Перейти к основному содержанию

Урок 14. Крест

Жизнь Иисуса Христа как путь ко Кресту

В соответствии с православным вероучением, в центре подвига Господа Иисуса Христа стоят Его добровольные страдания и смерть на Кресте. 

«На сей час Я и пришел» — говорит Христос (Евангелие от Иоанна, 12-я глава, 27-й стих). 

Эти события не были внезапны и спонтанны. Путь к ним Христос целенаправленно начал с самого Своего рождения. Вся Его жизнь была посвящена не Себе. В каждый ее момент Он исполнял волю Бога Отца — спасти мир от рабства злу. С этой целью Христос учил и совершал чудеса. Но и то, и другое было лишь подготовкой к главному — отдать Свою жизнь ради того, чтобы открыть возможность избавления от гибели всем людям. 

Христос и израильский народ

Около трех лет с момента Крещения продолжалась проповедь Иисуса Христа, которая фактически разделила израильский народ на несколько частей:

  • те, кто поверил и принял Христа как воплотившегося Бога; 
  • те, кто воспринял Его лишь как великого чудотворца, учителя, а также земного царя, который свергнет владычество Рима и восстановит могущество Израиля;
  • те, кто колебался во мнении;
  • те, кто прямо возненавидел и воспротивился Христу.

Принявшие Христа как воплотившегося Бога становились Его учениками. Они кардинально меняли свою жизнь: внутреннюю (начинали жить по евангельским заповедям, наполняли свою жизнь Самим Христом), а зачастую и внешнюю: путешествовали со Христом, проповедовали Евангелие (благую весть о спасении).

Представители религиозных течений (книжники, фарисеи, саддукеи) и первосвященники, обличаемые Христом за лицемерие, неверие и беззаконие, всё более и более озлоблялись и противились Ему. В их кругах созревало решение убить Христа. 

Величайшее чудо

Окончательно это решение у первосвященников созрело после совершения Христом невиданного до того чуда.

Христос воскресил Своего умершего друга Лазаря. Это было не первое чудо воскрешения, совершенное Христом. Но в отличие от предыдущих двух случаев, тело Лазаря находилось во гробе целых четыре дня и начало разлагаться.

«Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе...
Он (Христос. — Ред.) воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Евангелие от Иоанна, 11-я глава, 38–39-й; 43–44-й стихи).


Джотто ди Бондоне. Воскрешение Лазаря

Многие из бывших рядом, увидев это чудо, уверовали во Христа. Известие о чудесном событии распространилось очень быстро. Начальники же Израиля собрали совет, на котором окончательно решили убить Христа. 

Торжественная встреча

Христос мог избежать смерти, но Он добровольно пошел ей навстречу. Христос направился в Иерусалим — столицу Иудеи, где через несколько дней должен был отмечаться праздник ветхозаветной Пасхи в память чудесного избавления Израиля от египетского рабства. 

Его вход в город был торжественным. 

«Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! (спасение. — Ред.) Благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!» (Евангелие от Марка, 11-я глава, 8–10-й стихи).


Вход Господень в Иерусалим. Церковь Святой Троицы, Бутте, США

Люди уже знали о сотворенном Им великом чуде воскрешения Лазаря и встречали Его как Царя. Но, в основном, — как царя земного. А Он шел открыть людям путь в Царство Божие, которое, как Он Сам говорил, — «не от мира сего» (см. Евангелие от Иоанна, 18-я глава, 36-й стих).

В честь Входа Господня в Иерусалим установлен церковный двунадесятый праздник (один из двенадцати главных праздников). В России вместо пальмовых ветвей Христа встречают с ветками вербы. Отсюда народное название праздника — Вербное воскресение. 

Страстная неделя (седмица). Восхождение на Крест

Следующие за этим событием дни называются в Церкви Страстной седмицей. Это название происходит от слова «страсть», одно из значений которого в переводе с церковнославянского языка — страдание. Событийно Страстная седмица — последние дни земной жизни Иисуса Христа, события которых прямо или косвенно связаны с Его страданиями и смертью на Кресте. 

