Перейти к основному содержанию

Урок 18. Проблемы современного общества

Два вида несовершенства.

Даже невнимательный человек много раз замечал, что в окружающем нас мире все распределено как-то неравномерно: есть места теплые и холодные, где-то круглый год светит солнце, а где-то оно очень редкий гость. Какие-то земли отмечены плодородием, а какие-то — пустынны и бесплодны. И даже вода — самое распространенное вещество на нашей планете — есть далеко не везде.


Иными словами, наш мир, несмотря на всю свою красоту и величие, несовершенен. При этом данное несовершенство не есть зло или нечто плохое — наоборот, у каждого явления, даже самого разрушительного и опасного (например, урагана или суховея) — свое место в этом сложном и прекрасном мире.

Человек, как часть окружающей его вселенной, тоже сложен и несовершенен. Однако у этого несовершенства есть два пласта. Первый из них — это те недостатки, которые просто ограничивают наши способности, делают нас беззащитными перед мощными силами природы или не дают нам полностью реализовать желания. Например, мы не можем летать, как птицы, или, подобно рыбам, жить в воде.

Очень хотелось бы парить или плавать — не правда ли? Но, согласись, летающий человек — это уже совсем другое, чем человек обычный. Это уже другие условия жизни, другой быт и другое устройство общества. Это уже, грубо говоря, и не человек. Поэтому отсутствие у нас каких-то дополнительных способностей — это, скорее, благо или, по крайней мере, данность, которую нужно принять и с которой важно научиться жить.

А вот второй пласт человеческого несовершенства действительно является злом. Речь идет о тех недостатках, которые связаны исключительно с нами самими — с деятельностью наших чувств, разума, эмоций.

Эти недостатки имеют нравственную природу, распространяются на все общество и никак не связаны с материальным миром.

И мы призваны всеми силами бороться с ними, трудиться над тем, чтобы их в нас было как можно меньше. А чтобы эта борьба была успешной, необходимо хорошо понимать, как они устроены.

Природа зла внутри нас.

Уже не одно поколение мудрецов задается вопросом, откуда у нас эти самые недостатки. За все время существования человечества было предложено множество ответов, но если их все попытаться объединить, то можно получить две группы рассуждений.

Первая группа, которая свойственна культуре многих восточных стран (Индии, Китая, Японии), а также ряду древних, уже погибших цивилизаций (например, Междуречья, Древней Греции, Ацтеков), говорит о том, что мир является порождением сразу двух сил. В глазах таких культур эти две силы — как плюс и минус в электричестве или математике — не хороши и не плохи, они просто существуют, и от их вечного взаимодействия, «вечного танца» (вспомни довольно известный китайский символ «инь-ян» в виде двух сцепившихся капель), и рождается весь мир и сам человек. Чтобы что-то создать, нужно что-то разрушить, чтобы где-то прибавить, надо где-то отнять, чтобы что-то родилось, чему-то нужно умереть — такова в общих чертах логика этой группы учений. Они получили общее название дуализма (по латыни «дуалис» — значит «двоякий»).


Для России, если не считать те далекие времена, когда наши предки были язычниками (от этих времен до нас дошли сказки про Бабу-Ягу, русалок, Мать — сырую землю и прочих подобных персонажей), дуализм не является чем-то родным. Нашей культуре свойственен второй взгляд на мир, в рамках которого зло имеет четкую негативную окрашенность. То есть зло — это зло, а добро — это добро. Русская культура различает понятия «хорошо» и «плохо» — и все благодаря тому, что сама испытала на себе огромное влияние православного христианства.

Православие и некоторые другие традиционные для России религии (например, ислам) не считают зло чем-то естественным и достойным существования. Более того, они утверждают, что зла когда-то не существовало вовсе. Вначале весь мир был добрым и совершенным, и только лишь через некоторое время в нем появились недостатки и плохие явления. Появились они не случайно, а вследствие осознанного выбора человека. Дело в том, что до какого-то момента он жил по тем законам, которые изначально действовали во вселенной, но в какой-то момент перестал это делать. Он перестал жить в гармонии с миром и начал поступать так, будто является чем-то отдельным от него.

У британского писателя Джона Толкина в его знаменитом произведении «Сильмариллион» есть очень удачный (хотя и сказочный) образ, который помогает понять природу зла с позиции христианской культуры. В начале «Сильмариллиона» описывается, как могущественный Эру вместе с помощниками создают музыку. Каждый из них играл часть мелодии, и она сначала получалась очень красивой и слаженной. Но потом один из помощников, желая играть свою собственную мелодию, начал вносить в игру совсем другие ноты, из-за чего первичный замысел Эру был сильно искажен, а сама мелодия стала ужасной.

Наблюдение за жизнью показывает, что образ, предложенный известным писателем, чрезвычайно правдив. Как только человек начинает нарушать нравственный закон и ставить собственное желание выше неких правил и основ (прежде всего — нравственных), все в его жизни идет наперекосяк. Причем не только в рамках жизни отдельных людей, но и всего общества в целом.


Болезни нашего времени.

Одной из самых распространенных бед современного общества является бедность. Простыми словами, это такое состояние, в котором человек не может позволить себе хорошего питания, одежды и самых важных условий жизни — например, уютное жилье, полноценное лечение, разнообразный досуг. Причин у бедности очень много: это и невысокие доходы, которых едва хватает на жизнь, и высокие, постоянно растущие цены, и невозможность по каким-либо причинам заработать эти самые деньги. Но если задуматься, то многое из указанного можно исправить, если человек и общество подходят к проблеме с нравственной стороны. В этом плане чаще всего к бедности приводят три порока — завышенные запросы, лень и равнодушие к чужому горю.

