространство не ограничивает Его и не заключает в себе.

Бог — всеведущий. Бог всё знает. Он в полноте знает Себя Самого. Он знает каждое Свое создание. Он знает всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет. 

Бог — премудрый. Все замыслы Бога, все действия по реализации этих замыслов, все средства для их исполнения — абсолютно совершенны, благи, удивительны.

Бог — свободный. Бог никем и ничем не принуждаем, не находится ни под чьим влиянием при принятии Своих решений, совершении Своих действий. 

Бог — всемогущий. Бог способен всё желаемое воплотить в жизнь, не испытывая при этом никаких препятствий и трудностей.

Бог — всеправедный. Бог — абсолютно свят, справедлив и правосуден. 

Вместе с тем Бог — всеблагий и всемилостивый. Он одаряет всеми необходимыми благами Свои создания, в том числе дает возможности для приобретения благ. Бог проявляет высшую степень милосердия и долготерпения к отступающим от Него и совершающим грех. 

Бог и мы 

Эти свойства — не абстрактные теоретические характеристики неведомого Существа, а реальные качества живого истинного Бога. Бога, Который по любви Своей создал мир, непрестанно заботится о нем в целом и о каждом Своем создании в отдельности. Он призывает к общению с Собой. 

Именно реальная связь с Богом, общение с Ним открывает для людей полноту жизни. Человек может просто пользоваться Божиими благами (здоровьем, способностями, красотой мира, материальными ресурсами), не думая и не вспоминая о Боге, а может деятельно отвечать на Божью любовь. Одним из самых простых и естественных форм такого ответа является молитва. Образец молитвы дал Сам воплощенный Бог — Господь Иисус Христос. Это молитва Господня или «Отче наш». Давая ее, Господь открыл людям Бога как любящего Отца для каждого человека, который через веру в Сына Божия Господа Иисуса Христа обретает отношение сыновства Богу. 

Это величайшая степень близости Богу, которую открывает только Христианство.  

Бог — Творец мира 

По учению Православной Церкви, мир создан Богом и имеет начало. Это значит, что мир существовал не всегда. До определенного момента его не было ни в какой форме и ни в каком состоянии. 

Есть причина появления мира — Сам Бог и Его творческие действия. Поэтому Бог именуется Творцом и Создателем. 

Решение сотворить мир было принято Богом Троицей совершенно свободно.

От переизбытка любви 

Что же побудило Бога сотворить мир? Нуждался ли Бог в нем? 

Православное христианство утверждает, что единственной причиной, побудившей Бога сотворить мир, была Его бескорыстная любовь.

Он захотел, чтобы кто-то еще кроме Него Самого был причастен блаженству любви и общению с Ним.

Из ничего

Из чего Бог сотворил мир? Могут быть разные ответы: из Себя Самого, из вечно существующей первоматерии…

Единственно верный ответ — из ничего. Совершенно из ничего, или, точнее, не из чего. 

Таким образом, Бог является Творцом в абсолютном смысле этого слова.

Все Лица Святой Троицы

В Творении участвовали все Лица Святой Троицы. Об этом говорится в Библии: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — всё воинство их» (псалом 32-й, стих 6-й).

В главном вероисповедании Православной Церкви — Символе веры — сказано:

«Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков… Им же всё сотворено.
И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего…»

Два мира 

Традиционно считается, что первым из ничего был сотворен духовный (нематериальный) мир — мир ангелов. Ангелы — бестелесные существа, имеющие разум и свободную волю. Ангелы были призваны исполнять всеблагую волю Бога, служить Ему. 

Часть ангелов во главе с самым высшим из них по имени Денница (утренняя звезда, заря) направили свою свободную волю против Бога. Отсюда в сотворенном Богом мире впервые появилось зло как искажение добра и истины. Эти духи из светлых ангелов стали темными духами — бесами. 

Множество же ангелов, сохранивших верность Богу, продолжают исполнять Его волю. В частности, они заботятся о видимом мире. Так, у каждого человека есть Ангел-хранитель, который заботится о нем, молится за него Богу. Он побуждает творить добро и уклоняться от зла, помогает вернуться на истинный путь, если человек с него сошел. Подробнее о том, как рассказать об Ангеле-хранителе ребенку, можно прочитать здесь.

Затем из ничего была создана начальная форма материального мира, которая в процессе творческих действий Бога претерпела дальнейшие изменения. 

Библия продолжает: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Книга Бытия, глава 1-я, стих 1-й). Дух Святой, как великий художник, заботился о преображении первозданного, еще неустроенного видимого мира. 

Сотворение животных, Якопо Тинторетто, 1550

Дни творения

Мир не сам по себе претерпел изменения, достигнув совершенства. Именно Бог Троица в течение шести творческих периодов, именуемых днями творения, Своим Словом изменял, преображал, совершенствовал видимый мир. 

Вопрос длительности каждого дня творения не является предметом православной веры. Главное, что было шесть неотъемлемых этапов творения и что мир не произошел по некоторому стечению обстоятельств. Он появился и приобрел соответствующий вид именно в результате последовательных творческих действий Бога. Подробнее о том, как рассказать ребенку о соотнесении научного и религиозного представления о появлении мира и человека, — в материале нашего портала.

Каждый день творения начинается с вечера и заканчивается утром.

В первый день творения создан свет.

Во второй день творения — видимое небо.

В третий день творения — суша (земля) и водоемы (моря). И растительность (зелень, трава, деревья).

В четвертый день творения — солнце, луна и звезды.

В пятый день творения — рыбы, пресмыкающиеся и птицы.

В шестой день творения — млекопитающие животные и, наконец, человек.

Человек: образ и подобие Божии

Вершиной всего творения явился человек (мужчина и женщина). Человек сотворен по образу Божию и призван к Его подобию. 

Это очень важно. Человек есть образ Божий, и это значит, что он похож на Бога. Чем? 

Бог вечен, и человек имеет бессмертную душу. Бог Премудр, и человек имеет разум. Бог абсолютно свободен, и человек обладает свободной волей. Бог — Творец, и мы имеем способность к творчеству и созиданию. Бог — Вседержитель, обладает властью над Вселенной, и человеку дана Богом власть обладать и владычествовать над землей и ее обитателями. Человек призван раскрывать, реализовывать в себе черты образа Божия и уподобляться Богу в нравственных качествах: в милосердии, любви к Богу и другим людям, в заботе обо всём мире. 

Человек был создан совершенным, не имевшим греха, но ему еще предстояло возрастать духовно и достичь богоподобия. Его совершенство не было абсолютным, но предполагало возможность дальнейшего совершенствования.

Бог поместил человека в раю — Эдемском саду. Райская жизнь значительно отличалась от той, какая у людей теперь. Человеку не требовалось добывать себе средства к существованию. Его труд полноценно имел творческий характер. Сохранение и возделывание рая, которые Бог поручил человеку, были именно творческим свободным делом (см. тему «Труд и творчество»). 

Однако произошла трагедия, именуемая грехопадением. Она изменила человека, весь мир и ход дальнейшей истории.

Промысл Божий

Существует мнение, что Бог после сотворения мира оставил его жить своей жизнью, а Сам удалился совсем или просто наблюдает за ним.

Православие утверждает, что Бог не удалился из мира и не является сторонним наблюдателем. Бог сохраняет мир, заботится о нем и активно участвует в нем Своим премудрым и благим Промыслом.

По определению, данному в вероучительной книге святителя Филарета (Дроздова) «Катехизис», Промысл Божий — это «непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».

» Понятие к уроку ОПК