Skip to main content

Нагорная проповедь

Учитель и ученики

В Евангелии Христа часто называют Учителем. И этому есть простое объяснение: Христос соединил в Себе все необходимые качества учителя. Он Сам, как Бог, явился Источником преподаваемых Им духовно-нравственных истин. Как Человек, Он в полноте воплотил их в Своей жизни. Кроме того, Он показал совершенное владение тем, что можно назвать методами и методиками преподавания, то есть способность донести божественные истины как для простых людей, так и для людей весьма образованных, в зависимости от их внутреннего устроения и состояния.

У Христа появилось множество учеников. Среди них можно отметить 12 особо приближенных, а также 70. Важно отметить, что ученики Христа были не просто пассивными слушателями. Они стали последователями Христа, а некоторые из них — апостолами, то есть посланниками в мир с благой вестью о Христе и том, что «приблизилось Царствие Божие» (см. Евангелие от Луки, 10-я глава, 9-й стих).

Быть учеником Христа это свободный жизненный выбор, который постоянно требует подтверждения от христианина.

На горе

Свою самую известную проповедь, содержащую основы всего Его нравственного учения, Господь Иисус Христос произнес с горы. Именно поэтому эта проповедь получила название Нагорной. В действительности Гора блаженств (от начальной части проповеди — заповедей блаженств) является холмом, высотой 125 метров. Но, тем не менее, это именно возвышенное место. Его выбрал Христос для передачи людям Своего учения.

Фрагмент росписи собора в Копенгагене (Дания). Автор - художник Хенрик Олрик.

Заповеди блаженства

Центральное место Нагорной проповеди занимают Заповеди блаженства. В отличие от Десяти заповедей в Ветхом Завете, новозаветные заповеди не являются четкими повелениями или запретами определенных действий или желаний. Десять ветхозаветных заповедей, в первую очередь, ставят нравственные границы, в пределах которых необходимо находиться человеку. А Заповеди блаженств не ставят границ. Они указывают на внутренние духовно-нравственные качества человека, которые позволяют ему достигать единения с Богом.

Эти заповеди напоминают «рецепты» блаженства подлинного счастья, которое дается только от Бога.

Рассмотрим каждую из девяти заповедей.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 3-й стих).

Православные христиане считают, что «нищета духовная» — это смирение. Под ним понимается духовная сила, способность человека поставить в центр своей жизни не себя, а Бога. Это победа над своим эгоизмом. Смиренный человек осознает, что всё доброе в нем — от Бога. Духовно нищий в евангельском тексте — не просто неимущий, но и — просящий (как нищий на паперти). Он постоянно обращается к Богу с просьбой о помощи («Помоги мне стать милосердным! Помоги стать терпеливее» и т. д.). Именно такие люди обретают внутри себя Царство Божие состояние единения с Богом. И именно такие люди, по словам Христа, войдут с Ним в вечную жизнь.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 4-й стих).

Здесь имеется в виду не плач от обиды, злости, неоправданных ожиданий, физической боли. Речь идет о покаянном плаче о своих грехах и плаче сострадания к другим людям. Господь подаст прощение грехов и утешение в скорби.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 5-й стих).

Кротость — тихое расположение духа, когда человек ко всему относится спокойно, ничем не раздражается, не гневается, не платит злом за зло. Кроткий человек терпеливо переносит несправедливость, прощает обиды людям. Главный пример кротости для христиан — это Сам Христос, Который сказал о Себе: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток есть и смирен сердцем» (Евангелие от Матфея, 11-я глава, 29-й стих).

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 6-й стих).

Слова Христа свидетельствуют: не может быть подлинного счастья без правды. Христиане призваны настолько сильно стремиться обрести правду, насколько хочет есть голодный и пить жаждущий. Правда, Истина для христиан — это и есть Сам Бог и Его воля. А всё, что от Него и Его воли отклоняется, что искривляется, — есть неправда, ложь.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 7-й стих).

Каждый человек может совершить ошибку, а иногда и сознательное неправильное действие, называемое грехом. Кроме того, человек может оказаться в трудных обстоятельствах и нуждаться в помощи. И в первом, и во втором случае христиане призваны проявлять к таким людям милость — прощение, сочувствие, сострадание, помощь, поддержку. Проявляя милость, христианин взращивает в себе добродетель милосердия (от «милостивое сердце») — постоянное качество души, выражающееся в проявлении добра по отношению к другим людям. Поступая так, христиане, по слову Христа, могут надеяться на милость Бога к ним.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 8-й стих).

Чистота души от власти греховных привычек — страстей (тщеславия, гордости, зависти и т. д.), чистота помыслов и чувств открывает внутреннему взору человека духовное видение Бога.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 9-й стих).

Миротворец — это не тот, кто находится «между» враждующими, а тот, кто побеждает первопричину распрей, кто вносит подлинный мир в отношения. Истинное миротворчество — это всегда жертва, всегда подвиг. Миротворец, в первую очередь, несет мир в своем сердце. Главный Миротворец — Сам Христос, примиривший людей и Бога («Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир» (2-е Послание апостола Павла к Коринфянам, 5-я глава, 19-й стих).

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 10-й стих).

