Перейти к основному содержанию

Урок 28. Изобразительное искусство народов России

Основной вид информации

С древнейших времен изображения стали важнейшей частью культуры. Причина этого — в устройстве наших тела и разума.

У каждого человека, как и у любого живого существа на Земле, есть так называемые органы чувств, с помощью которых мы получаем информацию об окружающем нас мире. Глазами мы видим, ушами — слышим, языком — чувствуем вкус, кожей — ощущаем прикосновение и температуру, а носом — воспринимаем запахи. И если посчитать объем информации, которая проходит через каждый из этих органов чувств, то окажется, что больше всего сведений мы получаем с помощью зрения.

Наши глаза — главный проводник в мир знаний, а изображение — главная форма и получения, и передачи этих знаний.


Из всех доступных нам способов получения информации зрение остается самым важным

Поскольку видимая часть мира имеет такую огромную важность для человека, то и вся деятельность людей так или иначе завязана на графическом способе передачи и хранения информации. Например, перед тем, как построить дом, архитекторы и инженеры выполняют множество чертежей, чтобы на бумаге показать строителям и прочим рабочим, как будет выглядеть новый дом. Тексты мы тоже записываем буквами — своеобразными рисунками, которые, сочетаясь, передают смысл. А, скажем, геологи, спасатели или военные не могут обойтись без карт — особых изображений с отмеченными на них местами расположения тех или иных объектов. Да и тебе наверняка приходилось пользоваться мобильными приложениями, которые помогали дойти домой.

Вполне естественно, что и наша фантазия, наши мысли и эмоции, тоже имеет дело в основном с изображениями. Как показывают многочисленные исследования, воображение человека всегда «работает» с картинками, которые помогают наглядно представить в уме какую-либо вещь. И даже решая математический пример, разум старается представить вычисление в виде изображения — цифр или предметов.

И уж совсем неудивительно, что именно через разного рода изображения человек преимущественно выражает свой внутренний — духовный — мир.


Рисование до сих пор остается самым распространенным способом открыть другим свои чувства и эмоции

Со-творение мира

Мы уже неоднократно с тобой говорили о том, что у человека двоякие отношения с окружающим миром. С одной стороны, все люди являются частью вселенной, и вся жизнь нашего тела протекает по тем же законам, что и для любого другого живого существа на планете. С другой стороны, человек несравнимо выше всех вместе взятых животных, а его способности настолько велики, что во многих культурах за ним закрепилось именование «царь природы». Об этом же говорят и некоторые религии. В частности, Православие, которое сыграло в истории России решающую роль, учит, что Бог, создав весь мир, именно человека сделал его хозяином.

А что такое быть хозяином? Наверняка у тебя или у твоих друзей есть домашний питомец. И уж точно он есть у кого-то из твоих старших родственников. Например, у бабушки. И как здорово бывает наблюдать за собакой, кошкой, кроликом или другой зверюшкой, которая слушает человека и выполняет его команды! Однако подчинение хозяину — только одна из сторон медали.

Настоящий хозяин не только командует своим питомцем, но и постоянно заботится о нем, кормит его, думает о том, чтобы ему было хорошо.

Согласно религиозным взглядам на мир, Бог не только сделал человека самым главным существом на Земле, но и дал ему задание заботиться об окружающем мире. Чтобы эта забота была наиболее плодотворной, вместе с лидирующим положением люди получили от Бога и способность преображать мир, своеобразную власть над ним. Человек, в рамках религиозного взгляда на жизнь, является как бы соучастником, сотворцом того пространства, которое его окружает.

Конечно, в наши дни религиозная точка зрения не является единственной, однако даже неверующий человек с уверенностью назовет способность творить наиболее значимой способностью, которой обладают люди. Эту способность человечество проявляет не только в создании удобной среды обитания (строительстве зданий, развитии медицины или, скажем, освоении новых земель), но и в умении выражать собственные ценности, опыт и накапливать знания.

