Skip to main content

Вдали от рая (Каин и Авель. Потоп)

Библиотека для учителя

Кто такой Ной из Библии? – Православный журнал «Фома»

История Ноя: чем различаются языческие и библейские представления о Потопе? – Православный журнал «Фома»

Каин: печать милосердия – Православный журнал «Фома»

Кто такой Каин в Библии? – Православный журнал «Фома»

Ной и его ковчег: Библейская история, великий потоп (pravmir.ru)

Всемирный потоп, Летопись начала - иерей Даниил Сысоев (azbyka.ru)


Видео для учителя

Протоиерей Кирилл Иванов. Каин и Авель. Первые люди, потомки Каина. Толкование на Книгу Бытия

 

Протоиерей Олег Стеняев. Как Ноев ковчег мог оказаться таким вместительным (Книга Бытия, 6-я глава, 14–17-й стихи)

 

Ветхий Завет. Каин и Авель. Цикл телепрограмм «Закон Божий» (продолжительность 10 мин.)

 

Изображения

Праотец Авель. Фреска, нач. XVI в. Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Музей фресок Дионисия 



Каин убивает своего брата Авеля. Скульптура, 1425–1452 гг. Музей Дуомо (Санта-Мария-дель-Фьоре), Флоренция  



К. С. Петров-Водкин. Убийство Каином Авеля. Фреска церкви Василия Златоверского, Овруч, 1910 г. 



И. К. Айвазовский. Всемирный потоп, Живопись, 1864 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 



Ф. А. Бруни. Всемирный потоп. Эскиз росписи Исаакиевского собора, 1884–1885 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 


 

А. П. Рябушкин. Ноев ковчег. Живопись, 1882 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 



Ной впускает животных по паре в ковчег. Мозаика, нач. XIII в. Собор Святого Марка, Венеция  



Ной впускает птиц по паре в ковчег. Мозаика, нач. XIII в. Собор Святого Марка, Венеция  



Саймон де Майл. Ноев ковчег на вершине Арарата. Живопись, 1570 г.



И. К. Айвазовский. Сошествие Ноя с горы Арарат. Живопись, 1889 г. Национальная галерея Армении, Ереван 

Цитаты

«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,

и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». 

Книга Бытия, 4-я глава, 3–7-й стихи


«Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны». 

Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова, 3-я глава, 11–12-й стихи


«И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». 

Книга Бытия, 4-я глава, 10–12-й стихи


«Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем. Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сыновей: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицом Божьим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Господь Бог на землю, и вот, она растлена, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли». 

Книга Бытия, 6-я глава, 9–13-й стихи


«Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье». 

Книга Бытия, 6-я глава, 14–16-й стихи


«Чистые и нечистые животные, птицы и все пресмыкающиеся пришли к Ною и вошли в ковчег парами (shenayim shenayim): самец и самка, как повелел Ною Бог… они вошли в ковчег с Ноем, два и два (shenayim shenayim) от всякой плоти, в которой есть дух жизни». 

Книга Бытия, 7-я глава, 8–9-й и 15-й стихи 


«Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода всё прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась всё выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой. И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, — все умерли. Все, что было на земле, — и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные — все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней».

Книга Бытия, 7-я глава, 17–24-й стихи


«В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла, Бог сказал Ною: “Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей. И всех животных выведи — и птиц, и скот, и живность, снующую по земле: пусть земля будет ими полна, пусть они будут плодовиты и многочисленны”. И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей, а следом вышли звери, мелкая живность, птицы — все обитатели земли, вид за видом». 

Книга Бытия, 8-я глава, 14–19-й стихи

Библиотека для детей

Протоиерей Александр Соколов. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. Ветхий и Новый Заветы. Ной (аудио)  

Софья Сергеевна Куломзина. Священная история в рассказах для детей. Каин и Авель 

Воздвиженский П. Н. Библия в рассказах для детей. Убийство Каином Авеля, Потоп 

Видео для детей

Истории Ветхого Завета. Каин и Авель. Мультфильм (продолжительность — 5:21 мин.)

Всемирный потоп. Из серии фильмов «Вопросы и ответы о Православии» (продолжительность — 11:51 мин.)

 



» Дополнительные материалы к уроку