Skip to main content

В ожидании Спасителя (Вавилонская башня. Ветхозаветные патриархи)

После потопа

С точки зрения православного вероучения, родоначальниками современного человечества явились сыновья Ноя: Сим, Хам и Иафет. Каждый из них явил собой различный духовно-нравственный облик и неодинаковое отношение к Богу. Сим был глубоко верен Господу. Иафет жил по совести, но служение Богу не было для него приоритетным. Хам оказался нечестивым человеком.

Потомки каждого в значительной степени повторили их духовный выбор. Именно род Сима сохранял истинное богопочитание, и в нем надлежало родиться обещанному Спасителю. Потомки Иафета — язычники — широко распространились по Земле. В будущем им предстояло присоединиться к истинной вере потомков Сима — христианству. Потомков Хама ждало подчиненное другим народам существование. И только проповедь и принятие Евангелия Христова, которое обращено к каждому человеку, были способны привести их к истинной свободе от зла и греха. 

От единодушия к непониманию: история одного строительства

Далее Библия описывает пример невиданного до этого единодушия, сплоченности и слаженности действий людей. Но только направлены они были не к Богу, а против Него.

Люди решили собраться вместе, построить город и башню высотою до небес и «сделать себе имя». То есть прославиться, показать Богу, на что они способны.

Бог ради самих же людей не позволил осуществиться этому замыслу. Он смешал их языки, так что они перестали понимать друг друга, и рассеял их по земле. Постройка города и башни остались незавершенными. 

Имя этому месту стало Вавилон (от евр. «смешение»). Как показывает данный пример, непонимание иногда лучше, чем единодушие, направленное ко злу. 

Вавилонская башня. Питер Брейгель Старший, 1563 г.

Только когда Господь Иисус Христос создает Свою Церковь, ситуация меняется. Господь призывает всех членов Церкви к соединению, единодушию, основанному на единой вере в Бога. 

Образец веры

После неудавшегося строительства башни люди всё дальше и дальше отходили от Бога, переставали соблюдать нравственные нормы. На Земле распространилось язычество — искаженные религиозные представления отдельных племен и народов. В этих представлениях вместо Единого Бога — Создателя мира, как правило, почитание воздавалось предметам, явлениям природы, животным, изваяниям и т. д.  

Среди множества народов Бог пожелал вырастить и воспитать народ, главным признаком которого была вера в Единого Бога. Миссией этого народа стало хранение истинной веры. Именно в этом народе надлежало родиться Спасителю. 

Первым отцом (патриархом) богоизбранного народа стал потомок Сима праведный Авраам (от евр. «отец множества»). Господь увидел в нем способность к глубочайшей вере — доверию к Богу и верности Ему.

Бог обратился к Аврааму:

«Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя... и благословятся в тебе все племена земные» (Книга Бытия, 12-я глава, 1–4-й стихи). 

Т. е. твоим Потомком станет Спаситель всего мира.

Это повеление Бога покинуть родину и идти в землю, которую Он укажет, требовало от Авраама смелости и решимости. Аврааму следовало полностью изменить свою жизнь и жизнь своих близких (жены Сарры, племянника Лота). Авраам не был кочевником, поэтому ему предстояло совершенно непривычное дело — идти в неизвестность. Обещания Бога были невероятны. Бог обещал большое потомство Аврааму, который на тот момент являлся бездетным. Кроме того, он и его жена были в преклонном возрасте. Рождение у них ребенка представлялось невозможным.

Но Авраам послушал Бога, поверил Ему и пошел в «обетованную (обещанную) землю». На пути, как живой человек со слабостями, он проявлял в некоторые моменты малодушие. Но затем вновь укреплялся в вере.

Позже, уже придя в Землю обетованную, Авраам со скорбью говорил Богу, что остается бездетным. Но Бог вновь обещал ему множество потомков. «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Книга Бытия, 15-я глава, 6-й стих). Именно такая глубокая вера покрывает многие немощи и недостатки.

Икону «Троица Ветхозаветная» правильнее называть «Гостеприимство Авраама»: на большинстве изображений, кроме знаменитого образа преподобного Андрея Рублева, за ангелами или внизу стоят Авраам и Сарра

В определенный момент Господь в виде трех путников, или ангелов явился Аврааму — и они с Саррой оказали им гостеприимство. Икона, изображающая явление Святой Троицы праведному Аврааму, называется как раз «Гостеприимство Авраамово». Господь, не нуждающийся ни в чем, принимает сердечное расположение Авраама и Сарры и дает обещание, что через год у Сарры родится сын. Это известие вызвало у престарелой Сарры внутри себя смех: как она в старости своей сможет родить? Бог же, видя ее внутреннюю реакцию, сказал Аврааму: «Есть ли что трудное для Господа?» (Книга Бытия, 18-я глава, 14-й стих).

