Перейти к основному содержанию

Уроки ОПК. Дополнительный материал: Святость и святые

1. Что такое святость?

         Святой Дух, святой Сергий Радонежский, святые ангелы, Святая Земля — с этими и другими похожими выражениями учитель сталкивается во время занятий по ОПК довольно часто. Это неслучайно, ведь понятие святости — одно из ключевых как во всем христианстве, так и в отдельно взятом православии. Только разобравшись с ним, мы сможем полноценно ввести ребенка в богатую традицию нашей многовековой русской культуры, общей для всех восточнославянских народов.

Русское слово «святой» восходит к индоевропейскому корню «sv» («su»). Этот корень указывает сразу на рост вверх и на причастность к свету. То есть в целом говорит об устремленности к Небу и причастности к чему-то запредельному, прекрасному, вечному. О причастности Богу.

         В других языках, из которых выросла христианская культура, - иврите, греческом и латыни  — аналоги понятия «святой» имеют значение «отделенный», «избранный», «обособленный». Уже в мировоззрении древних людей из привычного окружающего мира выделялась особая часть, в рамках которой действовали совершенно иные законы и которая не подчинялась превратностям материального бытия.

         Христианство объединило две эти семантики. Святой — это человек, который по ряду критериев отличается от прочих людей и в максимально полной мере связывает свою жизнь с Творцом. Сама же святость — это набор тех качеств, свойств, которые делают человека причастным Богу и Вечности.

2. Зачем нам нужны святые?

         Одна из важных задач, стоящих перед учителем на занятиях по ОПК, состоит в том, чтобы связать знания о православной культуре родной страны с той реальностью, в которой живет ребенок. То есть, применительно к теме святости, не только рассказать о самом понятии, но и постараться донести, какую роль святые играют в жизни целого народа и отдельно взятой личности.

         Если обобщить все написанное о святых людях, то можно выделить три основные мысли:

— святые служат христианам примерами правильно устроенной духовной жизни, образцами поведения и образа мысли, который максимально соотнесен с заповедями Божьими. Они — ориентиры на пути спасения;

— святые нужны верующим, как чистая вода в повседневности. Чем чище вода, тем меньше концентрация примеси в ней; чем больше в мире святых, тем меньше в нем присутствие зла и тем больше добра и Божьего света.

▪️ В качестве иллюстрации на уроке можно предложить детям поэкспериментировать, подливая в сосуд с окрашенной жидкостью чистую воду, а затем прокомментировать увиденное ими в ключе рассматриваемой темы.

—  святые в традиционных христианских конфессиях воспринимаются как помощники людей. Для православия в целом очень важна идея заступничества, когда человек, который собственной жизнью угодил Творцу, получает от Него способность благотворно влиять на окружающих и самому быть проводником того света, источником которого является Бог.

▪️ Можно предложить детям отразить солнечный луч зеркальцем, металлической крышкой и книгой, а затем натолкнуть их на вывод: чем чище и глаже поверхность — тем лучше от нее отражается свет. Можно также понаблюдать за светом через стекла разной степени чистоты, а затем спросить у детей: через какую среду свет проходит лучше?

3. Что говорит о святости Библия?

          В Писании — как в Ветхом, так и в Новом Заветах — раскрываются компоненты святости (причастность к Богу, отделенность от мира, чистота). Вот наиболее характерные цитаты:

«Освящайте себя и будьте святы, потому что Я, Господь Бог ваш, свят» (Лев. 20:7);

«Покажу Мое Величие и Святость Мою» (Иез. 38:23);

«Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет. 1:16);

«Свят, Свят, Свят, Господь Вседержитель» (Откр. 4:8).

4. Кто может стать святым?

         Святым, в принципе, может стать любой человек. Для этого ему необходимо быть устремленным к Богу и соблюдать его заповеди. Древние христиане так и называли себя — святые, то есть посвященные Богу. Но, в узком смысле, Церковь называет святыми особую категорию людей — тех, кто действительно может быть примером для подражания.

         Процесс признания человека святым называется канонизацией или прославлением. Канонизируют только уже умерших людей. Обычно этот процесс занимает несколько лет, а то и десятилетий. Сначала жизнь того или иного христианина исследуется на признак его причастности Богу, а также соответствия его поступков и образа мыслей идеалам, озвученным Христом. И если Церковь признает, что тот или иной «кандидат» достоин должной степени почтения, к нему начинают обращаться как к святому в полном смысле этого слова.

         В этом плане очень показательна история преподобной Анны Кашинской, почившей в середине XIV в. Она была сначала канонизирована, но спустя триста лет ее исключили из списка святых, и лишь незадолго до начала Первой мировой войны непредвзятый трезвый подход помог все-таки церковной комиссии увидеть в этой женщине, прошедшей удивительный жизненный путь, великую христианскую святую.

5. Какие бывают святые?

