Перейти к основному содержанию

Урок 16. Подвиг: как узнать героя?

Равнение на героя.

Тема нашего разговора, с одной стороны, простая, но, с другой стороны, в ней очень много таких моментов, которые необходимо внимательно рассмотреть. И все потому, что правильное понимание этих вопросов помогает построить свою жизнь гармонично и слажено.


Начнем с того, что каждый человек нуждается в каком-то примере для подражания. Мы никогда не живем сами по себе и всегда ориентируемся на кого-то или на что-то, всегда имеем перед собой картинку того, каким должен быть окружающий мир и как себя вести в той или иной ситуации. Роль такой «картинки» чаще всего играют люди, которые своими действиями и поступками формируют в уме список правильного и неправильного, дозволенного и запретного.

Герои — люди, совершающие незаурядные поступки и, как правило, обладающие особенными, выдающимися способностями — и были испокон веков такими ориентирами. Но при этом само понятие героизма прошло несколько стадий своего развития.

Это развитие началось в глубокой древности, в эпоху, о которой повествуют мифы и сказания. Герои той далекой эпохи — почти сплошь выдуманные персонажи. Их выдумывали для того, чтобы людям можно было перенимать чей-то пример и знать, как вести себя в той или иной ситуации.

Наверняка тебе доводилось читать мифы о Геракле — известном древнегреческом герое. Как считают ученые, истории об этом персонаже появились из желания древних людей вдохновить себя на борьбу со стихийными силами природы. «Ведь если Геракл смог победить их, то и мы как-нибудь тоже с ними справимся», — так рассуждали наши предки. Слушая сказания о славных героях, человек загорался желанием совершить нечто подобное и постепенно покорял новые вершины, становясь уже реальным героем и совершая настоящие, а не выдуманные подвиги.


Поступок на пределе сил.

Кстати, подвиги в жизни мифических героев занимали очень важное место. Они служили доказательством того, что они достойны своего высокого звания, были признаком силы, ума, таланта и особого избранничества.

Но со временем ситуация изменилась, и героями стали называть вполне реальных людей, обладавших, как правило, физическими сверхспособностями — выносливостью, скоростью, ловкостью, находчивостью. При этом нравственность у таких древних героев могла быть на нуле — главной была сила, а то, как именно применяет ее тот или иной герой, имело второстепенное значение.

Примерно такое отношение к подвигу наблюдается в знаменитых супергеройских книгах, комиксах и фильмах, где на первое место выступают способности персонажа, и лишь потом уделяется внимание тому, насколько он плох или хорош и насколько его поступки нравственны. Он герой лишь потому, что отличается от прочих людей.

Уже в древности люди начали понимать, что такой подход к героизму является неправильным. Со временем героями все чаще стали называть людей, которые не просто совершают какой-то примечательный поступок, а тех, чей необычный поступок имеет очень высокую нравственную ценность. То есть герою важно не только обладать достоинствами, но и употреблять их на благо другим.

Сила настоящего героя.

Со временем и этот подход претерпел изменения. Люди, особенно под влиянием христианства, осознали, что для того, чтобы стать героем, совсем не обязательно иметь силу физическую, а по-настоящему героические поступки требуют совершенно иных способностей, нежели быстрый бег или выносливость.

Проблема в том, что в человеке помимо нравственного уровня, который и делает нас людьми, есть еще один, который ученые называют инстинктами.


В дикой природе у зверей, по большому счету, есть только две самые важные задачи — оставить после себя потомство и выжить в любых условиях. При этом, если для выживания животному нужно сделать что-то, что в мире людей считается плохим делом, животные совершат этот аморальный с нравственной точки зрения поступок. Например, оставят на произвол судьбы слабого детеныша, чтобы отдать всю заботу самому здоровому и развитому. Ведь в мире животных выживает сильнейший — таков суровый закон биологии.

Быть человеком — значит переступить через этот животный закон и уметь дарить благо другим даже тогда, когда это приносит тебе неудобство.

На языке нравственности творение добра вопреки своим интересам называется самопожертвованием. И именно оно лежит в основе настоящего геройства.

