Хранителем православного вероучения, нравственных норм, всей полноты православной культуры является Церковь Божия.
Слово, которое на русском языке звучит как «церковь», в разных языках имеет различную этимологию. По сути у него есть два ключевых значения:
Дом Божий, храм, место, где совершается богослужение.
Собрание «призванных»; Народ Божий — верующие в Господа Иисуса Христа, собранные из разных народов Святым Духом воедино с одной Главой — Христом.
Именно это второе значение имеется в виду в словах Господа Иисуса Христа, сказанных Апостолу Симону (Петру) после его исповедания Христа Сыном Божиим:
«Я говорю тебе: Ты — Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Евангелие от Матфея, глава 16, стих 18).
Под камнем здесь понимается твердая вера Апостола во Христа как Богочеловека, которую он ясно выразил. По слову Христа, никакое зло: ни внешнее (гонения, различные нападки), ни внутреннее (нестроения, разделения, тяжелые грехи ее членов) не разрушит Церковь, так как всегда останутся верные Христу люди, а Сам Он пребывает среди них «во все дни до скончания века» (Евангелие от Матфея, глава 28, стих 20).
Святитель Иоанн Златоуст говорит о Церкви:
«В этом собрании находимся не мы одни, но и пророки, и апостолы, и все святые, а что важнее всего — среди нас находится Сам Владыка всего Иисус Христос».
Церковь условно разделяют на земную, состоящую из ныне живущих ее членов — священнослужителей и мирян, а также небесную, которую составляют Пресвятая Богородица, ангелы, святые, усопшие христиане. Земную Церковь именуют также воинствующей, так как ее члены борются со своими грехами и духами злобы — сатаной и бесами, а также она в целом противостоит злу, или — странствующей, так как здесь, на земле, ее члены еще не достигли своего пристанища — Царства Небесного, а только движутся, стремятся к нему. Небесная Церковь именуется торжествующей, так как уже достигла Отечества Небесного.
Земная и небесная Церковь, имея различия по составу и условиям жизни своих членов, тем не менее не существуют изолированно друг от друга. Они находятся в общении через молитву и Таинство Причащения (Евхаристии) и взаимодействии.
Православные христиане убеждены, что Церковь не является лишь обычным обществом единоверцев и единомышленников, но Богочеловеческим организмом «Телом Христовым» (см. Послание апостола Павла к Ефесянам, 1-я глава, 22–23-й стихи), единой Главой которой Он является, а каждый православный христианин — уникальный член этого Тела. Православные христиане верят, что только в Церкви, исповедуя православную веру, углубляясь в Слово Божие, стараясь исполнять евангельские заповеди, обращаясь к Богу в личной и общей (на богослужении) молитве, участвуя в святых Таинствах, общаясь друг с другом в духе любви, возможно обрести полноту единства с Богом и друг с другом — спасение.
Церковь именуется Единой, Святой, Соборной и Апостольской.
Церковь — едина, единственна, как един — Сам Бог. Она одна по всей земле. Ее единство происходит через единство веры ее членов и единство Таинства Причащения (Евхаристии), в котором все они участвуют.
Православные христиане убеждены, что именно Православная Церковь по сей день является той самой Церковью, которую основал Господь Иисус Христос, так как она сохранила неизменными учение Церкви, непрерывность церковной иерархии, совершение Таинств Церкви. В этом смысле ни Католическая, ни различные протестантские церкви — подлинной Церковью не являются.
Церковь свята, так как Святым является ее Глава — Господь Иисус Христос. Церковь действием Святого Духа освящает ее членов посредством участия в Таинствах, в том числе в Таинствах Исповеди (Покаяния) и Причащения (Евхаристии).
Церковь является Соборной, или Вселенской. Она распространена по всему миру. Кроме того, здесь на земле, Церковь управляется не единолично главами отдельных поместных Церквей, а Соборами (собранием) ее глав и членов.
Церковь является Апостольской, как утвержденной на вере и служении апостолов, установивших церковную иерархию. В Церкви осуществляется апостольское преемство по сей день.
Днем рождения Церкви именуется событие — праздник Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа на Апостолов). С того момента апостолы, а вслед за ними и другие члены Церкви являются преображенными действием Святого Духа. Они стали способны преодолевать свои человеческие слабости и немощи благодаря действию в них Божественной благодати. В этот день в русской традиции храмы украшают зеленой травой и березовыми ветвями. Это символ обновленной, святой жизни, которую дает Святой Дух, и тех ростков этой жизни, которыми являются христиане. О том как рассказать детям, «почему на Троицу в храме березки», можно прочитать здесь.
В Церковь вступают по вере через Таинство Крещения. Благодать Святого Духа, воспринятая в Крещении, должна получить дальнейшее раскрытие в жизни христианина.
— Зачем нужна Церковь? 10 тезисов. Цикл «Коротко о главном. Православное вероучение». Митрополит Иларион (Алфеев) (продолжительность 9:17 мин.)
— Что нужно знать о Церкви? 10 тезисов. Цикл «Коротко о главном. Православное вероучение». Митрополит Иларион (Алфеев) (продолжительность 9:00 мин.)
— Беседа о Церкви. Митрополит Сурожский Антоний (продолжительность 19:46 мин.)
Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.