Повышение квалификации
Образование

Ведущие каналы восприятия информации

Ведущие каналы восприятия информации

Многие ли из нас знают про ведущие каналы восприятия информации? Знание это помогает педагогу выбирать более удобные способы самообразования. Для обучения других выбор более эффективных способов подачи информации — неотъемлемая часть профессионализма педагога. Рассмотрим удобную типологию, при помощи которой можно конструировать подходящую форму урока и контроля для своего класса.

Существует семь стилей учения:

  1. Словесно-аудиальный.

При нём ученик легче усваивает информацию через словесное объяснение. Наиболее предпочтительная форма контроля — устный экзамен. Возможно, это те самые ораторы класса, способные заговорить зубы любому.

  1. Визуальный.

При таком стиле для обучаемого наиболее комфортно свободное обсуждение с использованием визуальных примеров и контрольные с письменными ответами. Таких учеников просто выявить: им достаточно легко даются сочинения и самостоятельные, а вот при необходимости устного ответа они могут начать путаться или мямлить. Также можно обратить внимание на то, что они много читают или увлекаются визуальным искусством.

  1. Аналитический.

Для этих ребят информацию необходимо систематизировать: опираться на информацию из учебника, презентацию, делать схемы. В форме контроля здесь удобнее всего тесты закрытого типа с выбором одного из вариантов или решение задачи. Проще говоря — как ЕГЭ по математике. Совсем не обязательно такие ученики будут склонны к точным наукам, однако могут проявлять тягу к естественным, например, биологии, или же систематизировать всё в гуманитарных.

  1. Синтетический.

Обратная сторона аналитики. Им важно изучить оригинальный текст, выделить из него общую идею, а потом, на основе этого, выдумывать своё. В форме контроля им комфортнее всего давать свои развернутые ответы или делать творческие задания. Этим ученикам тоже могут хорошо удаваться сочинения, возможно, они будут предлагать нестандартные способы решения задач. При таком стиле учения важно переработать изначальный источник и привести его к новой форме. Зачастую эти ученики могут быть достаточно творческими и увлекающимися личностями.

  1. Импульсивный. 

Название стиля говорит само за себя. Здесь доминирует склонность к быстрому темпу обучения, смене деятельности и работе в группе. При необходимости 45 минут сидеть и слушать ученики с этим стилем начинают вертеться, качаться на стуле и всячески отвлекаться. Зато когда надо сделать всего понемногу — работают отлично. У них высокая переключаемость, но быстро снижается фокус. Для них предпочтительны задания с фиксированным сроком выполнения. У них может не быть склонности к конкретным предметам и деятельности, но такой тип поведения отлично заметен в классе и на дополнительных занятиях. Для них стоит обеспечить те самые «драмкружок, кружок по фото, мне ещё и петь охота». Потому что им нужен результат сразу, сейчас. Это часто называют «клиповым мышлением», но в нем нет ничего плохого, если погрузить в ту деятельность, которая полностью увлекает.

  1. Рефлексивный. 

Противоположность импульсивному. Это медлительные ученики, они предпочитают размышления, долгосрочные проекты, сосредоточенность на одной деятельности. В качестве форм контроля им лучше даются задания с неограниченным сроком деятельности, жесткие сроки и дедлайны их нервируют. Тяготеющие к этому типу обучения дети зачастую предпочитают засесть, надолго сконцентрировавшись на деле и забыв обо всём, зато потом выдают хороший результат. В плане склонностей обычно выбирают один-два предмета или группу связанных, например, биологию, физику и химию, и занимаются в основном ими.

  1. Кинестетический. 

Это обучение для людей опыта. Таким ученикам легче запомнить то, что они узнали на практике, будь то экскурсия или химический опыт. Формы контроля для них соответствующие: лабораторные работы, демонстрационные эксперименты. Чаще всего эти учащиеся склонны к предметам, легче изучаемым на практике, естественным наукам или творчеству. Остальные предметы могут выступать подспорьем для их увлеченности практическим, например, математика, чтобы понимать физический эксперимент.

Как определить все эти семь стилей? 

Простым наблюдением за классом. Или опросом самих учеников, каким способом им легче усваивать и работать с информацией. 

Чистых стилей обучения не бывает, как в любой типологии. Есть наиболее распространенные смешения стилей. Например, синтетический сочетается с кинестетическим. Визуальный и аудиальный часто сочетаются с любыми другими. 

Опираться на все и сразу стили при построении урока невозможно, но выделить основные и соединять их между собой — вполне реалистично. Кроме того, стоит как опираться на имеющиеся в классе стили обучения, так и развивать те, что представлены слабее. Например, если в классе почти отсутствует синтетический стиль, можно специально давать творческие задания. Вариантов использования этой типологии много, но основной её смысл в том, чтобы сделать более эффективным как обучение детей, так и работу учителя. 

Более подробно об этом можете узнать, посмотрев заседание Психолого-педагогической мастерской, посвященное этой тематике.