Skip to main content

Вдали от рая (Каин и Авель. Потоп)

Вдали от рая (Каин и Авель. Потоп)

В результате грехопадения первые люди стали другими и оказались в совершенно иных условиях по сравнению с временем пребывания в раю. Теперь им было нужно прилагать значительные усилия для того, чтобы обеспечить себе жизнь, а также для того, чтобы совершать верный нравственный выбор. Вместе с тем Адам и Ева жили надеждой на избавление от последствий грехопадения, на восстановление утраченной близости с Богом.


П. Веронезе. Адам и Ева после изгнания из Рая, 1580-1588

Первенец

Хотя еще в раю первые люди получили от Бога благословение плодиться и размножаться, радость деторождения они познали уже вдали от рая. Их первенцем стал Каин, при рождении которого Ева сказала: «Приобрела я человека от Господа» (Книга Бытия, 4-я глава, 1-й стих). Ева проявляет убежденность, что именно Бог есть Источник всех благ, и тем более такого, как долгожданный ребенок. 

Адам и Ева могли думать, что именно этот ребенок, первенец, и станет обещанным Спасителем, который поразит змея-искусителя и свергнет власть сатаны над людьми. Но, к сожалению, Каин не послужил делу спасения и утверждения верности Богу, а наоборот, стал пленником греха. Что же произошло?

Жертвоприношение

Вслед за Каином у Адама и Евы родился сын Авель. Когда братья выросли, каждый из них выбрал род деятельности. Каин стал земледельцем, а Авель — скотоводом.

Родители передали сыновьям понимание, что податель жизни и всех благ — это Бог. Естественным ответом со стороны человека на благодеяния Бога является благодарность. Формой выражения благодарности Богу становится принесение жертвы.

Жертва — посвящение Богу в дар чего-то, что находится в распоряжении человека. Этим чем-то могут быть плоды труда, собственность и, в конечном итоге, сама жизнь.

Бог при этом в жертвах не нуждается. В принесении Богу дара нуждается сам человек, так как это приводит его душу в состояние связи с Богом. Бог же видит сердечное расположение человека, с которым он приносит жертву: является ли жертвоприношение действительно выражением благодарности и любви или оно формально, совершается лишь как необходимая повинность или «плата» за новые благодеяния. Жертву любви Бог принимает. А формальная жертва без любви Богу не угодна.

Библия говорит о том, что Каин принес в дар Богу часть от плодов земли, а Авель — лучшее от своего стада. То есть Каин, в отличие от Авеля, принес не лучшее, а «что-то» без любви и благодарности к Богу. В ответ Господь явил благосклонность к Авелю и принял его жертву. К Каину же в его сердечном расположении Бог не благоволил и его жертву не принял.

По одному преданию, на жертвенник Авеля сошел огонь, а на жертвенник Каина не сошел. По другому — дым от жертвы Авеля был устремлен вверх, а от жертвы Каина стелился по земле. Не так важно, как это было в действительности. Важно, что Бог указывает каждому, верным ли путем жизни он идет. Бог побуждает Каина увидеть свое заблуждение и исправить его.


Ю. Ш. фон Карольсфельд. О зависти. «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4, 8)

Преступление и наказание

Вместо того, чтобы проделать «работу над ошибками», Каин впускает в свое сердце зависть к брату и замышляет преступление против него.

Он «сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Книга Бытия, 4-я глава, 5–7-й стихи).

Впущенный в сердце грех лишает душу мира, отягощает ее, берет в плен и влечет к совершению еще большего зла. Однако это не безвыходная ситуация. У ослабленной воли человека даже в этом положении остается способность ополчиться на грех, принести покаяние в уже соделанном и попросить у Бога помощи в борьбе с грехом.

Каин не воспользовался этой возможностью, не прислушался к Божьему призыву. Он завлекает Авеля в поле, нападает на него и убивает. Возможно, Каин не задумывал убивать брата, так как такого еще никогда не было на Земле, но его поработили гнев и злоба.

