Skip to main content

Как христианство пришло на Русь

От язычества

Исторически первым предшественником России как государства была Киевская Русь.

До принятия православного христианства восточнославянские племена, объединенные впоследствии в государство Киевская Русь, придерживались языческих (народных) верований.

Эти верования не были едиными. Объектами поклонения являлись предметы неодушевленной природы (особые камни, рощи, водоемы, деревья), животные, а также различные божества, олицетворяющие отдельные силы и явления природы (гром и молнии, ветер, солнце и др.). Некоторые божества считались благосклонными, а некоторые, наоборот, враждебными. Отношение божеств к человеку могло меняться. Божествам делали изображения (идолов), в основном в виде статуй из глины, дерева, камня. И устанавливали их на видных местах. Для умилостивления божеств их служители (жрецы, волхвы) приносили к идолам жертвы, иногда даже человеческие. Еще славяне верили в существование духов (дома, леса, воды и др.). Чтобы защититься от влияния злых духов, изготавливались разнообразные видимые знаки — обереги.

В то время язычество и магизм выполняли определенную функцию: попытку объяснить окружающий мир на том уровне, который был доступен. Обычно когда человеку страшно, он начинает структурировать неизвестное. Именно поэтому первобытный человек когда не мог объяснить стихии, пытался структурировать мир на своем уровне понимания.

Н. Рерих. Идолы

Историческое язычество, как и современная приверженность к астрологии, магии, вере в приметы, является духовным рабством для человека. Потому что обстоятельства жизни и сама жизнь ставятся в жесткую зависимость от внешних существ (божеств, духов) и явлений окружающего мира. Это не дает человеку внутренней свободы.

Язычество никак не объединяет людей и не способствует развитию хороших качеств у человека. Естественные благородные проявления души язычника никак не подкрепляются в его веровании.

К православному христианству

О появлении христианства на территории Киевской Руси рассказывает древняя русская летопись «Повесть временных лет» (начало XII века). Автором ее считается монах Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор Летописец.

По словам летописи, первым на будущих русских землях заронил зерно христианской веры апостол Андрей Первозванный в I веке н. э. Побывав там, он сказал: 

«Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». Летопись гласит: «И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев».

Попытки обратить в христианство языческую Русь, враждебную православному государству Византии, предпринимались в IX веке. Из Константинополя (столицы Византии) в 860 году были посланы миссионеры в русские земли. Но значительных последствий их проповедь не имела.

Первым правителем Руси, официально принявшим православную веру, была княгиня Ольга. При ней (еще до ее крещения) была возведена в Киеве церковь Илии Пророка. В 955(7) году Ольга крестилась в Константинополе (столице Византии). Принятие православной веры серьезно изменило нрав княгини. Она пыталась привлечь к православию бояр и дружину.

Однако масштабное принятие русскими людьми православного (восточного) христианства началось при киевском князе Владимире в 988 году.

Перед князем, на тот момент еще язычником, стояли серьезные политические задачи:

  • формирование единой государственной идеологии, духовного объединения разных племен в составе Руси;

  • укрепление власти великого князя Киевского;

  • укрепление международных связей;

  • упрочнение международного положения Руси.

Первые две задачи князь Владимир пытался решить еще в 980 году, определив единый пантеон почитаемых языческих богов русских племен во главе с Перуном (богом-громовержцем). Поклоняться этим божествам должны были во всем государстве. Но эта религиозная реформа оказалась неудачной. Народ по-прежнему поклонялся своим божествам. Нужно было другое решение.

Согласно летописи, князь Владимир стал выбирать веру. За два года до самого Крещения Руси к нему в Киев приходили представители ислама (волжских булгар), западного христианства (из Рима), иудаизма (хазарские иудеи) и, наконец, — восточного христианства (православия) (философ из Византии). Представители каждой религии пытались показать наиболее сильную и привлекательную сторону своей конфессии. Византиец изложил суть православного христианства. Князь Владимир, выслушав всех посланцев, каждому возразил, кроме византийского философа. Однако с окончательным выбором не определился.

Князь отправил своих посланцев побывать на богослужении у мусульман, немцев и греков. Побывав на торжественном богослужении в Софийском соборе в Константинополе, посланцы вернулись в Киев и сказали Владимиру: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле… Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Сказали же бояре: 

«Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».

Окончательный выбор был сделан. Через некоторое время князь Владимир сам принял крещение по восточному (византийскому) обряду. После были крещены сыновья и приближенные князя. Далее князь низверг языческих идолов и призвал киевлян прийти к реке (Днепр и/или Почайна (приток Днепра), где византийскими священниками было совершено крещение большого числа киевлян. Впоследствии крещение подобным образом совершалось и в других городах.

Ф. Бронников. Крещение князя Владимира

Конечно, были те, кто противился обращению в новую веру. Христианство предполагало радикальное изменение жизни. Но в целом приобщение народа Киевской Руси к православной вере прошло достаточно безболезненно и мягко.

