Перейти к основному содержанию

Урок 30. Суд Божий и суд человеческий


Фреска "Страшный Суд " в Успенском Соборе во Владимире. Прп. Андрей Рублев

Ответственная миссия

Православное христианство учит, что Всесовершенный Бог создал человека по Своему образу — с разумом, даром слова, свободной волей, творческими способностями. В течение земной жизни он призван раскрыть этот образ и уподобиться Богу, Который есть Любовь и Источник всякого добра. Поэтому человек предназначен творить добро и совершенствоваться в любви. Причем православные христиане верят, что в полной мере это невозможно осуществить самостоятельно, в отрыве от Бога. Только любя Бога, находясь с Ним в общении, человек может исполнить и свою ответственную миссию, порученную Богом — являть и умножать любовь в мире.

Грехопадение человека исказило его природу, разрушило состояние единства с Богом, принесло в земную жизнь страдания и смерть. Изначальное задание — уподобляться Богу в любви — стало выполнимо лишь в очень ограниченной мере. Единственное, что он мог, — это направить вектор своей жизни к Богу, стараться ограничить в себе грех, стремиться творить добро. Однако даже жизнь праведных людей оказалась безмерно далека от первоначального замысла Бога. Вместе с тем еще Адаму и Еве было обещано о приходе в мир Спасителя, который воссоединит разорванную связь между Богом и человеком. Этим Спасителем стал воплотившийся Бог Сын — Господь Иисус Христос. Христос явил полноту милосердия и жертвенной любви к людям и открыл путь к этим добродетелям для каждого. Со Христом человек вновь обрел возможность единения с Богом и достижения духовного и нравственного совершенства.

Блаженство и мука

Как уже было отмечено, следствием грехопадения стало то, что земная жизнь человека завершается теперь физической, телесной смертью. Вместе с тем, по православному представлению, душа человека не умирает с телом, а ожидает того момента, когда по образу воскресшего Христа все люди воскреснут (восстанут). Это значит, что души людей вновь соединятся со своими уже обновленными, нетленными (неразрушимыми) телами. Дальше для бытия людей последует уже не временное — изменяющееся, а вечное — неизменное состояние. Для одних этим состоянием будет вечная жизнь (блаженство), а для других — вечная мука.

Нередко обещанное Богом блаженство понимают в категориях земных наслаждений, а Его предостережение о муках –– в категориях физических страданий. Однако речь идет о другом. Вечная жизнь, блаженство понимается православным христианством как вечное пребывание в единстве с Богом, во свете Христовом, а вечная мука — как лишение навсегда возможности Богоообщения, приобщения к Божественному свету.

Страшный суд и его критерий

Окончательное разделение людей на наследующих вечную жизнь, блаженство и отсылаемых в вечную муку именуется Страшным судом. Этот Суд будет осуществлен Христом с участием Божией Матери, святого Иоанна Крестителя, святых Апостолов и всех святых людей и Ангелов.

Христос в Евангелии (Евангелие от Матфея, 25-я глава, 31–46-й стихиназывает четкий критерий этого Суда. Им оказываются — добрые дела, проявление милосердия и любви, т. е. то, что и составляет миссию человека в мире.


Страшный суд. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Равенна (Италия)

Разве может Бог, Который есть Любовь, судить?

Такой вопрос часто можно услышать. И Православие отвечает утвердительно. Но Бог-Любовь судит судом любви: тот, кто в этой жизни проявлял милосердие и жертвенную любовь, — соединяется навеки с Любовью, а тот, кто милосердия и любви не проявлял, — с Любовью быть вместе не может.

«Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога... Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь», — говорит один из ближайших учеников Христа — апостол Иоанн Богослов (1-е Соборное послание апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 4-я глава, 7–8-й стихи).

Как проявить милосердие?

