Перейти к основному содержанию

Урок 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг

Активное добро

Немного раньше мы с тобой уже узнали, что главной целью человеческой жизни является творение добра — каждый из нас призван оставить после себя светлую память и глубокий след на Земле. «Делай другим то, чего желаешь себе» — написано в Евангелии — главной книге христиан. К сожалению, эта фраза стала настолько привычной и заезженной, что ее мало кто в наше время воспринимает всерьез. Тем не менее, если вдуматься в суть этого высказывания, то она настолько фундаментальна, что если ее исключить из нашей реальности, то последствия этого шага будут катастрофическими для всего сообщества людей.


Понимание того, что именно является добром, очень сильно зависит от эпохи, страны и общества, в котором живет человек. А еще — от того, исповедует ли он какую-либо религию или же является неверующим человеком.

Религия (а самая распространенная религия в России — это Православие) тесно связывает понятие добра с идеей существования Бога. Для любого верующего человека Бог — не только самая могущественная, но и самая добрая личность на свете. Он хочет, чтобы мы были на него похожими, а значит — и добрыми. Хотя бы в той мере, какая доступна нам.

Неверующие люди также считают, что мы обязаны творить как можно больше добрых дел. Конечно же, такую необходимость они обосновывают несколько иначе, чем это делает религия. По сугубо человеческому рассуждению, делать добро нужно уже потому, что планета Земля — наш общий дом, где мы не можем жить обособленно и замыкаться каждый сам на себе. Например, ни один здравомыслящий человек не будет проходить мимо пожара в своем подъезде, поскольку прекрасно понимает, что в случае распространения огня пострадает и его квартира тоже. Мы не можем просто так взять и отгородиться от чужих страданий, боли, переживаний. Решая чужие проблемы, делая жизнь других людей проще, легче и лучше, мы тем самым улучшаем жизнь себе самим, приносим в наш мир больше радости, света и других положительных изменений.

При всех очевидных различиях во взглядах, и верующие, и неверующие люди прекрасно понимают, что без добра нам никак не прожить, и поэтому стараются его делать. Минимально — не нарушать законы и нормы поведения, быть вежливыми и уважать мнения и привычки других. Чуть большее добро — делать приятное своим домашним, помогать им и заботиться о них. Ну, а высшим уровнем творения добра является полная или максимально возможная отдача собственных сил на служение другим людям, когда их счастье становится для человека главной целью его жизни.

Воспитание разума и чувств

На самом деле, добро можно творить любым доступным человеку способом. Подарить другому счастье, решить его проблему или облегчить его трудности — это под силу каждому. Например, посидеть и поиграть с детьми в многодетной семье, пока их мама сможет, не отвлекаясь на своих непосед, заняться стиркой или уборкой жилища. Или проведать пожилую соседку, сходив за нее в магазин или аптеку. Или нарисовать красивую картину и подарить ее человеку, который долгое время лежит в больнице и проходит курс лечения.


Да-да — произведения искусства относятся к очень важной части нашей жизни. И дать возможность другому прикоснуться к удивительному миру творчества — тоже является своего рода добрым делом. Потому что, приобщая его к искусству, мы прививаем такому человеку чувство прекрасного, А это — как раз то, что всем нам помогает оставаться людьми.

Эту истину понимал и один человек по имени Гай Цильний Меценат. Он жил в Древнем Риме, был очень богатым и помогал талантливым поэтам, когда они попадали в какую-нибудь беду. Эта поддержка была очень важна для них. Ведь, согласись, трудно писать стихи, когда на твою голову наваливается куча проблем. Помогая поэтам в трудную минуту, Меценат создавал для них хорошие условия, в которых впоследствии создавались замечательные стихи. Конечно, влиятельные люди и до Мецената помогали талантливым творческим личностям, но эта помощь имела, по большому счету, корыстный характер — создаваемые произведения искусства, как правило, в таком случае оставались у самих богачей. Меценат подал пример бескорыстной поддержки искусства, и со временем его подхватили другие «сильные мира сего». А само имя этого человека вскоре превратилось в нарицательное, и им стали называть людей, которые выделяют большие суммы на поддержку творчески одаренных личностей, чтобы те потом свои произведения несли в народ и тем самым этот народ просвещали.

Что же побуждает многих богачей тратить свое состояние на дела милосердия?

С одной стороны, больше деньги дают возможность сделать что-то масштабное. Например, не просто накормить голодного, а накормить сразу десятки человек. Или построить целую больницу.

Ощущение того, что твои дела приносят огромную пользу обществу, дарит радость, которую не приносит даже самая дорогая вещь.