Поступающие по правде — высоким нравственным человеческим нормам, а тем более по высшей, божественной Правде, — чаще всего не принимаются обществом. Люди, строящие жизнь исключительно по своей или чужой человеческой воле, как правило, снижают «планку» нравственности для себя. При этом носители высоких нравственных идеалов являются помехой, неудобством для них. Поэтому общество часто отторгает таких «неудобных» людей. Но именно изгнанные за правду, по словам Христа, становятся носителями Царства Божия внутри себя, как на земле, так и в грядущей вечности.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 11-й стих).

Среди изгнанных за правду есть изгнанные и пострадавшие собственно за веру во Христа. Гонения на христиан были и в первые века — в Римской империи, и в ХХ веке — в Советском Союзе, и даже в наши дни. Многие христиане в эти периоды принимали мученическую кончину от гонителей. Но все христиане помнят и знают слова Христа: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 12-й стих).

Нагорная проповедь Горельеф над западными дверями Исаакиевского собора. Санкт-Петербург

Христиане — соль земли и свет мира

Своих учеников — апостолов, а через них и всех христиан, — Христос называет солью земли и светом миру. Он поручает им особую миссию: нравственно сохранять и духовно просвещать мир. В первую очередь, примером своей твердой искренней веры в Бога, а также примером жизни по заповедям Христа.

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 16-й стих).

«Не нарушить пришел Я, но исполнить»

Христос не нарушает данный в Ветхом Завете нравственный Закон. Он исполняет его — доводит до совершенной полноты. Так, заповедь «Не убивай» усиливается Христом, Который учит не гневаться напрасно. Заповедь «Не прелюбодействуй» Христос дополняет так, что разрушать любовь нельзя даже в мыслях, призывает быть нравственно чистым, целомудренным и сохранять семью даже в тяжелых обстоятельствах. Христос призывает любить даже своих врагов.

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 44–45-й стихи).

Эту часть проповеди Христос завершает словами:

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 48-й стих).

Христианин призван к нравственному совершенству, которое невозможно достичь естественным образом и своими силами. Только в живой связи со Христом, при Его благодатной помощи это становится возможным. Средствами для этого становятся молитва, чтение Священного Писания, участие в Таинствах Церкви, творение дел милосердия.

Внешнее и внутреннее

Далее Христос говорит о деле милости, молитвы и поста как не о внешних, творимых ради похвалы и напоказ, а о внутренних действиях. Видеть их должен только Бог, а не другие люди.

«Молитесь же так...»

Молитва — это обращение ума и сердца к Богу. По словам Христа, Бог прежде прошения человека знает, то, что человеку необходимо. Молитва же нужна самому человеку. Через нее он показывает Богу, что уповает на Него. В молитве человек вручает себя в волю Бога.

Христос дает христианам образец молитвы. Она называется «Молитвой Господней» или «Отче наш» по первым ее словам. Православные христиане стараются выучить ее наизусть и молиться ею при любой возможности. Отсюда пошла поговорка «Знать как «Отче наш».

По-церковнославянски эта молитва звучит так: 

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

Истинное сокровище

Христос говорит: 

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа (ржавчина. — Ред.) истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Евангелие от Матфея, 6-я глава, 19–21-й стихи).

Если человек слишком привязывается к земным вещам, его неизбежно ждут разочарования. Если же земные вещи он рассматривает лишь как возможные средства достижения истинной цели — соединения в любви с Богом и другими людьми, то разочарование его не постигнет, а наоборот, он обретет «истинное сокровище».

«Никто не может служить двум господам»

Христос предостерегает христиан от «двойных стандартов»: с одной стороны позиционировать себя верующим во Христа, а с другой стороны, жить не по-христиански. В частности, серьезным соблазном для Своих последователей Христос называет стремление к богатству и земному благополучию.

 «Ищите же прежде Царствия Божия...»

Прежде всего Христос призывает искать вечных ценностей, главного в жизни: «Царствия Божия и правды Его» (Евангелие от Матфея, 6-я глава, 33-й стих). Всё же остальное, необходимое для жизни, приложится христианину. Не автоматически, не без усилий, но главное, по воле Божией и с Его помощью.

«Не судите, да не судимы будете»

Христос призывает Своих учеников не осуждать других людей. Только наблюдение за чистотой своей души, искоренение собственных грехов дает возможность человеку помочь другому избавится от его недостатков.

В. Д. Поленов. Палестина. Нагорная проповедь

Золотое правило нравственности

Далее Христос говорит слова, которые в этике имеют название «золотого правила нравственности».

«Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Евангелие от Матфея, 7-я глава, 12-й стих).

Это правило в положительной или отрицательной форме (как не хотите..., так не поступайте...) известно во многих религиях и философских системах. Но именно Христос наполнил это правило предельным содержанием. Если христианин хочет, чтобы ему помогали, прощали, любили, то и он призывается первым делать так.

Тесные врата, узкий путь

Путь христианина, по слову Христа, является узким. Христианин призывается утеснять себя: свои желания, стремления, действия. Но как ни парадоксально, именно шествие «узким путем через тесные врата» делает человека подлинно свободным и счастливым.

Церковь Нагорной проповеди на горе Блаженства возле озера Киннерет

Не всякий

Христос говорит: 

«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Евангелие от Матфея, 7-я глава, 21-й стих).

Факт крещения и принадлежность к христианской вере не дает человеку автоматически «билет» в Царство Небесное. Христианин призван исполнять в жизни заповеди Христа.

Иначе, как говорит Христос, «здание» его жизни, не стоящее на камне Истины, рухнет.

«И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий» (Евангелие от Матфея, 7-я глава, 28–29-й стихи).


» Понятие