Икона 132 явленных и чудотворных образа
Богоматери. Череповецкое музейное объединение, XIX в. Начало https://icons.pstgu.ru/icon/4076
Икона Рождество Богородицы, 17 в. Последняя треть. Псковский
государственный объединенный историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник https://icons.pstgu.ru/icon/2936
Икона Рождество Богородицы с клеймами жития Иоакима, Анны и
Богоматери, Автор: Елепенков Любим Агеев, 1642 г., Кирилло-Белозерский
историко-архитектурный и художественный музей-заповедник https://icons.pstgu.ru/icon/2930
Андрей Рублёв.
«Благовещение». 1408. Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во
Владимире. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8775
«Мы почитаем Пресвятую Деву Марию не вместо Христа, а ради Христа, и
почитание Богородицы – это одно из проявлений нашей любви к Господу Иисусу
Христу. Любя Господа, как мы можем не любить Его Пречистую Мать? И, кроме того,
мы выражаем благодарность Ей как послужившей делу спасения рода человеческого.
Господь почтил Ее тем, что удостоил стать Той, от Кого Он воплотится, — как же
нам не оказывать ей почет и уважение? А также это происходит во
исполнение пророчества, которое изрекла Сама Богородица: «отныне будут ублажать
Меня все роды» (Лк.1:48),
– то есть все поколения людей». Священник
Георгий Максимов
«Дева-Матерь является
единственной как бы границей между тварным и несотворенным (Божественным)
естеством; и все ведящие Бога познают и Ее — как место невместимого; и все
восхваляющие Бога воспоют и Ее после Бога. Она — причина и бывших прежде Нее
(благословений и даров человеческому роду) и Предстательница настоящих и
Ходатаица вечных. Она — основание пророков, начало апостолов, утверждение
мучеников, фундамент учителей. Она — слава сущих на земле, радость сущих на
небе, украшение всего создания. Она — начало, и источник, и корень, уготованный
нам на небесах, надежды, которую да будет всем нам получить по молитвам Ее о
нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца, и в последние времена
воплотившегося от Нее — Иисуса Христа, Господа нашего». Свт. Григорий Палама
«Как Богочеловек для
племени спасающихся избранников заменил Собою Адама, и соделался их
родоначальником, так Божия Матерь заменила для них собою Еву, сделалась их
Матерью». Свт. Игнатий (Брянчанинов)
«Как через деву род
человеческий подвергся смерти, так через Деву и спасается, потому что
непослушание девы уравновешено послушанием Девы». Сщмч. Ириней Лионский
«Пресвятая Дева Мария, желая поделиться
радостью со Своей родственницей Елисаветой, поспешила навестить ее. От Ангела
Она знала, что у Елисаветы тоже вскоре родится сын. Когда Елисавета увидела
Марию и услышала Ее приветствие, младенец внутри у нее встрепенулся, она
исполнилась Святого Духа и приветствовала Марию: Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда
это мне такая радость, что пришла Матерь Господа моего ко мне? И Богородица
в ответ воспела песнь Богу: «Прославляет душа моя Господа, и дух Мой радуется о
Боге, Моем Спасителе, потому что Он увидел смирение Своей рабы. Отныне будут
ублажать Меня все поколения людей, что Всемогущий сотворил Мне величие, и свято
имя Его». Эти пророческие слова Пресвятой Богородицы исполняются в почитании Ее
Православной Церковью. В доме Захарии и Елисаветы Богородица провела около трех
месяцев и вернулась в Назарет».