Перейти к основному содержанию

Урок 31. Человек: какой он?

Кто такой человек?

Подлинный рисунок Витрувианского человека Леонардо да Винчи тушью на бумаге

Гавриил Романович Державин в одной из своих од так описывает человека:

«Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!»

В этом описании мы видим, что поэт представляет человека очень сложным и даже противоречивым существом. С одной стороны, он принадлежит животному и материальному миру и подчиняется законам природы. С другой стороны, в нем присутствует нечто возвышенное, духовное, то, что отличает его от животных и даже позволяет управлять природой.

Гавриил Романович использует образ человека как связующего звена, мостика между двумя мирами — миром духовным и миром материальным. Человек — это существо, принадлежащее одновременно двум этим мирам.

Человек как часть животного мира

Московский зоопарк, вольер с обезьянами и зрителем

Биологи считают, что человек — это самый распространенный вид приматов под названием homo sapiens, «человек разумный». Мы и правда во многом похожи на обезьянок — мы тоже нуждаемся в еде, пище и сне, похожим образом проявляем свои эмоции, можем быть агрессивными, можем бояться грома и хищников. Но все-таки самое главное в человеке не то, чем он похож на животных, не то, в чем он является их «родственником», а то, в чем он от них отличается.

Главное отличие человека — на что указывает даже биологическая классификация — это наличие мышления, наличие сознания и способности к осмысленным поступкам.

Что такое мышление?

Световая проекция портрета Иммануила Канта на кронах дерева. Калининград

Сознание — это самая главная и самая загадочная часть человеческого существа. Никто не может точно объяснить, откуда берется мышление. Некоторые сравнивают людей с компьютерами: точно так же как правильно работающие компоненты электронной машины производят информацию, наш мозг якобы производит мысли. Но правильно ли такое сравнение, ведь компьютер создан человеком и зависит от того, что вложит в него человек. Кто же создал совершенный компьютер нашего мозга и откуда наши мысли берутся? Над этой загадкой до сих пор бьются ученые и философы. Мы можем только сказать, что мышление, хотя и связано с работой головного мозга, который есть у всех высших животных, не полностью зависит от нее.

И правда, когда мы думаем, мы как бы создаем новый мир. Он не похож на реальный мир, который мы видим, слышим, осязаем. В нем есть много такого, чего мы не встретим в реальной жизни. Мы никогда не увидим линию без изъяна, она — линия горизонта или линия в нашей тетради — хоть на миллиметр, хоть на долю миллиметра будет отклоняться от идеала. Мы не сможем прикоснуться к числу пять, хотя и не раз встретим пять уток или пять яблонь. И идеальная линия и число пять — это произведения нашего мышления. Именно в этом его роль: познавать и изменять реальный мир с помощью вещей идеального мира. Когда мы познаём вещь, скажем, незнакомое дерево, мы сравниваем ее с тем, что наше мышление знает о растениях, о листьях и плодах, и делаем вывод: «это дерево».

Но и человеческое действие опирается на мышление. Когда архитектор готовит проект здания, он чертит линии и более сложные геометрические фигуры, использует числа и формулы — всё это он берет из мышления. Когда строитель смотрит на чертеж архитектора, он тоже видит не готовый дом, а некий план, который существует только в сознании архитектора и самого строителя. И даже рабочий перед тем, как положить кирпич или залить бетон, создает в голове «воздушный замок», то есть проект будущего строения. Без мышления невозможно написать картину, вырыть колодец, испечь хлеб, забить гол в ворота футбольной команды.

Мышление — это отдельный мир, в котором живет человек и которое делает человека уникальным существом.

Что такое культура?

Зал итальянского искусства (Малый Просвет, Новый Эрмитаж) в Государственном Эрмитаже. Санкт-Петербург

Проще всего сказать, что культура — это все то, что создается человеком. Но мы уже выяснили, что у человека есть загадочная особенность — способность мыслить — которая отличает его от животных и с помощью которой он создает целый идеальный мир, в котором строятся идеальные города, по улицам которых ходят числа и формулы. Но тогда мы можем предположить, что в этом идеальном мире живут и идеальные люди — такие люди, с которыми мы все хотели бы дружить. Только в мышлении мы можем создать образ идеального человека, который обладает какими-то идеальными физическими и нравственными чертами.

Культура — это такая деятельность человека, когда он пытается свое представление об идеальном человеке переместить в реальный мир.

Например, в таких европейских странах, как Сербия, Беларусь, считается, что, что мальчик должен открывать дверь перед девочкой и пропускать ее вперед. Таково наше представление о том, как в такой ситуации должен себя вести идеальный мужчина. Если мы видим мальчика, который так поступает, мы про себя говорим «молодец», а если мальчик протискивается в дверь, отталкивая девочку, то осуждаем его.

И поведение мальчика и наша реакция на него — это проявление нашей культуры, проявление того, как наш идеал осуществляется в реальности.