Подобная ситуация еще неоднократно повторится в Священной истории Ветхого и Нового Заветов, когда Бог, укрепляя веру родителей и являя Свою силу, дает долгожданного ребенка не молодым, а уже состарившимся праведникам.

Через год у Авраама и Сарры родился сын Исаак (от евр. «смех»). Он рос в родительской любви и заботе. Но Бог продолжил закалять, укреплять веру Авраама.

Бог сказал ему, чтобы Авраам пошел и принес в жертву своего любимого сына Исаака. Для современного человека такое повеление Божие представляется страшным и жестоким. Но в сознании Авраама было иначе. Бог дал Исаака. Он не принадлежит Аврааму и Сарре. Он Божий. И Бог просит Свое.

Авраам берет с собой на гору Исаака, чтобы совершить жертвоприношение. По пути на вопрос Исаака о жертве Авраам отвечает, что Бог определит ее Cебе Сам. Когда же Авраам уже был готов принести в жертву Исаака, ангел Божий останавливает его:

«Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Книга Бытия, 22-я глава, 11–12-й стихи). 

Здесь через ангела звучит голос Божий. Богу не нужна смерть Исаака. Он просто ждет предельной верности и доверия от Своего служителя.

Своей готовностью отдать Богу любимого сына Авраам засвидетельствовал, что больше всего он любит Бога. И эта правильная иерархия, правильное сердечное расположение становится основанием особого статуса избранности потомков Авраама.

Исаак же в этой ситуации явился прообразом Сына Божия — Иисуса Христа, которого Бог Отец отдал в жертву за всех людей.


Авраам просит у Бога знамения. А. Иванов. 1840-е - 1850-е годы 

Первородство

Род Авраама и Исаака продолжился. Женой Исаака стала его дальняя родственница Ревекка, которую указал Бог. Она тоже хранила чистоту веры.

У Исаака и Ревекки родились два сына-близнеца: Исав и Иаков. Исав родился первым, поэтому имел первородство — особое Божие благословение быть начальником рода. Но оказалось, что право на это благословение Исав не ценил, а Иаков, напротив, стремился его получить.

Однажды уставший Исав попросил у Иакова еды — чечевичной похлебки. Иаков, в свою очередь, согласился отдать еду Исаву лишь в обмен на первородство. Голодный Исав пренебрег первородством и продал его. Позже обманным путем Иаков получил благословение от ослепшего Исаака.

Исаак, узнав об обмане, не изменил своего благословения. Именно Иаков всю жизнь пламенно стремился к Богу, и именно от него и его двенадцати сыновей произошел богоизбранный народ — Израиль. 

Позже Иаков изменился и примирился с братом.


Исаак, благословляющий Иакова. Говерт Флинк. 1638 г.

Двенадцать

Далее в Священном Писании повествуется о двенадцати сыновьях Иакова — также он именуется в Библии Израилем. 10 сыновей израилевых были далеки от нравственной безупречности. Они были влекомы различными страстями. Одной из них была зависть.

Эти десять братьев так завидовали своему младшему брату Иосифу — любимому сыну Иакова, — что даже замышляли его убить. Но потом передумали и продали в рабство. За 20 сребреников они продали Иосифа каравану, идущему в Египет. Здесь Иосиф является прообразом Христа, Который был предан первосвященникам Израиля за 30 сребреников.

По замыслу Бога Иосиф становится важным государственным чиновником в Египте. Но главное — он хранит чистоту души и преданность Богу.

Во время всеобщего голода 10 братьев по необходимости приходят в Египет. Благодаря стараниям Иосифа в стране не было голода, а наоборот, — изобилие хлеба. Братья не узнают Иосифа, а он преподает им испытание. Но позже открывается им и прощает их.

Братья тоже меняются — осознают свой грех. Вся семья вместе с престарелым отцом встречается и воссоединяется в Египте. Иаков, отец, делает духовное завещание, определяет будущее потомков каждого из сыновей — колен Израилевых.

Он предсказывает, что от одного из сыновей в будущем произойдет долгожданный Спаситель.

Таким образом Бог ведет несовершенных людей к спасению.


Иосиф встречается с отцом и братьями в Египте. Саломон де Брей. 1655 г.

» Понятие