Перейти к основному содержанию

Урок 26. Патриотизм


«Нас много, Родина одна!» в рамках акции «Мы едины» в российский праздник День народного единства на Тверской улице в городе Москве, Россия 4 ноября 2014

Что такое патриотизм?

Вспомним знаменитое стихотворение Н. А. Некрасова:

«Я твой. Пусть ропот укоризны
За мною по пятам бежал,
Не небесам чужой отчизны —
Я песни родине слагал!
Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!»

В этих нескольких строках все слагающие того, что называется патриотизмом.

Патриотизм — это любовь к родине (от латинского слова patria, «родина»), любовь, как мы уже выяснили, говоря о гражданстве, схожая с любовью к своим родителям, к своей семье.

Но любовь — это само по себе сложное понятие. В любви есть врожденное чувство, то, что мы получаем в детстве — так Некрасов влюблен в знакомый сельский пейзаж, в бесконечные поля ржи Ярославской губернии, где он вырос. В любви есть осознанность, осознанный выбор: да, я люблю именно такую родину, которую я получил от родителей, и другой родины мне не надо. Любовь — это еще и действие, направленное на благо родины.


Памятник князю Александру Невскому на фоне голубого неба. Балтийск, Калининградская область

Ради нее можно учить детей, добывать уголь, воевать, торговать или «слагать песни» как поэт Некрасов. Любящий человек хочет добра тому, кого или что он любит, он готов выслушать критику, но и стремится к тому, чтобы оправдать любимого, увидеть в нем хорошее, а затем приложить все усилия к тому, чтобы любимый стал еще лучше.

Патриот защищает родину, несмотря на «ропот укоризны», защищает от оскорблений, от клеветы, от военного посягательства, от любых угроз, которые исходят от других государств, внутренних настроений, стихийных бедствий.

Еще одна важная черта патриотизма — благодарность, умение сказать «спасибо, сторона родная» за конкретные дары, которые мы получаем от родины — за ее природу, за культурные богатства, за людей, рядом с которыми мы выросли. Умение благодарить свидетельствует о том, что наша любовь к родине не лицемерна, что мы знаем, чем ей обязаны.

Любовь всегда жертвенна, и любовь к родине тоже. Когда мы любим, мы готовы отдать родине свое здоровье и даже рискнуть ради нее жизнью. Поэтому наиболее яркими примерами патриотизма обычно считаются воины, например, герои войны 1812 года или Великой Отечественной войны.


Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве

Ярчайшими символами патриотизма стали лидеры народного ополчения 1611–1612 гг. гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, а также обычный крестьянин Иван Сусанин, который во время русско-польской войны принес себя в жертву ради спасения Отечества. Но в жертву родине приносят себя и врачи, которые во время эпидемий трудятся в госпиталях, рискуя заболеть смертельной болезнью. И спасатели, которые вызволяют людей из-под завалов во время землетрясений. Полицейские, учителя, шахтеры — все те, кто трудится не только ради собственной выгоды.

У патриотизма есть и гражданское измерение. Это обязанности, закрепленные в законе и через которые мы как граждане можем деятельно проявить свою любовь к родине.

Сохранение окружающей среды и культурного достояния, забота о детях и стариках, защита отечества с оружием в руках, уплата налогов — всё это одновременно и наши обязанности как граждан, и формы любви к отечеству. Уважать, ценить, любить родину невозможно, не любя ее символы — герб, флаг и гимн, не любя ее языки и культуру.

Патриотизм — это осознанная и деятельная любовь к родине, готовность к ее защите, благодарность ей.

Ложные «двойники» патриотизма

Английский писатель Гилберт Кийт Честертон однажды заметил, что нас окружают добродетели (хорошие качества человека), которые сошли с ума: щедрость стала расточительностью, мужество — жестокостью, внимательность — угодливостью. Так и у патриотизма, любви к родине, есть двойники, которые чем-то напоминают патриотизм, но в действительности являются его злыми пародиями. Например, представление о том, что одни народы имеют более благородное происхождение, чем другие, одни цивилизованны, причастны высокой культуре, другие — примитивные дикари, варвары. Одни народы будто бы должны властвовать, а другие — подчиняться. Второй двойник патриотизма — ненависть к тому, кто не похож на тебя, чаще всего к человеку другой национальности. Бывает так, что представители разных народов живут рядом и не уживаются. Например — если речь идет о сельских жителях — потому что пользуются одним колодцем и не могут его поделить.


Немецкие захватчики жгут деревню. 30.11.1941

В городе причиной конфликтов может быть необычный внешний вид, одежда, поведение человека другой национальности.

Но какая бы ни была причина, ненависть, неприязнь к другому народу — это общественная болезнь, которая отравляет жизнь страны, мешает ее развитию, любым делам, которые люди разных народов могли бы делать вместе.

Не говоря уже о том, что ненависть может привести к тяжелым конфликтам, в том числе к войнам.

«Двойники» отличаются от патриотизма тем, что говорят не о любви к родине и ее народу, а о ненависти к другим народам и странам. Если патриотизм похож на здоровую любовь к своей семье, то его двойники похожи на нездоровые семейные отношения. Например, может ли членов семьи объединять не любовь, а неприязнь к соседям, к другим семьям и даже к другим не столь близким родственникам? Увы, может. И так же, как семейные проблемы и болезни лечатся любовью, двойники патриотизма изгоняются истинной любовью к родине.

