Митрополит Волоколамский Иларион. О грехопадении. Цикл «Православное «вероучение» (продолжительность — 7:36 мин.)
Изображения
Паоло Учелло. Сотворение Адама. Фреска на тему Ветхого Завета в крытой галерее Кьостро Верде, 1447–1448 гг. Базилика Санта-Мария-Новелла во Флоренции
Ян Брейгель Младший. Рай, ок. 1650 г. Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин
Александр Иванов. Изгнание из рая, 1849–1858 гг. Государственная Третьяковская галерея
Виктор Васнецов. Блаженство рая. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве, 1885–1896 гг.
Гюстав Доре. Изгнание Адама и Евы из рая. Графика, 1877 г.
Александр Иванов. Явление Христа народу. Живопись, XIX в.
Грехопадение. Фреска Троицкого собора Макарьева монастыря, 1654 г. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева
Изгнание Адама и Евы из Эдемского сада
Цитаты
«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал».
Книга Бытия, 2-я глава, 8-й стих
«От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь»
Книга Бытия, 2-я глава, 17-й стих
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»
Книга Бытия, 3-я глава, 1-й стих
«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».
Книга Бытия, 3-я глава, 6-й стих
«И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».
Книга Бытия, 3-я глава, 7-й стих
«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
Книга Бытия, 3-я глава, 24-й стих
«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».
Откровение Иоанна Богослова, 12-я глава, 9-й стих
«Он создал его по природе безгрешным и по воле свободным. Я говорю: “безгрешным” — не потому, что он не был восприимчив ко греху — ибо только Божество не доступно греху, — но потому, что возможность греха заключалась не в его природе, а скорее в его свободной воле. Это значит, что, при содействии божественной благодати, он имел возможность пребывать и преуспевать в добре, а равно и, в силу своей свободы, при попущении Божием, оставить добро и оказаться во зле, ибо то, что делается по принуждению, не есть добродетель».
Преподобный Иоанн Дамаскин (676–749)
«Рассуди о свободе воли и преизбытке мудрости его (т. е. Адама) и не говори, будто он не знал, что добро и что зло».
Святитель Иоанн Златоуст (347–407)
«Человек был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или от порока, Божиим был подобием. Таким образом, когда диавол искушал его, человек своей волей, добровольно, последовал его совету и преступил Божию заповедь, в своем сердце отрекшись от Бога, и от веры Его слову».
Преподобный Макарий Египетский (300–391)
«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».