Очень важное (едва ли не главное) место в этой удивительной творческой способности занимает изобразительное искусство.


Рисовать человек научился очень давно. Одним из таких рисунков на камне более пяти тысяч лет. Они находятся в местности под названием Залавруга в Карелии на берегах реки Выг

От простого к сложному

Для наших далеких предков создание изображений имело куда больший смысл, чем для наших современников. С помощью различного рода знаков и символов они не просто передавали информацию друг другу, но и выражали собственные эмоции и видение окружающего мира, давали ему оценку и пытались найти в нем свое место. Создаваемые ими изображения были предельно простыми, тем не менее, рисуя их, первые люди сами себе отвечали на вопросы: «Кто я?», Зачем живу в этом мире?», «Как достичь радости и счастья?». Эти вопросы чаще всего волнуют людей, поэтому неудивительно, что уже издревле изобразительное искусство пыталось ответить на них.

В русской культуре к наиболее старым мотивам относится орнамент, или по-другому — узоры. Сейчас их применяют больше для красоты — при создании упаковки, украшения жилища или одежды. Ведь куда приятнее смотреть на причудливые переплетения линий, чем на чистое поле или гладкую ткань. Но еще двести лет назад узор был не просто украшением.

Узор был выразителем того, что для человека было по-настоящему важным и ценным.

Например, в поморских деревнях и во многих селах Юга и Центра России женщины до сих пор покрывают одежду вышивкой — орнаментом, созданном из ниток. Цвет этих ниток, как правило, красный — как символ жизни (кровь ведь тоже красная). Главным элементом узоров является ромб, который является символом счастья и внутреннего спокойствия. Не менее значимой фигурой была и восьмиконечная звезда — Алатырь, которая обозначала весь окружающий мир и Бога, который его создал. Вместе с этими простыми формами в народных орнаментах используются и символы посложнее. Например, Берегиня — узор в виде женщины, распростершей свои руки и как бы ограждающей мир от зла. Или же — популярный в мезенской росписи Конь, который обозначает солнце, согревающее северные земли и приносящее плодородие и счастье. А если присмотреться к орнаментам коренных народов Крайнего Севера, то в их ломаных линиях можно узнать черты величественной северной природы.


Узоры на ненецком народном наряде повторяют привычный мир оленеводческих племен. Например, этот орнамент символизирует стойбище, которое состоит из традиционных переносных жилищ — чумов

У каждого народа России своя система узоров. Они чем-то похожи друг на друга, а чем-то и отличны. Но все они так или иначе передают самое важное, чем жили наши предки, — познанием этого мира и того места, которое в нем занимает человек. Древние узоры с некоторыми изменениями дошли до нас во многих так называемых школах народного промысла. Центры этих школ находятся в старинных городах и селах. Это Мезень в Архангельской области, Хохлома — в Нижегородской, Гжель и Жостово — в Подмосковье, Нижний Тагил — в Свердловской, Палех — в Ивановской. Кроме этих известных очагов народной росписи в каждом регионе можно найти тех, кто хранит память о былых традициях и по мере своих сил передает их потомкам. Да и многие детали современной деревенской жизни уходят корнями в глубокую древность. Например, окна многих деревянных изб до сих пор украшаются резными наличниками (рамами). Эта резьба — непростая и символизирует собой живую природу, которая окружает человека.

Вместе с узорами древний человек научился создавать и сюжетные композиции. Они передавали либо быт того времени (чаще всего — охоту), либо религиозную сторону жизни.

До наших дней дошло несколько мест, где сохранились такие рисунки. Они, как правило, высечены на камне, что и позволило им дойти до нас в целости и сохранности. Такие изображения, которые называются петроглифами, можно увидеть, например, в Кемеровской (Томская писаница), Иркутской (Шишкинские писаницы), Мурманской (Канозерские петроглифы) областях, в Карелии (Онежские и Беломорские петроглифы), на Алтае (петроглифы долины Елангаш, Калбак-Таш, Жалгизтобе). Этим древним рисункам по несколько тысяч лет!