Само понятие «милосердие» предполагает милующее, доброе сердце, открытое к другому человеку. Начинается милосердие с сочувствия или сострадания другому. Оно — не просто внешнее исполнение добрых дел, а именно, в первую очередь, обращенность к человеку и его нужде. Однако одним внутренним сочувствием милосердие тоже не ограничивается. Оно должно выразиться в конкретном деле: материальном и/или духовном.

В указанном евангельском отрывке о Страшном суде Христос приводит примеры того, как можно проявить милосердие: напитать голодного, напоить жаждущего, помочь бездомному, посетить больного или находящегося в заключении и сделать другие подобные дела нуждающимся людям. Кроме того, делом милосердия может быть молитва, слова утешения и поддержки, простое пребывание рядом с человеком.

Причем сделать это кому-то означает фактически сделать Самому Христу. А отказаться от такой помощи — значит не сделать это Христу.

Господь каждому человеку, как обеспеченному, так и не очень состоятельному, дает посильную возможность для проявления милосердия — как к самым родным людям, так и менее близким. Но и те, и те — ближние для человека вне зависимости от его, пола, социального статуса, национальной и религиозной принадлежности (см. Притчу о милосердном самарянине (Евангелие от Луки, 10-я глава, 25–37-й стихи) в теме «Евангельские притчи»»).

В Русской Православной Церкви существует Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, координирующий это важнейшее направление по всей территории Русской Православной Церкви. При Отделе действует православная служба помощи «Милосердие», которая оказывает как материальную, так и иные виды помощи (оформление документов, уборку в квартире, помощь по хозяйству и т. д.). У взрослых есть возможность стать волонтерами этой службы и иных подобных церковных и светских проектов. К некоторым видам помощи (например, подготовке поздравительных открыток, сувениров, упаковке небольших посылок и т. д.) можно привлекать и детей. Имеется подготовленное указанным Отделом методическое пособие по участию детей в делах милосердия.

Возможно для каждого

Приведем примеры двух женщин, живших в России в разное время (одна — во второй половине XIX — начале XX века; другая — примерно веком позже, наша современница). Первая прославлена Русской Православной Церковью в лике святых и при жизни обнаружила высокую чистоту души. Вторая — обычный человек со своими слабостями и недостатками. Но обе они посвятили жизнь служению милосердия к нуждающимся людям. Вероятно, их пример станет поводом для посильного и возможного подражания как взрослым, так и детям.

Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета — «белый ангел Москвы» (20.10.1864 18.07.1918)

Родилась в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Российского Александра III. Будучи изначально протестанткой, в 1891 году она после долгого изучения и раздумий приняла православную веру. В том же году великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Великая княгиня стала посещать московские храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, где видела много страданий. Везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.

После начала в 1904 году Русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам.

В феврале 1905 года от разрыва бомбы, брошенной террористом, трагически погиб великий князь Сергей Александрович. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Террорист не раскаялся. Она подала государю прошение о помиловании убийцы, которое, однако, удовлетворено не было.

После этих событий Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большой Ордынке участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

В феврале 1909 года обитель начала свою деятельность. В апреле 1910 года насельницы обители по разработанному специально церковному чину были посвящены в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную (безбрачную) жизнь в труде и молитве. Елисавета Феодоровна была возведена в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир... но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

4.jpg

В Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь. Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского (в монашестве — архимандрита Сергия) и без советов старцев Введенской Оптиной пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала.

С начала Первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

В мае 1918 года великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали и привезли в уральский город Алапаевск. Спутницу Елисаветы Феодоровны инокиню Варвару отпустили на свободу, но она добилась того, чтобы ей дозволили остаться при великой княгине.

5 (18) июля 1918 года Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара приняли мученическую кончину. По основной версии они вместе с другими узниками, в том числе представителями царской фамилии, были тяжко избиты, скинуты в шахту (рудник) и заброшены гранатами.

Несколько месяцев спустя армия адмирала Колчака заняла Екатеринбург и окрестности. Тела мучеников были извлечены из шахты. При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были перевезены в Иерусалим. В настоящее время их мощи находятся в храме Равноапостольной Марии Магдалины, относящемся к Русской Православной Церкви.