Возьмем пример из литературы. В рассказе Константина Станюковича «Максимка» русский корабль подбирает в открытом море чернокожего мальчика. В реальном мире эта ситуация могла бы выглядеть по-разному, но писатель пытается показать то, что считает правильным — идеальную, нравственно точную реакцию доброго русского человека на страдание маленького «арапчонка»: доктор наливает ему целую кружку бульона, молодой мичман на ломаном английском целый час выспрашивает у мальчика все подробности биографии, вся команда жалеет его и единодушна в том, что нужно ему помочь. То же самое мы можем увидеть в живописи, кинематографе, театральном искусстве: художник всегда стремится показать нам духовно-нравственный идеал человека.

Нравственность как высшая часть культуры

Церковь Покрова на Нерли. Боголюбово

Культура — это стремление сделать видимым, осязаемым тот идеальный мир, который есть в нашем мышлении. Когда мы строим красивый дворец, мы делаем видимым наш замысел о дворце. Когда мы снимаем фильм, мы рассказываем о том, как должны вести себя люди. Но самое главное проявление культуры — это наша собственная нравственная жизнь. У каждого из нас есть представление о том, как правильно себя вести, как поступать в той или иной ситуации. Как вести себя за столом? Как переходить дорогу? Как относиться к старшим? Как поступать, если рядом кого-то обижают: лезть в драку, звать полицию, убежать? Мы можем получить это знание из книг, из фильмов, от родителей и школьных учителей. Но искусство в том, чтобы представление о нравственных правилах, этот идеал осуществить в жизни, сделать видимым для окружающих.

Что такое нравственность?

Итак, человек отличается от животного наличием мышления, способностью придумывать идеальный мир и пытаться осуществлять его в реальности. Но мы упустили важную деталь: очень многое сопротивляется нашему желанию поступать правильно. Во-первых, не все согласны с нашим мнением об идеале, многим то, что нам кажется хорошим, представляется плохим, и наоборот. Во-вторых, мы и сами часто не хотим вести себя правильно. Более того, не хотим даже думать о том, что такое хорошо и что такое плохо. Очень часто мы следуем не голосу разума, не тому идеалу, который он предлагает, а своим желаниям. Например, неправильно деньги, которые вам дали родители на горячий обед, тратить на мороженое. Потому что, во-первых, вы нарушаете обещание, а, во-вторых, потому что рискуете заболеть — и от мороженого, и оттого, что не поели горячего. Для полноты картины добавим, что ваш одноклассник убеждает вас: «да ладно, пойдем по эскимо купим, никто не узнает». Съесть мороженое в данной ситуации — значит поступить безнравственно, поддавшись искушению и уговорам одноклассника.

Нравственность же — это правильное действие вопреки мнению окружающих и собственным желаниям.

Я не буду есть мороженое, потому что это неправильно. Я не буду смеяться над одноклассником-инвалидом, хотя бы и все мои друзья смеялись. Я не буду вместе с другими детьми воровать яблоки в соседнем саду — пусть на меня смотрят как на глупенького.

Что такое человечность?

Чего-то в нашем образе человека не хватает. Мы показали, как человек мыслит, как он познаёт мир и создает новые вещи, поступает хорошо и правильно. И все-таки человечность — это не только правильные мысли поступки, это еще и то, что мы привычно называем «добротой», «теплотой», «душевностью», «сердечностью». Конечно, человек может быть и притворно приветливым, лицемерно участливым, но чаще всего мы можем его раскусить: подлинную доброту, человечность ни с чем не спутаешь. Так что же это такое?

Человечность — это способность человека мыслить и поступать так, как будто его друг, приятель, родственник, любой встреченный им человек, является ценностью, является чем-то очень важным.

Опираясь на такой подход к жизни, человек всегда будет поступать правильно.

Например, добрый учитель всегда найдет нужные слова для каждого ученика, найдет возможность поддержать, похвалить, направить — хотя бы класс и был большим. Добрый, человечный доктор за 15 минут, которые ему отводятся на одного пациента, может приободрить больного, даже если диагноз не очень приятный. Про русского старца Серафима Саровского рассказывали, что он приветствовал каждого человека словами «Радость моя» и для каждого у него был хороший совет или утешение. И учитель, и врач, и старец Серафим больше всего хотели принести пользу ближнему, потому что считали ближнего драгоценностью.[1]

Часовня ликвидаторам аварии на ЧАЭС города Фролово

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», — говорится в Евангелии.

Ярчайшее проявление человечности — жертвенность, способность пожертвовать собой ради другого человека. Например, как старший инженер Валерий Беспалов, инженер-механик Алексей Ананенко и начальник смены Борис Баранов, которые вручную закрывали клапаны по колено в радиоактивной воде Чернобыльской АЭС, чтобы предотвратить выпадение радиоактивных осадков. Или как мальчик Федор Симоненко, который при нападении диверсантов на Брянскую область спас двух девочек. Жертвуют собой воины, врачи, спасатели… А мы сами готовы ли к жертвенному поступку?

Что такое быть человеком? Это значит мыслить, творить, поступать нравственно, ценить ближнего и быть готовым пожертвовать собой ради него.

Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.

» Учебный текст к уроку ОДНКНР для 6 класса