Вообще-то самопожертвование имеет два уровня. Первый — это привычное всем нам умение договариваться и, если нужно, уступать другим ради того, чтобы жить в одном обществе. Даже если это неудобно, человек будет исполнять общественные правила, потому что иначе общество быстро распадется. Конечно, в строгом смысле выполнение общественных норм самопожертвованием не является, тем не менее, воспитывает в человеке второй, более важный уровень самопожертвования.

Он доступен нравственно развитым людям, которые очень чутко относятся к окружающим и стремятся оставить после себя как можно больше добра и света. Их желание дарить другим благо настолько велико, что они перестают думать только о своих интересах, добровольно и с радостью ограничивают себя, чтобы другому человеку сделать что-то хорошее.


Возможно, ты сейчас удивишься, но поступаться своими желаниями ради других — не так и трудно и действительно приносит радость. Важно только иметь этот навык и тренировать его в своем сердце, побуждая себя к добрым делам.

Кстати, именно поэтому какое-либо трудное доброе дело, связанное с самопожертвованием и самоотречением, по-русски называется подвигом. Творя подвиг, человек совершает нравственное движение, он как бы «отодвигает» себя, прилагает усилие, побеждает духовную лень и лишает себя удобства.

Героизм на войне.

Особенно ярко самопожертвование проявляется во время войны или в других экстремальных ситуациях — стихийных бедствиях, авариях, техногенных катастрофах. Оно и понятно: когда происходит какое-то чрезвычайное событие, остается очень мало времени на принятие решений. И тогда человек предстает перед непростым выбором: либо выжить, либо спасти жизнь другого иногда даже ценой жизни собственной.

Примером героизма на войне являются многочисленные случаи, когда кто-то заслонил собой вражеский пулемет или бросался с гранатой на танк, или таранил своим самолетом самолет противника.

Отдельная тема — работа мирных людей, которые помогали своим защитникам. Они не покладая рук от мала до велика работали на оружейных заводах, рыли окопы, возводили оборонительные сооружения. Таких случаев — бесчисленное множество, и происходили они на нашей земле во время всех войн, когда мы защищали Родину от захватчиков.


Конечно, солдат должен уметь воевать, и ничего удивительного вроде бы нет в том, что он уничтожает врага. Но согласись: одно дело — стрелять из окопа или идти в наступление в строю своих сослуживцев, под защитой танков и пушек, и совсем другое дело — идти на врага в одиночку, без защиты, понимая, что при любом исходе ты все равно погибнешь. Чувствуешь разницу? Пойти на такое может лишь тот, кому дорога родная земля, кто горячо любит свой народ и стремится сделать все, чтобы его родные и близкие были в безопасности.

Свидетельство любви.

Здесь мы подошли к одному очень важному моменту. Оказывается, теми, кто совершает подвиги, движет то чувство, которое мы называем любовью. И это чувство движет нами и во время войны, и во время мира.

Только из любви к Родине можно бесстрашно пойти на врага, который многочисленнее и сильнее тебя.

Только из любви к страдающим больным можно забыть об усталости и несколько дней напролет стоять у операционного стола — как это делают многие хирурги, которые спасают жизни своим пациентам.

Только любовь помогает тысячам волонтеров выдерживать зной и стужу и дежурить на вокзалах, раздавая еду бездомным и нищим.

Только любовь помогает родным терпеть лишения и ухаживать за тяжелобольным человеком, который живет вместе с ними.


Только любовь помогла 12-летнему Роме Когодовскому броситься в пылающий дом и вытащить оттуда младшего брата (ссылка).

Только любовь позволила спортсмену Шаваршу Карапетяну вытащить из упавшего с моста в воду троллейбуса 46 утонувших пассажиров, 20 из которых врачам удалось вернуть к жизни. После этого сам Шаварш Карапетян стал инвалидом и завершил спортивную карьеру, но ни разу не пожалел о своем поступке, потому что эта цена была заплачена за спасение жизни (ссылка).

По большому счету, с нравственной точки зрения, быть героем - значит быть человеком и каждый день поступать по любви, не жалея своих сил для счастья других. За этот ежедневный труд обычно не дают медалей — людей, к сожалению, привлекают лишь яркие и из ряда вон выходящие события. Но, тем не менее, эти подвиги важны и значимы, поскольку именно они являются тем основанием, на котором стоит все наше человеческое общество.

Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.

» Учебный текст к уроку ОДНКНР для 6 класса