Н. Брягин, А. Брягин. Строительство
Вавилонской башни. Клеймо иконы «Троица Ветхозаветная (с бытием и хождением)», 1914
г. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник
П. Брейгель. Вавилонская башня, 1563 г.
Музей истории искусств. Вена
Вавилонская башня. Резьба по слоновой
кости, XI в. Городской музей Салерно
Авраам поклоняется Трем Ангелам. Мозаика,
1183–1189 гг. Кафедральный собор Монреале, Сицилия
Вавилонская башня. Мозаика. Собор
святого Марка, Венеция
Праотец Авраам. Икона, конец XVIIIв.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева,
Москва
Ветхозаветная Троица. Гостеприимство
Авраама. Икона, XVII в. Псковский государственный объединенный
историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Г. Доре. Авраам и три ангела. Гравюра на
дереве, 1852 г.
Явление Св. Троицы Аврааму. Роспись
собора Св. Софии в Киеве, Середина XI в. Фрагмент
К. Брюллов. Явление Божие Аврааму у дуба
мамврийского в виде трех ангелов. 1821 г. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Жертвоприношение Авраама. Мозаика, 1180–1190
гг. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Монреале
Праведный патриарх Иаков. Икона, первая
четверть XVIII в. Пророческий ряд Преображенского храма, г. Кижи
Ю. Карольсфельд. Исаак благословляет
Иакова. Гравюра, 1852–1860 гг.
Исаак благословляет
Иакова. Мозаика, 1183–1189 гг. Кафедральный
собор Монреале, Сицилия
А.А. Иванов.
Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина.1831-1833 гг. Государственная Третьяковская
галерея, Москва
К.Д.
Флавицкий. Продажа Иосифа в рабство
Рафаэль Санти.
Продажа Иосифа братьями. Фреска, 1517-1519 гг. Апостолический дворец, Ватикан, Рим
А.А. Иванов.
Сон Иосифа. 1849-1858 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Диего Родригес
де Сильва и Веласкес. Принесение Иакову одежды Иосифа. Монастырь де Эль Эскориал,
Мадрид
Франсуа Буше.
Иосиф представляет своего отца и братьев фараону. Ок. 1723 г. Музей искусств, Коламбия
А.А. Иванов.
Иосиф открывается братьям. 1831-1833 гг. Государственная Третьяковская галерея,
Москва
Цитаты
«На всей земле был один язык и одно
наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле
Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и
обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо
извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и
сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли».
Книга Бытия, 11-я глава, 1–4-й стихи
«И сошел Господь посмотреть город и
башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и
один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что
задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так
чтобы один не понимал речи другого.
И рассеял их Господь оттуда по всей
земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон,
ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей
земле».
Книга Бытия, 11-я глава, 5–9-й стихи
«…и Мелхиседек, царь Салимский, вынес
хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал:
благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог
Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую
часть из всего».
Книга Бытия, 14-я глава, 18–20-й стихи
«Авраам!..
возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в
землю Мориа и там принеси во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе»
(Быт. 22:1–2).
«Отец
мой!... вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?».»...Бог усмотрит себе
агнца для всесожжения, сын мой» (Быт. 22:7–8).
«Авраам!..
не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что
боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22:11–12).
«Мною
клянусь, — сказал Господь Аврааму, — что так как ты сделал сие дело, и не пожалел
сына твоего... то я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как
звезды небесные и как песок на берегу моря» (Быт. 22:15–17).
«Два племени
во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается
сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25:23).
«И пришел Иосиф и известил фараона и сказал: отец мой
и братья мои, с мелким и крупным скотом своим и со всем, что у них, пришли из земли
Ханаанской; и вот, они в земле Гесем» (Быт.47:1).
«И из братьев своих он взял пять человек и представил
их фараону.
И сказал фараон братьям его: какое ваше занятие? Они
сказали фараону: пастухи овец рабы твои, и мы и отцы наши.
И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле,
потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный
голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем.
И сказал фараон Иосифу: отец твой и братья твои пришли
к тебе;
земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли
посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если
знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим
скотом».
(Быт.47:2–6)
«И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону;
и благословил Иаков фараона. Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей? Иаков
сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны
дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их»
(Быт.47:7–9).
«Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших
около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого,
когда он открылся братьям своим» (Быт.45:1).
«И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они
подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет»
(Быт.45:4).
«но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы
продали меня сюда, потому что Бог послал меня пред вами для сохранения вашей
жизни» (Быт.45:5).