Skip to main content

Blog entry by Тимур Щукин


От редакции: Мы продолжаем собирать вопросы, которые задают дети на уроках по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) и на которые, быть может, нелегко ответить учителю. Пишите нам на адрес: redactor@clever-lab.pro.


Ответ для учителей


То, что происходит «внутри» Бога, конечно, таинственно для человека. Потому что человек — существо тварное. А Бог — его создатель. Мы находимся как бы в разных измерениях, у нас нет никаких инструментов, чтобы увидеть, понять, почувствовать то, что за пределами нашего мира.

Однако Бог дает нам возможность понять Себя в Своих действиях. Его действия в нашем мире, Его попечение, забота о нас как бы связывают нетварное и тварное. Это словно нить, которая одним концом уходит в неизвестное, а другим — лежит в нашей ладони. По-другому это божественное действие называется Откровением. 

Нам открывается божественная реальность в том смысле, что мы получаем возможность о ней говорить. Но с помощью чего? С помощью образов, конструкций нашего мышления.


Когда мы называем Бога Святым Духом, мы как раз используем образ из тварного мира — образ ветра, некоего действия, которое непонятно где возникает, которое невидимо для нас, но которое мы ощущаем, что называется, нутром: нам становится тепло от теплого движения воздуха и зябко — от холодного. 

«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин 3:8). 


Святой Дух в этом смысле — совокупность божественных действий, направленных вовне, на мир, на нас. Это божественная забота, утешение, которое Бог нам посылает, это Его любовь. Мы не можем увидеть, постигнуть источник этих действий, но сами они для нас очевидны. 

Но под Святым Духом в Священном Писании часто понимается не действие Божие, а одно из Его Лиц. Об этих Лицах, об Их разЛИЧии мы знаем благодаря Боговоплощению, благодаря тому факту, что Сын Божий стал Человеком, пришел на Землю. Из самого этого события мы узнали, что есть Сын, что этот Сын называет Бога Отцом и возвещает о том, что Отец пошлет Святого Духа-Утешителя. И все эти три Лица Церковь считает Единым, Одним Богом.

Возможно, Святой Дух — по отношению к человеку, к творению, к Церкви — как бы завершает, доводит до полноты дело, начатое Отцом и Сыном. Известный толкователь Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Утешитель неясное и неудобопонятное [из сказанного Сыном] сделает удобопонятным». Например, когда мы не знаем, как поступить, мы молимся Богу дома и в церкви, и в какой-то момент к нам приходит ясное внутреннее осознание правильного пути. Так может действовать Святой Дух. 

Хотя, конечно, подобное «разделение труда» не стоит приписывать отношениям внутри Самой Троицы. Мы говорим скорее о том, как эти сложные вещи представляются нашему мышлению. Подобное упрощение — следствие того, что мы вообще беремся рассуждать о Троице.



Святой Дух часто изображается в виде голубя, т.к. в Евангелии указано, что таким образом Он сошел на Иисуса Христа перед началом Его общественного служения. Живопись Елены Черкасовой (род. 1959 г.)


Ответ для детей


Мы говорим «духа не хватает», «не в духе», «крепкий духом». Дух — это как бы наша сила, наша смелость, наша способность жить. Есть дух — мы можем учиться, дружить, любить и творить. Нет духа — мы способны только лежать на диване и грустить.

Потому-то Бога называют Духом, что Он дает вот такую силу всему миру, каждому живому существу и, конечно, человеку. Все дары, какие у нас есть — жизнь, здоровье, красота, ум, активность, — мы получили от Святого Духа. В самой известной молитве к Святому Духу Он называется «сокровищем благ и подателем жизни».


Но дух — это ведь еще и ветер, движение воздуха. Почему Бога называют ветром, сравнивают с ветром? По той же причине — потому что Он заботится о нас, снабжая нас всем необходимым. 

Что нам нужно для жизни? Прежде всего, пропитание. А хлеб может вырасти, только если вовремя пойдет дождь, а потом в нужный час выглянет солнце. Если дождь будет лить слишком долго, растения погибнут от избытка влаги, а если слишком долго и слишком ярко будет светить солнце — они умрут от засухи, сгорят под его лучами. Ветер как бы управляет погодой, перенося облака с места на место, пригоняя их туда, где они больше всего нужны. 

Правда, обычный ветер очень часто ведет себя вопреки интересам человека, а вот Святой Дух никогда не ошибается в расчетах. Он точно знает, что нам требуется, когда и в каком объеме.


Литература:



Георгий Великанов. Дух Святой — зачем Он нам

Митрополит Сурожский Антоний. Святой Дух 

Митрополит Иларион (Алфеев). Святой Дух 

На обложке: Святой Дух. Фрагмент мозаики собора Святого Марка в Венеции. XI-XIII века









[ Modified: Пятница, 13 мая 2022, 8:24 ]