С другой стороны, будучи частью общества, меценаты понимают, что только развитая цивилизация, где люди заботятся друг о друге, способна достичь успехов и преобразовать мир к лучшему. А чтобы цивилизация была развита, необходимо, чтобы как можно больше ее членов были добрыми, ценили прекрасное, хорошо понимали окружающий мир и знали законы, по которым живет и развивается наша вселенная.


В России меценаты существовали давно. Например, в 1852 году по приказу царя Николая I для широкой публики был открыт Эрмитаж — один из первых в России общественных музеев. Произведение искусства, которые были в нем выставлены, изначально принадлежали императорской семье, а доступ к ним имели только приближенные к ней люди. Николай I решил изменить ситуацию и открыл доступ к этим шедеврам для всех желающих. Подобным образом в России были открыты Третьяковская галерея (на основе коллекций братьев-купцов Третьяковых), Румянцевский музей (его основа — собрание редких книг, принадлежавшее графу Николаю Румянцеву), Русский музей (открыт указом Николая II), Пушкинский музей (созданный на деньги сразу нескольких предпринимателей и аристократов), Музей русской старины в Смоленске (построен на средства княгини Марии Тенишевой) и многие другие учреждения, которые сейчас являются общественными.

Поддержка слабых

Многие богатые люди известны не только тем, что поддерживали искусство и культуру. Долгое время на добровольных пожертвованиях держалась вся система социальной помощи в России. Согласно статистике, до революции 1917 года подавляющее большинство приютов, больниц, образовательных учреждений, центров трудоустройства было открыто именно на пожертвования большого и среднего бизнеса.

Предприниматели, которые заработали свои деньги честным трудом и, в принципе, имели право не делиться собственными средствами с другими, тем не менее, прекрасно понимали, что участие в чужой боли поможет им оставаться людьми и сохранить в себе лучшие человеческие качества — доброту, милосердие, сострадание, человеколюбие. Последнее слово стало основой для нового термина, которым и стали называть таких благотворителей — «филантроп», то есть «человеколюбец».

Участвовали в этих начинаниях и члены императорской семьи, выделяя из казны и личных средств огромные деньги, поддерживая инициативы общественных деятелей и бизнесменов.


Например, в наши дни в Москве недалеко от Кремля возвышается монументальное здание Воспитательного дома. Его возвели по указу императрицы Екатерины II, которая поддержала инициативу просветителя Ивана Бецкого и выделила на это большую сумму. В этот дом принимались сироты, оставшиеся без родительского тепла и попечения. Также Иван Бецкой стоял у истоков Смольного института благородных девиц и Императорского Коммерческого училища. Этот просветитель постоянно повторял, что чем больше граждан страны получат хорошее воспитание и образование, тем больше возможностей у нее будет, тем богаче и счастливее будет ее народ.

Другая знатная дама — княгиня Софья Степановна Щербатова — посвятила всю свою жизнь и средства на открытие и содержание приютов и домов милосердия. Всего стараниями этой женщины поддерживались 33 учреждения для сирот и бедняков. Всеми делами женщина управляла лично. Финансирование этих проектов шло не только со средств самой княгини — она активно привлекала к своему служению многих предпринимателей и знатных лиц, которые гордились тем, что имеют честь участвовать в начинаниях Софьи Степановны.

И таких, как княгиня Щербатова, в России всегда было очень много. Еще больше было врачей, учителей, простых людей, которые, хоть и не вкладывали собственные деньги в благотворительность, тем не менее участвовали в подобных делах и отдавали на служение ближнему плоды своего труда.


Таким активным филантропом, например, был московский врач Федор Петрович Гааз. Имея множество богатых клиентов, этот доктор тем не менее уделял огромное внимание бедным больным, чаще всего не брал с них денег, работая сутками напролет. Когда Россию накрывали волны эпидемий, Федор Петрович лично участвовал в борьбе с этими смертоносными бедствиями. Также выдающийся филантроп был первым, кто обратил внимание на участь заключенных и пытался облегчить их страдания. Он искренне полагал, что многие преступления человек совершает не со зла, а в силу сложных жизненных обстоятельств, и что преступники достойны доброго отношения к себе.

***

Можно привести еще сотни примеров того, как люди посвящали свои средства, силы и время на творение добрых дел, на то, чтобы находящиеся рядом с ними люди были счастливы и испытывали как можно меньше трудностей и бед. И за всеми этими примерами стоит глубокая нравственная мотивация, которую очень удачно выразила в своем дневнике одна из самых богатых и активных женщин-филантропов своего времени — Варвара Алексеевна Морозова. Однажды она написала:

«Я буду стараться употребить с пользою мою жизнь… давать уроки музыки и французского языка детям, а на эти деньги помогать бедным, потому что надеюсь, что я в них не буду нуждаться, я буду иметь возможность более помогать ближним».

Написанному эта великая женщина оставалась верна до самой своей смерти…


Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.

» Учебный текст к уроку ОДНКНР для 6 класса