«И сказал Господь Бог Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Книга Бытия, 4-я глава, 9-й стих). Безусловно, Бог знает, что произошло, но Он обращается к совести Каина, стараясь побудить к покаянию. Но Каин остается глух к этому зову и бессовестно лжет. 

Как итог, наказание — земля, принявшая кровь Авеля, перестает плодоносить Каину при его трудах. Каин становится изгнанником и скитальцем.

Говоря о наказании Божием, важно отметить, что это не месть, не ответное зло, а именно «наказание» в его первоначальном смысле — преподание урока; наставление. Целью наказания является исправление человека. 

Бог также отмечает Каина особым знаком, чтобы при встрече его никто не убил. Отсюда пошло выражение «Каинова печать», означающее отверженность, след совершённого греха, преступления. Однако это был знак, который ограждал Каина. Он тоже явился формой проявления заботы Божией о падшем человеке.

Два пути

Каин ушел в изгнание, и вместо того чтобы просить прощения у Бога и людей, исправлять свою жизнь, построил город (от слова «отгороженный»), а затем вместе со своими потомками — целую цивилизацию без Бога. В ней было всё: скотоводство, ремесла, искусства. Но не было Бога. Такая цивилизация в итоге была обречена на гибель.

Важно обратить внимание на то, что потомки Каина не были предопределены ко злу, к безбожной жизни. Это был их свободный выбор. Однако правильный выбор сделать значительно сложнее, когда вокруг одно безбожие.

У Адама и Евы были еще дети. Одним из них был праведный Сиф. Праведный — значит, любящий Бога, живущий в согласии с волей Божией. Именно его потомки сохраняли верность Богу.

Проявилось два пути, по которым пошло человечество. Первый путь с Богом (путь жизни) — потомки Сифа. Второй путь — без Бога (путь смерти) — потомки Каина.

Смешение добра и зла

Со временем потомки Сифа стали общаться с потомками Каина и создавать семьи. Добро, смешавшись со злом, перестало быть таковым, так как невозможно оставаться верным Богу, соединившись с носителем безбожия. Люди развратились. На всей земле лишь один из потомков Сифа — Ной — за свою праведность обрел Божие благоволение.


Н. Пуссен. Потоп

Ковчег 

Господь решает прервать распространение зла и навести потоп (многодневное наводнение) на Землю. Люди, полностью оторвавшие себя от Бога, убившие свою совесть, можно сказать, заживо уже умерли духовно. Их физическая смерть явилась лишь свидетельством смерти духовной. Только праведный Ной продолжал оправдывать смысл существования человечества.

Бог поручает Ною изготовить большой корабль — ковчег, в который надлежит войти его семье: Ною с женой и трем сыновьям с женами, а также всем животным по паре.  

Ной строил ковчег 100 лет (в то время люди жили долго). Само строительство ковчега стало обращением с призывом к покаянию. Если бы люди покаялись, то определение Божие о наведении потопа на землю могло бы быть изменено. Но люди не покаялись.

В определенный момент двери ковчега закрылись и начался потоп. Воды покрыли вершины гор. Сохранялся только ковчег и его обитатели. Творимое на земле зло пресеклось. Ковчег прообразует собой Церковь Христову, в которой только и можно спастись от зла и греха.

Наконец потоп закончился. Вода стала убывать, пока полностью не высохла земля. Примерно через год после начала потопа по повелению Божию Ной вышел на землю со всеми обитателями ковчега для того, чтобы начать новую жизнь. Ной устраивает жертвенник Богу, принося во всесожжение лучшее от животных. Надо отметить, что кровная жертва (животные, в частности ягнята) являлась прообразом той Жертвы, которую за всех людей принес впоследствии на Кресте Господь Иисус Христос.

Бог принимает жертву Ноя и вновь дает благословение плодиться и размножаться и наполнять Землю. Он заключает с ним завет (союз, договор), что более не будет насылать потоп на Землю, что Бог будет с человеком. Знаком завета становится радуга.

Союз и договор — действие двустороннее. Бог верен Своим словам. Человек же призван стараться хранить верность Богу.

» Понятие