Первые изображение отражали языческий взгляд на мир. Древний человек был склонен наделять природу разумом и саму ее считал божественной. Язычниками были и наши непосредственные предки — северо-восточные славяне. Но в X веке Киевский князь Владимир Великий провозгласил государственной религией христианство, и с тех пор изобразительное искусство Руси и России испытало сильнейшее влияние этой религии.

Христиане верят в существование одного-единственного Бога, который создал и нас, и весь окружающей нас мир. Бог и святые стали главными героями изобразительного искусства первых семи веков существования русской православной культуры. Изображения Бога и святых создавались либо на отдельных досках (так называемые иконы), либо покрывали стены храмов изнутри (так называемая роспись) и снаружи (резьба по камню, скульптура, лепка).


Роспись Никольского Морского собора в Кронштадте — пример того, как украшаются стены православных церквей

Поскольку православные верующие считают храм образом рая на Земле, то и росписи в этих зданиях особые. В них нет места бытовым сценам, а сами они подчинены определенным правилам, которые называются каноном. Изображения на стенах храма иллюстрируют события из Библии, а также призваны передать то, каким должен быть этот мир — без зла, боли и тьмы — и что нужно делать, чтобы он стал таким.

Как и любое искусство, религиозные изображения, от орнамента до огромных росписей, посвящены тому, что ценно для человека в первую очередь.

Художники — творцы изображений

Имена тех, кто придумал старинные орнаменты либо создал росписи того или иного храма, мы не знаем. И это на самом деле неудивительно — в религиозном искусстве мастер передает веру и мировоззрение всего народа, в таком творчестве нет места авторскому видению и авторским вольностям. Тем не менее история сохранила скупые сведения о нескольких таких людях. Их принято называть иконописцами. Это, например, монах Алипий из Киева, живший в XI веке, Андрей Рублев, создавший в XV веке уникальную икону «Троица», Симон Ушаков, писавший иконы и портреты в XVII веке.

Кстати, последняя из упомянутых личностей весьма значима в истории русского изобразительного искусства.

Примерно с конца XVII века художники в России всё чаще стали обращаться к бытовым и историческим темам. Религиозная живопись перестала быть основным направлением в искусстве и уступила место сугубо светским темам.

Это связано с тем, что само российское общество претерпело большие перемены, и ответы на извечные вопросы «Кто я?», Зачем живу в этом мире?», «Как достичь радости и счастья?» человек стал искать не только в религии, но и в себе самом.

В этом ключе очень важна личность самого художника. В принципе, рисовать способен каждый из нас. Учитывая доступность красок, кисточек, бумаги, холстов и других расходных материалов, из которых создаются картины, живопись смело можно назвать самым распространенным видом искусства. И художников — тоже много. Причем — талантливых, хорошо владеющих кистью. Тем не менее некоторых из них следует отметить особо.

Это — великие русские художники. Например, Карл Брюллов, Исаак Левитан, Илья Глазунов, Владимир Боровиковский, Илья Репин, Архип Куинджи, Виктор Васнецов. Эти и несколько десятков других творцов создали не просто изображения. Их картины — образцы настоящего искусства, которое передает все грани человеческой души, всю широту наших чувств и эмоций.

Их полотна помогают нам не забывать о настоящих ценностях и о том свете, которые мы призваны нести в себе самих и передавать его грядущим поколениям.


Понимая ценность картин великих авторов, люди создают специальные места для их хранения и демонстрирования — музеи. В них каждый может прикоснуться к прекрасному. На этом фото — один из залов Третьяковской галереи в Москве, где выставлены работы художника Карла Брюллова


Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.

» Учебный текст к уроку ОДНКНР для 5 класса