Ложные двойники патриотизма порождены не любовью к родине и народу, а ненавистью к другим странам и народам.


Представители различных конфессий на сцене, траурная акция, Санкт-Петербург, 6 апреля 2017

Что такое терпимость?

В XVI и XVII веках Европу сотрясали религиозные войны — город восставал на город, народ на народ, государство на государство, оправдывая это тем, что оппоненты по-другому верят, иначе толкуют Библию, отвергают одни ритуалы или вводят какие-то новые. Подобные конфликты сотрясали и Великобританию. Чтобы положить конец вражде, британский парламент принял специальный закон «Акт о терпимости» (Toleration Act), который освобождал противников государственной церкви от наказания при условии, что и они будут уважать государственную религию. Именно с этого времени в европейские языки вошло слово «толерантность» (букв. «терпимость»).

Толерантность — это терпимое отношение к чужому мнению, чужой традиции и вообще отличию другого человека.


Многонациональная демонстрация в Самаре на день России 12 июня

«Я толерантен» — это не значит, что я соглашаюсь с тобой или я считаю твою точку зрения правильной, а то, что твоя точка зрения не причинит мне никакого ущерба. Это значит, что общество может жить, хотя в нем и существуют рядом друг с другом, бок о бок, люди разных мировоззрений, принадлежащие к разным конфессиям, разным народам, которые придерживаются разных традиций. Но из такого определения толерантности легко можно сделать вывод и о ее границах: мы не можем быть терпимыми к злу, к тому, что представляет угрозу для общества. И правда, было бы странным терпеть то, что может тебя уничтожить, что сломает хрупкий мир между народами и отдельными людьми.

От нас требуется терпимое отношение к тому, кто на меня не похож, но не представляет угрозы для общества. Терпимость к злу недопустима.


Ненецкие девушки и женщины в национальной одежде (2021 год)

Уважение к другим народам в России

Россия — уникальное государство. Большая часть ее населения причисляет себя к русскому народу. Однако в нашей стране много других народностей. Татары, чеченцы, башкиры, чуваши, армяне, аварцы — это только самые большие, а всего их почти две сотни. У каждого народа своя история, своя культура, язык, обычаи, но у всех общая судьба, связанная с общей родиной — Россией — и русским народом. Государства, на территории которых жило много народов, в истории вели себя по-разному. Чаще всего бывало так, что один народ — иногда насильственно, иногда более мягко — принуждал остальные к тому, чтобы они отказались от своих национальных особенностей, традиций и языка, и целиком растворились в большом народе, стали неотличимы от него. Россия вела себя по-другому, и, принимая новые народы в свою семью, старалась не принуждать их к принятию русской культуры, языка, веры, традиций.


Адыгская культура

Например, народы Кавказа или Средней Азии, которые стали частью России, могли на протяжении десятилетий жить своим укладом на своей земле, но отдельные представители этих народностей — грузины, армяне, киргизы, казахи — получали возможность принять православие, выучить русский язык, переехать в любой город России. И русские давно привыкли к тому, что вместе с ними живут, сражаются, трудятся представители других народов — полноправные граждане общего государства. В галерее героев войны 1812 года в Эрмитаже есть портреты немцев, поляков, грузин, шотландцев, сербов — генералов и офицеров, принадлежавших к разным народностям, но искренно любивших Россию как свою родину и сражавшихся за нее.


Государственный музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Портреты Военной галереи

Но именно в России, которая стала родиной для десятков национальностей, национальная рознь особенно опасна. В нашей стране она приведет не просто к насильственному конфликту, к гибели людей, но и к разрушению самой страны.

Россия невозможна без мира между народами, без их добрососедского сосуществования.

В основе этого сосуществования — уважение, толерантное отношение к конкретному человеку, в первую очередь к тому, кто на тебя не похож. Уважительное отношение к однокласснику со «смешной» и «непонятной» фамилией, к человеку в экзотическом костюме, которого ты встретил в общественном транспорте, — это то, что каждый из нас может сделать для родины, для мира в ней и процветания.

Россия — это уникальное государство, где вместе живут и трудятся сотни народов. В основе российской государственности взаимное уважение между народами. Утрата этого уважения опасна для нашей страны.

Любовь к родине — основа человечности

Александр Сергеевич Пушкин в одном из стихотворений говорит:

«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его».

Как вы думаете, почему наш великий поэт столь высоко ставит патриотическое чувство? Потому что именно в любви к родине раскрываются самые лучшие черты человека. Желание творить ради родины, совершенствовать, улучшать свою страну невозможно без любви к ней. Любовь невозможна и без трудолюбия, дисциплины, последовательности, которые позволяют достичь желаемого — результата творческого замысла. Любящий живет не только для себя, но и для другого, он видит смысл жизни в том, чтобы принести пользу окружающим, обществу и в конечном счете своей родине. Любящий жертвует собой ради отечества. Можно сказать, что любовь к родине делает нас более человечными, делает нас людьми, то есть существами, которые в жизни руководствуются высокими идеалами, ценностями.

Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.

» Учебный текст к уроку ОДНКНР для 6 класса