          Все мы разные. И у каждого из нас  свои таланты. И, конечно же, путь к Богу  тоже уникален. По этой причине в Церкви в течение веков сложилась традиция распределять святых по ликам — группам, соответствующим тому или иному подвигу, который нес святой.

         а) Наиболее древняя группа — это праотцы — те, кто стоял у истоков человечества: Адам и Ева, Сим, Ной, Авраам и Сарра. Их было довольно много, но все они объединены одной особенностью: в то время, когда мир отпал от Бога, казалось бы, бесповоротно, они сохраняли верность Ему и передавали новым поколениям знания о Нем.

         б) Следующая группа — пророки. Их задачей была подготовка мира к пришествию Спасителя Иисуса Христа. Пророков было много. Они имеют разный социальный статус и происхождение, но каждый из них обладает удивительной судьбой. Среди них были и цари, и простолюдины, и богатые, и бедные, и интеллектуалы, и люди физического труда. И все они одинаково ждали пришествия Господа и исполнения обещания о том, что в мир воплотится Сам Бог. Моисей и Илия, Давид и Соломон, Самуил и Даниил, и, конечно же, Иоанн Предтеча — все это пророки.

         Среди святых особое место занимает Пресвятая Богородица, больше всех послужившая делу нашего спасения. Несмотря на то, что Церковь рассматривает Ее жизнь и служение в совершенно иных категориях, чем обычного святого, именно Она в полной мере является примером того, что мы можем назвать абсолютной святостью.

         Дева Мария смогла настолько глубоко и искренне полюбить Бога, настолько тесно связать с Ним Свою жизнь, что лишь Ее Господь усмотрел в качестве Своей Матери.

        Почитание Богородицы в Церкви имеет свои особенности. Например, в Ее честь не принято называть людей. Тем не менее, среди святых Она считается самой первой Заступницей и Помощницей христиан. Именно к Ней чаще всего обращают свои молитвы православные после Бога.

        в) Еще один лик святых — это апостолы. Они были ближайшими учениками Христа — воплощенного Бога и Творца. Именно их глаза видели Его Самого, а уши слышали Его слова. Как мы знаем, свидетельства очевидцев всегда имеют куда большую ценность, чем записи — пусть даже и авторитетного — историка. Именно такими очевидцами для Церкви и являются апостолы. Они же стали и первыми ее устроителями — первыми, кто дал начало жизни церковного организма, кто заложил те принципы, по которым христиане живут и по сей день.

Среди апостолов выделяются четыре особых человека — евангелисты: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Это они в письменном виде зафиксировали опыт живого общения с живым воплотившимся Богом.

         г) Апостолы дали начало еще одному лику святых — мученикам. Формально мученик - это тот, кто закончил свою жизнь насильственной смертью, наступившей из-за того, что человек был настолько верен своим убеждениям и вере, что даже под угрозой смерти от них не отрекся. Но это — формальное определение. По сути же своей мученик (по-гречески «martyros») — это свидетель, а свидетельствовать, в принципе, призваны все христиане. Но все же «кровных» мучеников Церковь всегда выделяла особо, и это неудивительно, потому что страх смерти для простого обывателя — это наиболее значимый страх в жизни, и преодолеть его для большинства из нас — задача весьма трудная.

         д) Есть в Церкви и другой тип мучеников — преподобные. Их не убивали, им не причиняли каких-либо значимых страданий. Но они избрали жизненный путь самоотречения — путь монашества. Преподобные — это сотни тысяч подвижников, которые молились Богу и в глуши пустынных мест, и в тихих кельях монастырей, и в каменных джунглях городов, и среди буйства дикой природы.

          Много преподобных было и в истории России. Антоний Печерский, Евфросиния Полоцкая, Сергий Радонежский, Нектарий Оптинский, Серафим Саровский… Кстати, среди них было много и так называемых «старцев» — тех, кто брал на себя очень тяжелую ношу духовной опеки над простыми людьми, нуждающимися в их помощи и совете.

          Есть преподобные и в наши дни. Они еще не канонизированы, то есть не признаны официально, но люди их уже сейчас почитают как пример для подражания. Например, почившего в 2006 году архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

         е) Еще одна очень обширная категория святых — это святители — епископы, которые особо отличились в деле управления своей паствой. Обычно это либо те, кто всю свою жизнь посвятил миссионерству, проповеди и делам просвещения (например, Стефан Пермский, Макарий Московский, Игнатий Брянчанинов), либо владыки, чьим главным подвигом в жизни было социальное служение (Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Лука Крымский).

         Святители — это всегда мудрые управители, которые не просто командовали людьми, а видели в каждом члене своей паствы уникальную Божью личность, за которую они были в ответе перед Творцом.

         ж) И, наверное, перечисление основных ликов святости стоит завершить праведными. Это простые миряне и священники, которые угодили Богу самым трудным подвигом — благочестивой жизнью в миру.

