Повышение квалификации
Образование

Кто такой ангел-хранитель? Детские вопросы, которые могут поставить вас в тупик

Кто такой ангел-хранитель? Детские вопросы, которые могут поставить вас в тупик

От редакции: Мы продолжаем собирать вопросы, которые задают дети на уроках по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) и на которые, быть может, нелегко ответить учителю. Пишите нам на адрес: redactor@clever-lab.pro

Я слышал, что у каждого человека есть ангел-хранитель. Кто это такой?

Ответ учителю

В истории христианства есть две точки зрения на природу ангелов. Первая предполагает, что ангелы сотворены прежде неба и земли, что они не имеют ничего общего с вещественным миром. Они могут помогать людям, выполнять какие-то поручения Бога, но эти обязанности для них вторичны. В первую очередь они «заняты» созерцанием Бога. В рамках этой традиции возникла классификация девяти ангельских чинов, которую предложил святой VI века Дионисий Ареопагит — серафимы, херувимы, архангелы, ангелы и так далее.

Но есть и другое понимание небесных существ. Ангелы сотворены вместе с небом и землей. И слова «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1:1) означают совместное сотворение невидимого и видимого миров. С этой точки зрения ангелы, несмотря на всё свое отличие, являются частью этого мира. Они обладают тонкой (эфирной) телесностью и находятся в постоянном взаимодействии с прочим творением. 

И вот эта вторая церковная традиция считает, что ангелы ведают стихиями, ветрами, небесными светилами, отдельными землями и народами и, конечно, людьми. И в нашу жизнь ангелы вовлечены очень и очень сильно. 

Сравнивая две описанные точки зрения, можно найти общий знаменатель: ангелы — это персонифицированная забота Бога о мире и человеке, это свидетели и одновременно исполнители Его воли.

Ответ ребенку

Ты знаешь, что Бог любит этот мир и человека тоже любит. Но что такое любовь? Это когда мы хотим, чтобы другой человек — и не только человек, а любое существо — всегда оставался сам собой. Когда мы любим, нам нужно, чтобы человек был с нами, а если он этого не желает, мы не заставляем его. Для нас важнее, чтобы он вообще где-то был, хотя бы и вдали от нас. Иногда нам от этого грустно, мы страдаем, но знаем, что поступаем правильно. 

А что если мы точно знаем, что человек, которого мы любим, без нас не справится? Ты поссорился с другом, он не хочет тебя видеть. Но ты ему раньше помогал с математикой, а сейчас он точно из двоек не вылезет. Что делать? Наверно, попросить кого-нибудь помочь другу с уроками — да так, чтобы он не догадался о твоей заботе. Вот так и ангел-хранитель заботится о нас по поручению Бога, даже если мы сами Бога знать не хотим, не помним Его и не хотим с Ним общаться. 

Такой ангел появляется рядом с нами в момент нашего рождения и сопровождает всю жизнь — незаметно, чтобы не смутить нас своим присутствием. Ангел помогает нам, и главная его помощь заключается в том, чтобы мы однажды вспомнили о Том, Кто ангела послал.

Кто такой ангел? Бог создал его так, чтобы он никогда не спал, чтобы не нуждался в пище и воде, но чтобы при этом всегда был бодр, активен и скор на любые решения. Чтобы всё видел, всё понимал и везде успевал. Поэтому ангелы невидимы, не имеют тел, зато обладают острым умом. Можно сказать, что кроме ума у ангела ничего нет, и в этом секрет успешности его служения. 

Ангелы живут везде и нигде — так же как наши мысли, которые могут в мгновение ока обежать всю вселенную. Но эта молниеносность нужна ангелам только для того, чтобы исполнять волю Божию. А эта воля заключается в том, чтобы заботиться о нас.

Автор: Тимур Щукин, патролог, богослов, выпускник Института богословия и философии и филологического факультета СПбГУ, выпускающий редактор журнала Санкт-Петербургской митрополии «Вода живая», научный сотрудник Социологического института РАН.

Рекомендованная литература по теме для преподавателя «Основ православной культуры» (ОПК):

Ангелология // Православная энциклопедия 

Тимур Щукин. Ангелы-хранители: любимые старшие братья

Щукин Т.А. Кому служат ангелы? Учение Иоанна Филопона об ангельском мире в контексте христологической полемики середины VI века // Библия и христианская древность. 2020. № 4 (8). С. 72-100. 

Иллюстрации: 

  • 1. Елена Черкасова. Благовещенье
  • 2. Архимандрит Зинон (Теодор). Фрагмент росписи