Перейти к основному содержанию

Урок 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры

Что такое этика?

Обычно, когда по телевизору или в газете, или на просторах интернета появляются сообщение о каком-либо очень значимом событии и этому событию дается оценка, довольно часто можно встретить выражения «этичный поступок» (если говорят о хороших делах) или «неэтичный поступок» (если говорят о действиях, имеющих негативный окрас).

Первое выражение, например, можно встретить в публикациях о героях, храбрых солдатах, врачах и других людях, которые проявили мужество и отвагу. А второе высказывание характерно для случаев, когда говорят о преступниках, злодеях, лицемерах и прочих мерзавцах.

Но что же изначально значило древнегреческое слово «этос», которое стало корнем ныне всем привычной формулировки? На самом деле изначально слово «этос» не имело никакой смысловой нагрузки — отрицательной или положительной. У древних греков «этос» — не что иное, как набор действий, который свойственен той культуре, в которой они совершаются. То есть, на первое место здесь выступают не категории «хорошо-плохо», а категории «приемлемо-неприемлемо», «нравится-не нравится», «обычно-необычно». Но почему же тогда слово «этика», которой обозначается система нравственных ориентиров, имеет такую яркую положительную окраску?

Ответ очень прост: положительным значением понятие «нравственность» наполнилось благодаря религии. А если быть еще более конкретным, то благодаря христианству, которое уже две тысячи лет говорит о несколько ином подходе к окружающему миру и рассматривает его не в категориях «полезно-неполезно», «приемлемо-неприемлемо», а в плоскости «хорошо-плохо».

Фотобанк Лори. Россия. Золотое кольцо. Город Владимир. Успенский собор

Главная книга христиан — Новый Завет — весьма категорична в этом вопросе. Именно благодаря этой книге в мир, в светские законы и в правила отношения к жизни вошли привычные в наше время понятия хорошего и плохого. До этого было далеко не так.

И только благодаря появлению христианства мы имеем ныне действующие принципы, по которым цивилизованный мир живет до сих пор.

Добро и его проявления в реальной жизни.

У многих людей сложилось мнение, что деление окружающей нас реальности на добро и зло — довольно простая вещь. Вроде чего проще — ты не обманываешь, не воруешь, не убиваешь, платишь налоги, вежливо общаешься с другими людьми, используешь красивые слова и манеры, совершаешь приятные поступки и избегаешь неприятных — и ты уже, в принципе, считаешься хорошим человеком. Но это простота  только видимая. И на самом деле, линия разграничения между добром и злом проходит совсем не в том месте, где кажется на первый взгляд.

Давай вспомним, с какой радостью пожилые люди дают детям сладости и выпечку. И с какой не меньшей радостью эти вкусняшки поглощаются восторженными детишками. И в глазах дедушек с бабушками, и в глазах самих ребят совершается, бесспорно, доброе дело. При этом мамы этих ребят, которые запрещают есть сладкое на голодный желудок, воспринимаются как не очень добрые люди. Однако,  с точки зрения заботы о здоровье и жизни человека, добрыми являются как раз таки мамы, потому что в этом случае не дают детям того, что приносит вред, и препятствуют другим делать сомнительное добро.


О том, что добро и зло не столь однозначно, как нам кажется, говорит и поведение людей, которое может быть вежливым, или подчеркнуто деловым, или очень веселым, но при этом скрывать за собой истинные, далеко не самые добрые мотивы. Например, добрым может казаться чужой человек, который имеет по отношению к ребенку какие-то коварные планы. Именно поэтому взрослые так часто буквально приказывают своим детям не общаться с незнакомыми людьми, даже если те ведут себя очень располагающе к себе. Ведь взрослые понимают, что за внешней добротой может скрываться большое зло.

Еще одним примером сомнительного доброго дела окажется простое списывание домашнего задания. Добрый ли тот, кто дает списывать? Ну, конечно, да! — скорее всего, скажешь ты. Ведь он же помогает другим получать хорошие оценки. Но если поставить вопрос по-другому, то проблема заиграет новыми красками. Для чего мы ходим в школу? Правильно: чтобы получить знания. И здесь нужно открыть еще один маленький секрет. Оценка в дневнике нужна, прежде всего, родителям, которые, увидев ее, понимают, насколько хорошо их ребенок освоил конкретный урок и где ему можно помочь, чтобы он разобрался. И в этом ключе будет ли добром для этого ученика, если кто-то даст ему списать готовое домашнее задание? Да, он получит хорошую оценку. Возможно, его похвалит учитель, а родители будут им восхищаться. Но появятся ли у него после такого списывания сами знания? Бывает, конечно, и так, что ученику просто не хватило времени для того, чтобы открыть учебник и решить тот или иной пример, но это скорее исключение, а как массовое явление списывание ни к чему хорошему не приводит.


