Skip to main content

Blog entry by Лаборатория Клевер

Жизнь и технический прогресс не стоят на месте. С начала промышленной революции в XIX в. жизнь человека изменилась до неузнаваемости. Оставив вопрос о первичности материального и духовного, нельзя не заметить, как сильно технические новинки влияют и на наше социальное поведение, общественные и родственные связи. Остались в прошлом ситуации с выданной замуж и навсегда оторванной от семьи дочерью – сегодня железная дорога, скоростные автотрассы, авиасообщение позволяют активно поддерживать связи, раньше заметно ослабевающие на расстоянии. В начале XXI века к этому добавились цифровые технологии, позволяющие активно общаться и развивать социальные связи, не меняя своего места пребывания.

Молодёжь, как водится, намного легче принимает новинки и активнее участвует в новых форматах социальных связей и отношений. Иногда вопреки, а иногда и вследствие воспитательных практик, дети часто растут не такими, какими хотелось бы видеть своих чад родителям.

Очевидно, в последнее десятилетие главной опасностью для подрастающего поколения всем видится всеобщая цифровизация и гаджетизация. Дети не вылезают из соцсетей, их невозможно оторвать от экранов. В результате страдают здоровье, учёба, семейные связи. Личность подростка в целом деформируется (или эволюционирует?).

Не секрет, что гаджеты и современные цифровые технологии не способствуют развитию критического мышления, глубокому проникновению в предмет. В цифровом мире ценится оперативность, краткость, насыщенность смыслами. Таким образом формируется клиповое мышление, которое весьма далеко от культуры в традиционном понимании слова. Как говорит профессор кафедры педагогики ПСТГУ, доктор педагогических наук Ольга Леонидовна Янушкявичене, дети сегодня «не перегружены в большинстве своём какой-то культурой, но зато большинство из них погружены в эти гаджеты. Получается, что ребёнок, который должен был до этого общаться с родителями, учителями и, действительно, впитать в себя человеческое общение и за счёт этого общения сформировать свою собственную личность, лишён этого».



Ольга Леонидовна называет таких детей «поломанными». Почему? Потому что такое «воспитание гаджетами» мешает формированию у человека нравственного стержня.

Дети, которые сейчас растут, не перегружены вниманием родителей. Они сидят в своём гаджете, родители в своём. Получается, что человеческий нравственный стержень, который должен быть в каждом человеке, чтобы сделать человека человеком, они от родителей недополучают. В этом они получаются сломанными.


Как бороться с этим? Краткосрочный школьный запрет на пользование гаджетами не вызовет интереса к учёбе, скорее станет триггером агрессивного поведения и протеста. О.Л.Янушкявичене делится своим опытом долгосрочного цифрового детокса для детей.

В начале для многих это было неприятно, необычно, своего вида «ломка», только дети не были настолько погружены ещё в свои гаджеты, чтобы сильно страдать. Понимаете, мы общались у костра, очень много говорили о человеческих качествах. Мы жили с ними. Люди жили с людьми. Это может быть странно звучит, но детям остро не хватает просто жизни с людьми, а не в гаджетах.




Однако это лишь полдела. Вырвав детей из цифры, встаёт вопрос: а что дальше? Что дать детям в это недолгое время, когда они восприимчивы и готовы к «нравственным открытиям» и формированию моральных принципов на всю жизнь? Если уж мы добились хотя бы временного отрыва ребёнка от постмодерна, то логичным материалом для этого основания станет традиция: традиционные культура, религия, морально-нравственные основы. «Фундаментом этого общения была всё-таки православная культура. То есть главное: что есть Бог, что он любит каждого человека, ребёнка. Это было необходимо каждому услышать. Я помню, как мы однажды вынуждены были разрешить ситуацию с одной девочкой. Она осознала, что плохо поступила, расплакалась... У детей ведь и рефлексия зачастую также отсутствует... Я обняла её и сказала, что ты поступила, конечно, плохо, но ты не расстраивайся, мы тебя не перестали любить, и тебя любит Бог. Эта весть, что Божья любовь никогда не перестанет, очень нужна каждому ребёнку», - делится опытом Ольга Леонидовна.




То есть, вырвав из холодного цифрового мира, ребёнку нужно дать именно то, чего так не хватает в соцсетях: живого общения, рефлексии, человечности. Нет ничего лучше православной культуры и основ христианской веры для закладки этого фундамента личности. То ощущение нужности и неоставленности, которое даёт только Бог и которое не может дать экран смартфона, вот чем нужно делиться с «поломанными» детьми.

Другая проблема, с которой сталкиваются как дети, так и взрослые -проблема самоидентификации. Кто я? Откуда я? Зачем пришёл в этот мир и куда иду? Ответы на эти вопросы необходимо искать в традиционной культуре, религиях. Ибо современный постмодернистский мир и сам задаётся этими вопросами и не даёт ответа…

О.Л. Янушкявичене, ссылаясь на работы отечественных психологов и свой опыт, выделяет три пункта, необходимые для самоидентификации ребёнка в мире:


  1. Имя. 

Какое сейчас имя у подростков? Ник, который можно сменить. То есть категория имени стала плавающей. Тебя могут совсем по-разному называть, воспринимать. Эта опора не работает. А в православной культуре она есть и работает, потому что у каждого человека не просто имя, а он крещён в храме каким-то конкретным личным именем. И это имя не просто взято из головы, а имя святого. И с этим святым у тебя на всю жизнь существует связь. И этот святой тебе помогает.

  1. Половая принадлежность.  

Очень необходима, потому что человек теряет свою принадлежность, не понимает, кто он. Наши подростки, которые сидят в гаджетах, понятно, видят, что можно быть и мальчиком, и девочкой, можно быть вообще неизвестно кем. Как идентифицироваться человеку? В православной культуре всё очень понятно – есть мужчина, есть женщина, у каждого своё служение. Если ты мужчина, ты служишь определённым образом Богу и людям, а если женщина – своим образом. И это служение не хуже и не лучше. Самоидентификация, именно, в православной культуре имеет твёрдое основание, позволяющее избежать внутренних конфликтов и проблем с самоидентификацией, перерастающих в проблемы психического характера..

  1. Признание другими людьми. 

Сейчас острой проблемой в школе стал буллинг, травля детей со стороны других учеников. Человеку нужно человеческое признание. Он его не ощущает,  если  не имеет близкого общения с другими людьми. Ему трудно ощутить признание другими, если он в гаджете проводит достаточно долгое время. Это большая проблема для подростков. А в православной культуре каждого человека любит Бог. Основа общения православных людей – любовь. И это чувствуется. По-настоящему православный человек  согревает тех, кто рядом с ним. 

Православная или иная традиционная культура обязательно должна присутствовать в процессе образования.  Это хорошее подспорье в «собирании» «поломанных» детей, являются ключом и путём к формированию настоящего Человека «В наше время размытых ценностей жизненно важно, чтобы была православная культура именно в подростковом возрасте. Хотя бы с 5 по 9 классы. Без этого людей может не быть. Очень трудно жить, когда не знаешь, кто ты».

Алексей Балашов



[ Modified: Среда, 15 декабря 2021, 5:07 ]