Перейти к основному содержанию

Урок 14. Крест

Материал для учителя

Вход Господень в Иерусалим: коротко о празднике. Православный журнал «Фома»https://foma.ru/vhod-gospoden-v-ierusalim-korotko-o-prazdnike.html

Священник Константин Пархоменко. Просто крест. Православный журнал «Фома» https://foma.ru/prosto-krest.html

Видео для учителя

Что нужно знать о кресте. 10 тезисов митрополита Илариона. Цикл «Молитва, храм и богослужение»(продолжительность – 7:33) 

Священник СтахийКолотвин. Что такое Крест Христов? Портал Экзегет.ру(продолжительность – 7:49)

Изображения

Воскрешение Лазаря. Икона. Ок. 1546 г. Музей Бенаки, Афины, Крит.

Вход Господень в Иерусалим. Фреска монастыря Дионисиат, Афон

https://media.pravoslavie.ru/56526.b.jpg?1461499832

Вход Господень в Иерусалим. Середина XII в. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Италия https://media.pravoslavie.ru/56511.b.jpg?1461499834 

Вход Господень в Иерусалим. X в. Слоновая кость. Музей византийского искусства, Берлин 

https://media.pravoslavie.ru/56513.b.jpg?1461499796 

Вход Господень в Иерусалим. 1497 г. Икона праздничного ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

https://media.pravoslavie.ru/56559.b.jpg?1461499763 

Освящение вербы. Русская Православная Церковь Московская Епархия

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия.

Икона омовение ног из иконостаса. Софийский собор, Новгород.

   

Четырехчастная икона Тайная Вечеря, Омовение ног, Моление о чаше, Взятие Христа стражей. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

 

Четырехчастная икона Страсти Христовы. Новгородская таблетка из Софийского собора. XV век. 

Четырехчастная икона: Целование Иуды, Христос перед Каиафой и Анной, Отречение Петра, Приведение Христа к Понтию Пилату, XV в. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.

 Шествие на Голгофу (Ведение ко кресту). Из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Музей им. Андрея Рублева. Ок. 1497 г.

 

Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев. Поругание Христа. Икона. 1509 г. Софийский собор, Новгород.

Распятие. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, Москва https://culture-art.ru/wp-content/webp-express/webp-images/uploads/2017/05/Картина-Распятие-Конец-XIV-века-Московская-школа.-Темпера..jpg.webp

Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами. Афанасьевский краеведческий музей. 

Распятие, с избранными святыми и сценами страстей. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник .

Оплакивание. Фреска на северной стене Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, Псков. До 1156 г.

Снятие со Креста. Из праздничного чина. Ярославский художественный музей. Последняя четверть XVI в.

 

В.П.Верещагин Несение креста. Фреска Христо-Рождественского кафедрального собора Липецка

Страстная Седмица. М.В. Нестеров, 1933 г.Церковно-археологический кабинет Московской православной духовной академии, Сергиев Посад, Московская обл. https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2017/04/mihail_vasilevich_nesterov_strastnaya_sedmica/ 

В.М.Васнецов. Плащаница. Государственная Третьяковская галерея, Москва. 

Обретение Креста. Афон, монастырь Пантократор. XVII в.

Цитаты

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23).

«Если Моисея и пророков не слушают,то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят»(Лк.16:31).

«Наступает время, когда мертвые услышатглас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5:25).

«Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами» (Ин.11:43-44).

«кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

«кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35).

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8, 36).

«кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).

«истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1).

Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы. И положили в совете взять Иисуса хитростью и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе (Мф. 26, 3-5).

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: "и к злодеям причтен был" (Ис. 53, 12).

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собой. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: "не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется". И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: "разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий" (Псал. 21, 19).

Библиотека для детей

Крест, на котором распяли Иисуса.https://foma.ru/krest-na-kotorom-raspjali-iisusa-kto-i-kak-ego-nashel.html


Видео для детей

Вход Господень в Иерусалим. Цикл телепрограмм "Закон Божий". Телеканал «Радость моя» (продолжительность – 9:30)

Мультфильм-притча. Твой крест. Православный портал «Азбука веры»

(продолжительность – 12:10)

» Дополнительные материалы к уроку ОПК