Перейти к основному содержанию

Урок 32. Человек и культура

Кто такой человек?

Давайте еще раз вспомним, кто такой человек, то есть, кто такие мы с вами. Человек — это живое существо, которое, однако, отличается от всех других существ наличием разума, способностью к творчеству, способностью любить ближнего и жертвовать собой ради другого человека и общества.

Но быть человечным — разумным, творческим, добрым, жертвенным — очень трудно, потому что человеку всегда нужно преодолевать сопротивление внешних обстоятельств, сопротивление общества и собственную лень.


Ленивец в национальном парке Сан-Антонио, Коста-Рика.

У человека всегда есть выбор. Он может бороться, стараться каждый день становиться все лучше и лучше, преодолевая внешние и внутренние препятствия. А может сдаться и превратиться в неприятное, хотя и живое существо. И правда, мы ведь помним, что человек — это родственник животных, а точки зрения биологии и есть животное, homo sapiens. Но наше родство с обезьянами, и другими млекопитающими, мы получаем как бы даром, за него не нужно бороться.

Поэтому очень верно говорят, что человек, который не работает над собой, теряет человеческий облик и превращается в животное, в зверя.

Другими словами об этом сказал поэт Николай Заболоцкий:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! <…>
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она. <…>

В этом стихотворении наша душа и показана, как своенравное животное — то ли лошадь, то ли обезьянка, которая при малейшей поблажке может превратить жизнь хозяина в хаос, оставить его не с чем.

Человек — это тот, кто внимателен к своей душе, кто тренирует ее, кто хочет, чтобы она стремилась к высокому, к лучшему, а не скатывалась к низкому, дурному, плохому.

Высокое и низкое в человеке.

Когда говорят о добре и зле, сравнивают хорошее и плохое в человеке, то используют образы «высокого» и «низкого». Так, наверно, пошло с древних времен, когда люди считали, что чем выше мы поднимаемся, тем ближе мы становимся к небу, а на небе живет Бог. И чем ниже мы опускаемся — скажем, на глубину моря или в пещеру, тем мы ближе к загробному миру. Сейчас мы так не думаем, но сами образы высоты и глубины по-прежнему связаны с добром и злом. Например, про человека могут сказать «это птица высокого полета», имея в виду, что это яркий, интересный, талантливый, может быть, нравственно чистый человек. А когда говорят «как низко он пал», то предполагают, что человек ведет безнравственный образ жизни. А еще бывает «высокое искусство» и «низкий жанр». Что же делает человека, его поведение и дела его рук «высокими» и «низкими»?

Разберем приведенные нами примеры. Если человека называют «птицей высокого полета», то мы точно знаем, что этот человек очень много трудился. Например, если ему свойственны хорошие манеры, то он старался во всех ситуациях следовать правилам этикета и избегать неприличного поведения. И правда, опрятно одеваться, быть вежливым, избегать грубостей и колкостей в разговоре — это тоже требует самодисциплины и большого напряжения душевных сил. Если человек талантлив, если он мастерски пишет картины, создает архитектурные проекты или учит детей математике, то он точно когда-то взял себя в руки, преодолел свою лень и решил: «я буду художником… архитектором… учителем». Наверняка это было непросто, и даже болезненно.

Он отказывал себе в удовольствиях, в некоторых развлечениях ради занятий своим любимым делом, ради самосовершенствования.

Если бы Михаил Васильевич Ломоносов дал себе поблажку, он, сын крестьянина, никогда бы не попал в число лучших учеником славяно-русской академии в Москве и не стал бы великим ученым. Если бы Лев Толстой не работал над собой, не приучал себя в молодости к дисциплине, он остался бы обычным помещиком, каких много тогда было в России и которых никто не помнит. Если бы Сергий Радонежский не усердствовал в учебе, которая ему поначалу не давалась, его имя не прославилось бы в веках.


Химическая лаборатория М.В. Ломоносова в Кунсткамере, Санкт-Петербург.

Противоположный пример. Если «человек поступает низко», то он, скорее всего, не трудился вовсе, а последовал тому желанию, которое пришло ему на сердце. Захотелось поесть — поел. Захотелось поспать — поспал. Захотелось поиграть — поиграл. Это только кажется, что реализовать все эти желания можно когда угодно. Мы едим, спим или играем в специально отведенное для этого время. Распорядок дня — это тоже дисциплина, тоже средство, с помощью которого мы «дрессируем» свою душу. Низкий же человек такому распорядку не следует. И если он ленится, не желает работать над собой даже в таких простых вещах, он в жизни ничего не добьется: не напишет книгу, не сможет стать капитаном корабля или директором завода. Как пишет А.С. Пушкин о своем главном герое:

Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать — но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его…

Выходит, что низкий человек — этот тот, кто не хочет становиться лучше, не ставит перед собой никаких жизненных целей и не стремится их достичь, а живет, лишь исполняя свои сиюминутные желания.