А бывает ли кажущимся зло? Да, бывает. Примером такого «недоброго» отношения могут послужить некоторые учителя физкультуры, которые заставляют делать зарядку или усиленный комплекс упражнений, не обращая внимания на нытье своих уставших учеников. Всем же очевидно, что это зло. Но, на самом деле, усиленные нагрузки (если к этому, конечно, нет медицинских или возрастных противопоказаний) идут человеку только на пользу. И, наоборот, если поддаться собственной лени и не тренировать свои мышцы, то очень скоро они ослабнут и не будут приспособлены ни к какому труду. И поэтому учитель физкультуры, который заставляет выполнять прописанные нормативы, ни в коем случае не совершает зла, а наоборот — делает добро, заботясь о здоровье своих учеников.

Что значит быть нравственным?

Как ты понимаешь, в той ситуации, когда добро и зло не так просто определить, наше поведение должно опираться на какие-то внешние установки, чтобы человек случайно не совершил зла, думая, что он совершает добро, и наоборот — не боялся делать добро там, где ему кажется, что этот поступок приведет к плохим последствиям.

Совершать меньше ошибок в этом направлении помогает нравственность.

Нравственность — это не просто система правил, которая прописывает, что такое добро и что такое зло. Нравственность — это некая внутренняя настройка души.

Это духовное состояние человека, который способен все свои поступки не просто определить как хорошие или плохие, но и понимать, к каким последствиям они приведут.

Это состояние, когда человек чувствует другого человека, понимает его беду, умеет проникнуться его болью и вынести суждение не только на основании увиденного и услышанного, но и полагаясь на внутреннее чувство. Говоря иными словами, нравственность - это качество любящего сердца, для которого любовь является главным мерилом всех поступков.


Нравственный человек умеет быть и мягким, и жестким, если это необходимо. Он умеет отказывать. Он умеет наносить удар, если этот удар необходим для защиты жизни другого человека. Он умеет говорить правду и в то же время умеет промолчать. Умеет и защитить себя, и пожертвовать собой. И все это он делает, не исходя из каких-то внешних предписаний «хорошо-плохо», а из внутреннего чувства нравственного достоинства и справедливости.

Для того же, чтобы иметь это чувство, необходимо очень много стараться и воспитывать собственную душу. Нужно очень внимательно относиться к окружающим людям, смотреть по сторонам, замечать то, как работает то или иное нравственное правило.

Например, можно прийти с уроков домой, не замечая уставших родителей, требовать от них вкусного ужина, и при этом обижаться на них из-за его отсутствия. А можно чуточку внимательнее приглядеться к ним, увидеть в них живых людей со своими проблемами, пожалеть их, посочувствовать им и молча помочь им в приготовлении пищи. Вроде бы это не будет справедливо по отношению к тебе, но это будет нравственный поступок, поскольку он учитывает не только какие-то формальные вещи, но ориентирован на другого человека, такого же ценного, как и ты сам.

Собственно нравственность начинается там, где мы видим не только себя любимых, но и других окружающих людей.

И кстати, как только мы станем исходить из этого подхода и на первое место ставить не собственные интересы, а проблемы и заботы тех, кто нас окружает, тогда не будет проблем с законом, и ни в какой голове не родится даже мысль о том, чтобы что-то нарушить, потому что этот закон у нравственного человека написан золотыми буквами в его сердце: «Делай другим то, что хочешь, чтобы делали тебе».


Рецепт счастья.

Наверняка ты уже понимаешь, что быть нравственным человеком трудно, потому что гораздо проще заучить некие правила и порядки и просто следовать им, как инструкции от холодильника или телевизора.

Но секрет в том, что человек не может достичь счастья, если будет просто исполнять какие-то предписания. Исполнение правил дает лишь ощущение удовлетворенности, очень похожее на то чувство, когда перед тобой есть список дел и ты отмечаешь галочкой выполненные дела.

Настоящее счастье — другое. Оно рождается там, где есть живой контакт между людьми, где между ними есть понимание и уважение, где существует полноценное общение. А это возможно только там, где правила не просто соблюдаются, а учитывают душевное состояние людей, которые тебя окружают.

Только нравственный человек может быть по-настоящему счастливым, и в этом — великая правда жизни, потому что все безнравственное — очень временно и недолговечно, каким бы великим и замечательным не казалось на первый взгляд.


Знание нравственных законов бытия, следование этим законам, внимательное отношение к жизни и к людям — это путь к счастью. Да, он очень трудный и требует от человека огромных усилий, но если ты хочешь быть счастливым — обязательно пройди его. И тебе откроются горизонты такой широты, какие трудно даже в фантастических романах описать. И откроются они не где-то там, «в далекой-далекой галактике», а здесь — в нашей настоящей жизни.

Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.

» Учебный текст к уроку ОДНКНР для 6 класса