Понедельник

Христос, проголодавшись, увидел смоковницу (инжир) всю в листьях. Листья же на этом дереве появляются позже плодов. Следовательно, плоды должны были уже быть. Но их не оказалось. По повелению Христа смоковница засохла, как не оправдавшая Его ожиданий.

Смоковница символизирует, в частности, человеческую душу, призванную приносить плоды любви, веры, добрых дел. Бесплодна та, у которой не нашлось этих плодов тогда, когда они оказались нужны. 

Вторник

Христос произнес несколько обличительных притч против книжников, фарисеев и первосвященников. Основной смысл этих притч состоит в том, что те, кто был призван служить Богу, не исполнили своего призвания, а наоборот, воспротивились и предали Его. 

Христос призывает слушающих Его к постоянному духовному бодрствованию. 

Среда

Один из двенадцати ближайших учеников Христа, Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и выразил готовность предать Его за тридцать сребреников. Причиной такого поступка Иуды Церковь называет страсть сребролюбия — стремление к деньгам, богатству. Здесь слово «страсть» используется в другом значении — сильное порабощающее душу греховное влечение; зло, вошедшее в навык. Земное, материальное для Иуды оказалось более ценным, чем небесное, духовное.

Четверг

В этот день Христос собирался с учениками на особый ужин. Он получил название Тайной вечери. Тайной — в значении «таинственной». Именно здесь Христос устанавливает Таинство Причащения, или Евхаристии (благодарения). Он подает ученикам хлеб — Свое Тело и вино — Свою Кровь.

Каждый раз, когда в Церкви совершается Таинство Причащения, принимающие Тело и Кровь Христовы (Святые Дары) духовно являются участниками той самой Тайной вечери.


Состоялась прощальная беседа Христа со Своими учениками (кроме ушедшего на исполнение предательского замысла Иуды). Христос дал им новую заповедь: «да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Евангелие от Иоанна, 13-я глава, 34-й стих). 

Христос наполнил заповедь о любви совершенно новым содержанием — жертвенностью, служением, самопожертвованием.

Зная, что Его ждет в самое ближайшее время, и смертельно скорбя, Христос молился: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Евангелие от Матфея, 39-й стих). Он показал подчинение Своей человеческой воли — Богу.

Пятница 

Воины под предводительством Иуды взяли Христа под стражу. Над Ним состоялся суд у первосвященников, на котором Он был признан повинным смерти. Однако решение о смертном приговоре должна была вынести римская власть. Ее представитель Понтий Пилат, не видя вины во Христе и понимая, что Его хотят предать смерти из зависти, всё же пошел на поводу у иудейских начальников и народа, который по наущению первосвященников кричал: «да будет распят» (см. Евангелие от Матфея, 27-я глава, 22-й стих).

Самой страшной и позорной казнью было распятие на кресте. И именно такой казни был предан Иисус Христос. Он был бит; прошел крестный путь, неся Крест к месту казни — горе (холму) Голгофа (что значит «Лобное место»); был распят между двумя разбойниками, один из которых принес покаяние. После тяжелейших страданий Христос умер.


Голгофа в монастыре Святого Креста в Иерусалиме 

Тело Христа двумя благочестивыми людьми, Никодимом и Иосифом Аримафейским, было снято с Креста, обвито погребальным покрывалом (плащаницей), положено во гроб (в пещеру) и заложено тяжелым камнем.

Но это не было концом. Христос умер. Но в третий день Он воскрес из мертвых. А Крест из орудия казни стал символом победы добра над злом и жизни над смертью. 

Крест в жизни христианина

Поклонению Кресту есть особое время в церковном богослужении: Изнесение честных древ Креста Господня (14 августа), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Крестопоклонная неделя (4-я седмица (неделя) Великого поста) и, наконец, Великая пятница (пятница Страстной седмицы).

Крест Христов является главным символом христианства. Каждый христианин носит и бережно хранит его, а также осеняет себя крестным знамением. Он — знак победы над злом и грехом. Крест Христов укрепляет каждого христианина в несении собственного креста — трудностей, скорбей  и испытаний на пути к Богу.


» Понятие к уроку ОПК