Важно сказать, что помимо политического решения князь Владимир принял и личное духовное решение, полностью изменившее его жизнь. «Я был зверь, а стал человек», — сказал он после крещения. Глубокое преображение его жизни стало примером и образцом для других жителей Киевской Руси, принявших православную веру.

Духовное преображение Руси

Через полвека после принятия Русью православной веры первый на Русской земле архиерей (главный, начальствующий священник) славянского происхождения митрополит Киевский и всея Руси Иларион скажет в своем «Слове о законе и благодати» (одном из первых памятников древнерусской письменности):

«И подобало благодати и истине воссиять над новым народом... Ибо вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского... И вот уже со всеми христианами и мы славим Святую Троицу... И уже не идолопоклонниками зовемся, но христианами, не без упования еще живущими, но уповающими на жизнь вечную».

Далее митрополит Иларион говорит: «Тогда как слепы были мы и не видели света истины, но блуждали во лжи идольской, к тому же глухи были к спасительному учению, помиловал нас Бог — и воссиял и в нас свет разума (разумения. — Ред.) к познанию Его».

Митрополит использует традиционные образы духовной слепоты и глухоты, а также духовного прозрения — способности к восприятию и разумению света истины.

В Библии есть такие слова: «И позна́ете истину, и истина сделает вас свободными».

Православное христианство, в частности, считает истиной, что:

  • Единый совершенный Бог Троица (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух — Единый Бог в трех Лицах) по любви создал мир с его законами и человека;

  • человек — высшее творение Бога — призван к совершенству, сотворчеству и единению с Ним;

  • человек через совершённый грех (нарушение воли Божией) и неготовность и/или нежелание покаяться разорвал тесную связь между собой и Богом. Повредилась природа человека. В мир вошли страдания и смерть, человек стал склонен к деланию зла;

  • для спасения людей Бог посылает в мир Своего Сына. Бог Сын — Господь Иисус Христос — воплощается, становится в полной мере Человеком (но без греха);

  • Он учит совершенной любви и Сам в полной мере воплощает ее, умирая за людей;

  • в третий день Христос воскрес, Своей смертью победив смерть;

  • после, на сороковой день, он вознесся к Богу Отцу;

  • Христос основал во главе с Собой Церковь— общество христиан (живых и умерших), где реализуется единение Бога и человека, а также христиан между собой. В Церкви действует Святой Дух.

  • Христос оставил возможность единения с Собой в Таинстве Причащения;

  • пребывая в Церкви, исполняя Христовы заповеди, православный христианин может обрести спасение — достичь любви и внутренней свободы от зла, воплотить единение с Богом и другими членами Церкви.

(Подробнее — в справке ниже.)

Итак, в противовес нахождению в духовном рабстве и темноте язычества Русь обрела веру, которая открывает истину и предлагает совершенно определенный путь освобождения от рабства греху — как злу, убивающему душу.

Новые религиозные представления и нормы нравственности отразились на всей жизни русских людей.

В первую очередь, стал меняться их нрав. Раньше люди руководствовались естественными нравственными качествами, продиктованными совестью язычников в сочетании с «безнравственными» (в современном смысле) обычаями, связанными с человеческими страстями. Теперь идеалом стала жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Это отразилось на личном поведении русских людей: появились самоконтроль, смирение и кротость вместо бытующих гордости и гнева. И на семейной нравственности: пороками стали считаться измена и добрачные связи (блуд), искоренилось многоженство, которое бытовало в ряде племен. В жизни русских людей взамен естественного чувства, именуемого любовью, начала воплощаться христианская заповедь о любви, которая, по слову Библии, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит; никогда не перестает (см. 1-е Послание апостола Павла к  Коринфянам, 13-я глава, 4–8-й стихи). 

В. Васнецов. Крещение Руси

Как религия, проповедующая единство (единобожие, единство веры, Церкви, единение Бога и человека и людей между собой), православие на Руси стало объединять людей и в политическом смысле (консолидация власти в руках великого князя Киевского), и в духовном (создание общин, проявление соборности).

При князе Владимире, а затем при его сыне Ярославе Мудром широкое распространение получило возведение храмов. Кроме деревянных, стали строиться и каменные храмы. Первым каменным храмом стала церковь Успения Пресвятой Богородицы, или Десятинная церковь (989–996 годы). На строительство и содержание церкви князь Владимир выделил 10-ю часть своей казны. Появились и стали развиваться другие виды церковного искусства: иконопись, фреска, мозаика; духовная музыка; прикладное искусство — изготовление крестов, богослужебных сосудов.

При храмах стали появляться школы для детей, где их учили, в первую очередь, славянской грамоте для понимания священных книг.

Справка:

Появление славянской письменности восходит к трудам святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В 862 году они, как высокообразованные, были по приглашению направлены из Константинополя в Великую Моравию (территории современных Венгрии, Чехии и Словакии, частично Польши и Украины), где ориентировочно в 863 году создали славянскую азбуку. Святые Кирилл и Мефодий переводили церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению и письму, а также проведению христианского богослужения на славянском языке. В общей сложности братья пробыли в Моравии около трех лет. Их миссия также подготовила Крещение (864) и христианское просвещение Болгарии.