          Этот подвиг мы называем самым трудным потому, что и монастырь, и епископская кафедра, и мученическая стезя — все-таки условия экстраординарные. Они хоть и требуют от человека максимального духовного напряжения, но вместе с тем создают и атмосферу, которая помогает проходить этот подвиг. В обычной же (не монашеской и не экстремальной) жизни многое не способствует, а — даже наоборот — мешает полноценному исполнению Божьих заповедей. Именно поэтому быть простым праведником очень трудно. Но именно эти трудности и преодолевали Иоанн Кронштадтский, Матрона Московская, Симеон Верхотурский и многие другие подобные им.

На самом деле ликов святости больше. Это и бессребреники — врачи, не бравшие плату за свой труд; и юродивые — люди, которые надевали на себя личину безумия и под этой маской скрывали богатые духовные дары; и благоверные — политики, сохранившие верность Христу вопреки огромным соблазнам, которые таит в себе мирская власть.

          Как видим, святость многогранна и многолика, именно поэтому Церковь так ценит, с одной стороны — индивидуальность каждого своего члена, с другой стороны — возможность систематизировать этот опыт и найти в каждом из этих примеров святой жизни что-то важное для любого человека.

6. Святые в нашей жизни.

          Активное почитание святых (почитание значит, прежде всего, следование их жизненному примеру) повлекло за собой возникновение нескольких важных традиций, укоренившихся в церковном опыте.

В честь святых называют вновь крещенных людей. Почти каждый православный верующий имеет своего небесного покровителя, имя которого он носит. День памяти того святого, чье имя носит человек, называется именинами.

         Дата именин конкретно взятого верующего определяется очень просто: это первая, следующая за его днем рождения дата, на которую выпадает день памяти святого с тем же именем. Правда, бывает и такое, что родители сознательно называют ребенка в честь конкретного святого, и тогда уже именинами считается день памяти именно этого угодника Божьего.

У каждого святого есть день памяти — подвижная, либо неподвижная дата в календаре, когда этот святой особым образом молитвенно упоминается в церковной службе. Обычно это дата смерти святого, то есть день, когда он перешел в жизнь вечную и, иначе говоря, пережил второе рождение, окончательно воссоединившись со Христом. Иногда таких дней памяти бывает несколько. Наиболее яркий пример — Предтеча Господень Иоанн Креститель. В разные дни года мы празднуем его рождение, смерть и обретение его главы. И таких примеров довольно много.

Достаточно часто от святых остается материальное свидетельство их святости — то, что в Церкви принято называть мощами. Почитание останков наиболее угодивших Богу христиан фиксируется уже в римских катакомбах II века. Нужно сказать, что христианство всегда относилось к телу с особым почтением, настаивая на том, что и оно после Страшного суда станет участником вечной жизни. И святые мощи — вполне закономерное выражение этой идеи.

        Некоторые святые мощи нетленны, то есть не подверглись разлагающему воздействию времени. Например, мощи преподобного Александра Свирского, которые вот уже пятьсот лет сохраняют вид останков недавно умершего человека. Ученые до сих пор не могут найти этому явлению рационального объяснение, поскольку нетление мощей наблюдается даже там, где естественная мумификация тела невозможна. Например, мощи преподобных отцов Печерских — монахов, которые подвизались в Киеве, в склонах днепровских круч.

7. Как узнать о святом?

         Вполне очевидно, что если святой является для нас образцом подлинной христианской жизни, то нам необходимо откуда-то почерпнуть информацию об этом человеке. И тут на помощь приходят жития. Это особый тип литературы, в котором рассказывается о подвигах того или иного угодника Божьего. В чем-то жития напоминают биографию, но есть и существенное отличие от нее: житие отличается от жизнеописания, как икона от портрета.

         Агиограф (человек, который занимается составлением житий) особое внимание уделяет не разным интересным деталям или случаям из жизни святого, а широкими мазками и как бы схематично обрисовывает для нас саму суть того подвига, который совершил Божий угодник. Житие — это некая формула, которая дается нам свыше для облегчения такого важного и такого трудного пути к Царству Небесному.

         Чтение житий до появления массовой художественной литературы было одним из любимейших занятий наших предков. Их не только читали, но и — в силу дороговизны писчих материалов — запоминали наизусть, пересказывали и даже писали иконы.

         Так называемые клейма — небольшие миниатюрки, изображавшие тот или иной житийный эпизод. Особенно популярными клейма были в новгородской иконописной школе.

         Житийные сюжеты занимали особое место и в храмовой живописи. Церкви Ярославля, Суздаля, Пскова, деревянные храмы Поморья, казацкие соборы Кубани и Запорожья наполнены этими светлыми изображениями в народном стиле, которые передают любимые нашему сердцу эпизоды из жизни наиболее чтимых русскими людьми святых.


» Понятие к уроку ОПК