Память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается в день их мученического подвига 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Подробное житие преподобномученицы Великой княгини Елисаветы можно прочитать здесь.

6053faabef83ee6bfe5cb9ae_6265c00c153f97.61037064.jpg

В настоящее время Марфо-Мариинская обитель милосердия возрождена. О современной жизни обитель можно прочитать здесь.

Елизавета Петровна Глинка — «доктор Лиза» (20.02.1962 25.12.2016)

Родилась в Москве. В 1986 году Елизавета окончила медицинский институт по специальности «детский реаниматолог-анестезиолог».

В 1990 году вместе с мужем и сыном переехала в США. Там она прошла обучение по специальности «паллиативная медицина». Затем на добровольных началах стала работать в хосписе. На протяжении пяти лет Елизавета исследовала деятельность хосписов, изучала, как помогают безнадежно больным людям и облегчают их страдания. Она захотела открыть подобное учреждение в России.

В 1994 году Елизавета Петровна участвовала в открытии Первого московского хосписа, созданного врачом-онкологом Верой Миллионщиковой и английским журналистом Виктором Зоргой.

Вскоре после этого Елизавета с семьей переехала на Украину в связи с работой супруга. Там она продолжила заниматься организацией паллиативной помощи. В 1999 году в Киеве она основала первый украинский хоспис, открытый при онкологической больнице.

Спустя два года Елизавета Глинка снова вернулась в Америку. Оттуда она продолжала курировать работу киевского хосписа. Также Елизавета вошла в правление фонда «Вера», помогавшего хосписам.

В 2007 году, из-за болезни матери, Елизавета Петровна вернулась в Москву. В 2007 году в Москве Глинкой была основана международная общественная организация «Справедливая помощь». Основной сферой деятельности этого благотворительного фонда стала помощь бездомным, неизлечимым больным с онкологией и другими заболеваниями, оставшимся без денег и крова инвалидам и пожилым людям. Елизавета Глинка лично участвовала во всех акциях фонда, приезжала на Павелецкий вокзал, раздавала еду, одежду и лекарства нуждающимся, организовывала оказание бесплатной медицинской и юридической помощи, создание пунктов обогрева для бездомных.

4c557a64f0c03be7f87738083e5971f7?img-format=auto&img-1-resize=height:710

В 2010 году после случившихся в нескольких регионах России волн летних лесных пожаров, вызванных аномальной жарой, Елизавета Глинка организовала сбор средств для помощи пострадавшим.

В 2012 году она вместе с фондом собирала вещи и средства для помощи жертвам наводнения в Краснодарском крае.

С 2015 году во время войны в Сирии доктор участвовала в гуманитарных миссиях, привозила в страну медикаменты, организовывала оказание медицинской помощи нуждающимся.

8 декабря 2016 года Елизавета Петровна Глинка получила Государственную премию за выдающиеся достижения в правозащитной деятельности.

25 декабря 2016 года во время очередной поездки с партией лекарств для сирийского госпиталя Елизавета Глинка погибла в авиакатастрофе. После ее смерти фонд продолжил свою работу.

О Елизавете Глинке подробнее можно узнать из ее интервью православному журналу «Фома» и порталу «Православие.ру».

«Да не судимы будете»

Одной из самых значительных преград на пути к любви и милосердию по отношению к ближним является осуждение — уничижительное мнение и/или высказывание о человеке, пристрастно характеризующее его недостатки. Осуждая, человек выносит самостоятельный суд над другим — он пьяница, он глупец, он подлец и т. д., ставя ярлык и закрывая свое сердце. 

Христос говорит: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Евангелие от Матфея, 7-я глава, 1–5-й стихи). 

Он призывает заботиться, в первую очередь, о своей душе, что даст возможность затем со смирением и любовью помогать другим.


Ф.А. Бруни. Страшный Суд. Роспись в Исакиевском соборе в Санкт-Петербурге

» Понятие к уроку ОПК