Священные и богослужебные книги сначала привозили из Византии, а затем стали изготавливать на Руси. Создавались книгописные мастерские.

Стало распространяться монашество, начали организовываться монастыри.

Можно подытожить: выбрав христианство, наша страна определила свой духовный, исторический и культурный путь.


К. Юон. Зима (Ростов Великий)

Справка для учителя:

Основы православной веры

Основные вероучительные истины православного христианства содержатся в кратком своде (исповедании) «Символ веры». Приведем его по-церковнославянски (основной язык богослужения Русской Православной Церкви) и по-русски с комментариями.

1‑й. Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым.

Верую во единственного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2‑й. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша;

(Верую) и во единственного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного, рождаемого от Отца в вечности; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого всё сотворено;

3‑й. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;

Для нас, людей, и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком;

4‑й. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна;

Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;

5‑й. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием;

И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).

6‑й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца;

И восшедшего, вознесшегося на небеса и сидящего справа от Отца (в одной с Ним славе);

7‑й. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца.

И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца.

8‑й. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки.

(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

9‑й. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь.

(Верую) и во Единственную, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.

10‑й. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов.

Исповедую одно Крещение во оставление грехов.

11‑й. Ча́ю воскресе́ния мертвых.

Ожидаю воскресения мертвых.

12‑й. И жизни будущаго века. Аминь.

И жизни будущего века. Истинно так.

 

Православные христиане веруют в единственного всесовершенного Бога Троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Отец — Бог, Сын — Бог, Дух Святой — Бог. Но не три бога, а один Бог в трех Лицах. Это непостижимая человеческому уму тайна является предметом веры. Бог по Своей любви из ничего сотворил мир (духовный — ангелов (невидимых бесплотных духов) и материальный — видимый наш мир).

Вершиной творения стал человек. Он был создан по образу Божию (с бессмертной душой, разумом, свободной волей, творческими способностями и др.) и призван к уподоблению Богу (в любви, милосердии) через сотворчество, соработничество Ему в заботе о мире — своем внутреннем и внешнем.

Первоначально человек находился в постоянной связи, общении со своим Создателем, развивал и укреплял эту связь, совершенствуя себя в добре.

Однако в определенный момент первые люди в результате взаимодействия с падшим ангелом — сатаной, диаволом, ослушались любящего Бога — совершили грех. Они не решились признать свою вину и принести покаяние. Живая связь любви человека и Бога оказалась разорванной. Природа человека также повредилась: он стал склонен ко злу. В мир вошли страдания и смерть.

Вместе с тем Бог не оставил человека. Он дал обещание, что в мир придет Спаситель, Который ценой Своей жизни восстановит полноценную связь Бога и человека, обновит человеческую природу, разрушит власть греха и смерти. Постепенно Бог готовил человечество к встрече с обещанным Спасителем.

Около 2000 лет назад этот момент наступил. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, 3-я глава, 16-й стих).

В мир явился Господь Иисус Христос — воплотившийся, ставший в полной мере Человеком (но без греха) Бог Сын.

Ради спасения каждого человека от рабства греху, смерти, диаволу Господь Иисус Христос добровольно принял от людей страдания и смерть на Кресте. В третий день, в соответствии с давно произнесенными и записанными в Священном Писании пророчествами, Господь воскрес из мертвых (ожил, восстал от смерти), победив смерть. На сороковой день Христос вознесся на небо к Богу Отцу.

Христос восстановил разорванную связь между Богом и человеком и полноту Богообщения. Он оставил возможность теснейшего единения с Собой в Таинстве Причащения.

Господь Иисус Христос передал высочайший образец нравственности, который в полной мере достижим лишь с помощью Божией. Христос учил и Своей жизнью показал истинную жертвенную любовь, даже любовь к врагам. 

Православные христиане существуют не сами по себе. Они являются членами Православной Церкви, которая основана Самим Христом как общество, организм, в котором реализуется живая связь между Богом и человеком, христиан между собой (через участие в Таинстве Причащения и других Таинствах Церкви, молитву, чтение слова Божия, творение добрых дел, участие в жизни друг друга). В Церкви действует Святой Дух.

Живя в Церкви, исполняя Христовы заповеди, любой православный христианин может обрести спасение — достичь любви и внутренней свободы от зла, воплотить единение с Богом и другими членами Церкви.

Библиотека для учителя

Крещение Руси: как это было

Княгиня Ольга, князь Владимир и Крещение Руси в русской живописи

Н. Бруни. Святая великая княгиня Ольга

Святые Кирилл и Мефодий, просветители славян

Цитаты

Иван Бунин. «Слово»

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

1915 г.

Видео (для учителя)

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий 


» Понятие