Высокое и низкое в жизни общества.


Горельефы известных людей на улице Гагарина в Брянске.

Но высокой и низкой является наша душа не только из-за того, что она трудится и ленится, не только из-за того, что происходит внутри нее, но и от того, как мы относимся к другим людям. Мы уже говорили, что по-настоящему успешным в жизни и счастливым является тот человек, кто трудится ради общего блага, кто приносит пользу ближнему, кто способен любить его и совершать поступки ради этой любви. Это значит, что нашей жизненной целью должно быть служение людям, то есть такие дела, которые делают жизнь людей проще. Например, если я проектирую здание, то оно, конечно, должно быть красивым, а еще удобным, чтобы в нем летом было прохладно, а зимой тепло, чтобы были лифты и пандусы для детских и инвалидных колясок. Если я руководствуюсь такими соображениями, то я следую высоким принципам, то есть духовным, нравственным, идеалам. Если же я думаю о зарплате, о том, как бы побыстрее сдать работу, а там трава не расти, то я веду себя низко. И правда, ведь плохо сделанная моя работа может привести к тому, что людям в этом доме будет плохо жить.

Чаще всего безнравственное низкое поведение, например, плохо сделанная работа, сказывается не только на человеке, но и на окружающих его людях, на всем обществе.

Высокое и низкое искусство.

Наверное, вы слышали и словосочетание «высокое и низкое искусство». Как его понимать? Наверное, так же, как и в случае внутреннего состояния человека и его отношения к другим людям. Ведь искусство — это выражение внутреннего мира человека. Если этот мир прекрасен, интересен, глубок, если художник стремится к свету, то искусство будет прекрасным, глубоким, делающим человека лучше. Давайте посмотрим на одно из таких произведений — стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес»:

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Казалось бы, очень простой сюжет: короткая встреча двух существ и вечная разлука. Но сколько в этих строках тепла: тучка скрасила одиночество утеса, облегчила его монотонное существование, а утес подарил тучке пристанище и свою доброту. Читая эти строки, мы и сами задумываемся о том, как важно быть добрым даже со случайными людьми, участливым, внимательным. Картина Александра Дайнеки «Оборона Севастополя» учит жертвенности, патриотизму. Фильм «Когда деревья были большими» - трудолюбию и важности семьи. Мультик «Ежик в тумане» - нежности и доброте. Все это примеры высокого искусства. Получается, что высоким называется то искусство, которое делает нас лучше, которое показывает нам идеал, к которому нужно стремиться.


Художник-мультипликатор, режиссер Юрий Норштейн подписывает книги читателям на книжном фестивале «Красная площадь».

Если внутренний мир художника некрасив и морально уродлив, если художнику неинтересно самому стремиться к идеалу, то и художественное произведение выйдет духовно бесполезным и даже вредным. Совсем неудивительно, что такого искусства вокруг нас гораздо больше. И оно, чаще всего, даже популярнее высокого искусства. Ведь гораздо проще ничего не делать, ни к чему не стремиться, не искать нравственного, духовного идеала. Стремление к совершенству — это тяжелый труд, мы уже об этом сказали, а значит и высокое искусство, которое призывает к самосовершенствованию, раздражает и злит лентяев. Им куда милее простая музыка, кино, которое только развлекает, литература, которая ничему светлому не учит.

Такое искусство как бы потакает нашей лени, нашему нежеланию работать над собой, потому такое искусство можно назвать низким.

Духовная жизнь.


Собор святой Софии. Великий Новгород.

Но вернемся к началу. Человек становится человеком, когда стремится к идеалу, когда творит, когда любит, когда приносит пользу ближнему и даже готов пожертвовать собой ради него. Но такая жизнь, пронизанная стремлением к высокому и желанием преодолеть все низменное, плохое в себе, называется духовной жизнью. Духовный человек стремится, прежде всего, к тому, чтобы стать лучше, и к тому, чтобы лучше жилось людям вокруг него. Но духовная жизнь отражается и в нашей культуре. Например, главные символы России — это древние и новые храмы: храм Василия Блаженного, Петропавловский, Казанский, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, храм Покрова на Нерли, София Новгородская. Еще один пример — древнерусская иконопись, например, знаменитая «Троица» Андрея Рублева или новгородская икона «Ангел Златые Власы».

Литература, живопись, поэзия, архитектура, кинематограф могут быть внешним выражением духовной жизни, той внутренней работы, которая идет в душе человека.

Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.

» Учебный текст к уроку ОДНКНР для 6 класса