Руководитель «Клевер Лаборатории» Юлия Селюкова рассказала о проблемах российской педагогики на форуме «Армия-2023».
Руководитель «Клевер Лаборатории» Юлия Селюкова рассказала о проблемах российской педагогики на форуме «Армия-2023».
«Клевер Лаборатория» – некоммерческая организация, образовательная платформа и центр повышения квалификации учителей в области духовно-нравственного воспитания. В федеральном масштабе такой EDTECH проект пока единственный. Он занимается обучением педагогов, наставников с помощью вебинаров, созданием просветительского контента для учителя.
Конкурс «Клевер ДНК», с одной стороны, показал, положительные тенденции – рост числа интересных работ, заинтересованных и вовлеченных в процесс вузов, колледжей, учреждений ФСИН и СУВУ, а с другой, сохранение тренда преобладания классических подходов над творческими и инновационными. Чем такое состояние дел уязвимо? В первую очередь тем, уверена Юлия Селюкова, что «молодой учитель сформировался за последние 20 лет в той информационно-ценностной повестке, которую мы пытаемся переломить: «успешный успех» и «бери от жизни все» или традиционные ценности (они у нас, между прочим, в «Стратегии национальной безопасности» сформулированы еще в 2021 году). Личность учителя, то, что он может передать, определяет воспитание ребенка. Если сосуд пустой – из него нечего в другие сосуды переливать. Если учитель говорит одно, а думает другое, демонстрирует другое – дети такое лицемерие видят моментально». Кроме того, «ребенка нужно заинтересовать, эмоционально задеть, приобщить. Просто рассказом «что такое хорошо и что такое плохо» сформировать какое-то поведение у ребенка невозможно» отметила Юлия. И именно учитель способен повлиять на ребенка через каждодневные уроки, а не только внеурочные мероприятия и свою постоянную деятельность. Это важно, уверена руководитель проекта «Клевер Лаборатория».
Как измерить «уровень патриотизма» - не знает никто. Одно дело – участие школьника в каком-то патриотическом мероприятии, совсем другое – принятие ребенком ценностей, которые на этом мероприятии транслируют. Но транслировать «межпредметную» или «метапредметную» тему духовно- нравственных ценностей некуда – нет готовых учительских сообществ. В лучшем случае учителя объединены по предметному признаку, уровню образования, хорошо, если по географическому принципу. «Запуская «Клевер Лабораторию» и конкурс «Клевер ДНК», - объясняет Юлия Селюкова, - мы и ставили задачу, во-первых, объединить педагогов, которые работают с метапредметной темой духовно-нравственных ценностей и, во-вторых, найти практики, приемы, методики, наработки, которые в этой области сделаны».
Почему так важно именно объединить учителей по ценностям и работать с их квалификацией и их набором ценностей? Потому что никто больше не видит реальное изменение установок, ценностей, поведения учеников. «Вы никак не измерите этого, даже участие детей в общероссийских движениях хороший, но не абсолютный показатель. Кто-то делает это за рейтинг, баллы, плюшки и прочее», – отметила она.
«Конкурс – это отлично. Внеурочные мероприятия, праздники, общественные движения школьников – прекрасно. Но если не будет вдумчивой работы с педагогом любого предмета (не только завучами по воспитательной работе), повышения квалификации педагога в аспектах воспитания – мало какие подвижки нас ждут. Недостаточно прописать духовно-нравственные ценности в программе, нужно научить педагогов с этим работать. А если нет возможности всех научить, то дать им возможность учиться друг у друга, знакомиться с таким опытом. Чем, собственно, и занимается «Клевер Лаборатория».