Завышенные запросы — это желание человека или всего общества иметь больше, чем нужно на самом деле.

Например, многие исследования показали, что большинство пользователей используют свои смартфоны только наполовину и даже на треть от их возможностей, и что им в повседневной жизни подошел бы кнопочный телефон. Но довольно часто люди берут именно дорогие аппараты, тратят на их покупку значительную часть своего дохода и даже берут ради этого кредиты (по сути, живут в долг). Наверняка и тебе хотелось получить в подарок «крутой» гаджет, и довольно часто не из-за его характеристик, а только потому, что эта модель сейчас модна.

Желание иметь дорогие вещи часто вызвано еще и тем, что если у тебя много всего есть, то ты кажешься окружающим людям успешным, они начинают завидовать тебе, считать тебя счастливым. На самом же деле счастливым человека делают не вещи, деньги или должность, а нечто другое.

Это очень легко понять, честно ответив на вопрос: что принесет мне большее счастье — дорогой гаджет, подаренный родителями, и даваемые ими карманные деньги, или же мир между ними и то внимание, которое они уделяют тебе, проводя с тобою свободное время?


На удовлетворение завышенных запросов человек порой тратит очень много денег — вместо того, чтобы жить проще. При этом простота практически никогда не означает отсталость. Но, к сожалению, это понимают далеко не все, что приводит к непомерным тратам не только на уровне отдельного человека, но и на уровне всего общества, в котором, увы, дорогие покупки и жизнь «на широкую ногу» всячески поощряются. В итоге, даже если у человека есть много денег, он тратит их на гораздо меньшее число вещей, чем мог бы приобрести, если бы жил более скромно и просто. Иными словами, за миллион рублей можно купить, например, очень редкую машину, а можно — машину попроще и подешевле, а к ней — еще и много чего другого, что нужно для ее содержания (топливо, парковочное место).

Завышенные запросы часто порождают другую проблему.

У многих современных людей возникает ложное представление, что каких-либо результатов в жизни можно достичь, прилагая при этом мало усилий.

В принципе, это понятно: чтобы сделать какие-то вещи, нам не нужно тратить столько сил, сколько тратили наши предки. Например, для разогрева еды нам достаточно нажать одну кнопочку на микроволновке и подождать минут пять, в то время как еще наши прабабушки должны были растопить печь и ждать от получаса до часа, а до этого — наколоть дрова и занести их в дом.

Но такая легкость жизни — мнимая и кажущаяся. И чтобы добиться каких-либо значимых результатов, человек должен трудиться, причем трудиться много и упорно. Однако людям, воспитанным на иллюзии легкого хлеба, очень трудно привыкнуть к этой мысли, и подсознательно многие современные жители Земли надеются на то, что, потратив мало сил, они получат много денег. Очень часто в современном мире человек беден только потому, что не хочет трудиться или же трудится мало. При этом под трудом подразумевается не только физическая работа, но и учеба, и повышение уровня своего образования, и расширение кругозора. Например, чтобы написать текст, который ты сейчас читаешь, коллектив авторов проделал большой труд. Этот текст написан за один день, но при этом несколько недель ушло у авторов на то, чтобы изучить информацию, которая в нем донесена до тебя.

Защита слабых — наш долг.

Но есть довольно много тех, кто не может трудиться никак. Это либо дети-сироты, которые лишены родительской заботы, либо люди с инвалидностью, либо пожилые, уже давно потерявшие физические и душевные силы и ушедшие на заслуженный отдых. Чаще всего бедность приходит именно в их дома. Скорее всего, у кассы в магазине тебе приходилось видеть тележки разных покупателей, и у тебя была возможность сравнить, что лежит в тележке работающего человека, а что — в корзине пенсионера. Такие люди по-настоящему нуждаются в нашей помощи.


Но довольно часто более здоровые и сильные проходят мимо них. Такое свое поведение они часто объясняют тем, что, дескать, о слабых должно заботиться государство — платить им пенсии, назначать льготы, оказывать помощь другими способами. Однако такого рода рассуждения очень ошибочны, потому что основу любого государства составляет сам народ, то есть люди, которые живут на этой земле. Президент, парламент, правительство — все это существует только для того, чтобы народ легче собирался вместе, легче объединял свои усилия, решая свои проблемы.

Более того, и еще сто лет назад, а то и меньше, забота о самых слабых гражданах лежала на плечах не государства, а активных неравнодушных людей, которые подавали милостыню, содержали приюты, создавали больницы, давали малоимущим работу и тем самым — возможность честно заработать себе на жизнь.

И даже в наше время, когда государство почти полностью взяло на себя ответственность за судьбу своих слабых граждан, заботиться о них должен каждый из нас в меру своих сил.

Проведать пожилого соседа, помочь инвалиду на улице, посидеть с детьми в многодетной семье — это под силу всем.

И чем больше мы будем совершать таких поступков, тем больше мы будем оправдывать высокое звание человека и тем дальше мы будем отходить от зла, которое когда-то проникло в нашу жизнь и которое нам эту жизнь портит.


Окружающий нас мир может быть еще более прекрасным, и его судьба — в наших руках, потому что только наши поступки делают его таким, каким мы его видим сейчас или хотим видеть в будущем.

Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.

» Учебный текст к уроку ОДНКНР для 6 класса