«И, размышляя о нашей культуре, нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она сохраняла то, что ее достойно».
Д. С. Лихачев
«Культура — это мировая кладовая прошлого всех народов».
Михаил Михайлович Пришвин. Дневники 1918–1932
«Культура — видовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт».
Александр Круглов
«Во что человек верит, то он и есть». «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь».
А. П. Чехов
«Вера возникает и укрепляется не благодаря рациональным доводам, а потому, что ее дарует человеку Бог».
Патриарх Алексий II
«Вера — это согласие воли с совестью».
Л. Н. Толстой
«Культура — это память человечества о самом себе».
Алексей Тегин
«Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду».
М. Горький
«Основа всякой культуры прежде всего — в самом человеке».
Антуан де Сент-Экзюпери
«Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой». К. Д. Паустовский
Библиотека для детей
Религия не передается по наследству (притча неизвестного происхождения)
Люди были возмущены заявлением одного Святого о том, что истинная религия не может быть предметом общественного обсуждения. Тогда святой рассказал такую историю.
Однажды маленький полярный мишка спросил маму:
— А мой папа тоже полярный медведь?
— Конечно, сынок. Некоторое время спустя:
— А мой дедушка тоже полярный медведь?
— Тоже.
— А прадедушка?
— Конечно. А почему ты спрашиваешь?
— Почему же мне так холодно?
Мастер заключил:
— Религия — не общественное понятие, не передается она и по наследству. Это сугубо личное дело человека.
Святость в христианстве — это и есть любовь, а нелюбовь — не святость. Природа любви непостижима, как природа Божественная, но одно мы знаем: что если есть гордость, то значит, нет любви, что любовь есть смиренное забвение о себе, что она есть отдача себя для других: для Бога и детей Божиих. Грех же, наоборот, есть «память о себе» и забвение других, самоутверждение и самоуспокоение, грубо-физическое или тонко-душевное. Поэтому все грехи есть большой или малый отказ от любви, большая или малая гордость.
***
Священник Александр Ельчанинов говорил: «Смысл страданий в соучастии в страданиях Христа ...» В мире сейчас наблюдается одно страшное явление: этот мир всё больше погружается в какую-то пучину фактического страдания и в то же самое время всё больше ненавидит саму идею страдания. Христианство предпочитает обратное этому соотношение. Я ничего не понимаю в мировом страдании, кроме одного: в него вошел Творец мира, в него послал Он Своего Любимого Сына. Христианство учит о страдающем Боге, страдающем не по вине, а по состраданию, по любви. А если так, значит, страдание не страшно, так как его не отделишь от любви и не отделишь от Бога.
***
Протоиерей Валентин Свенцицкий говорил мне: «Вот мы учим о любви и смирении, а случись, что нам в автобусе наступят на ногу, и мы тотчас же этого человека ненавидим». Смирение на словах есть порождение гордости, учили отцы. Всякий, стремящийся к христианскому мышлению, без большого труда, а иногда с каким-то большим удовольствием скажет о себе, что он «великий грешник», или на просьбу о молитве ответит по утомительному стандарту: «Моя молитва недостойная». Но попробуйте сказать о себе искренно: «Я просто нехороший человек» или «Я нечистый человек» — и вы поймете, как это трудно, может быть, даже непосильно.