Перейти к основному содержанию

Урок 05. Истоки родной культуры

Культура — лицо человечества.

Все мы живем на планете Земля. Кроме нас ее населяет множество живых организмов. Это и самые простые вирусы и микробы, которые можно разглядеть только в микроскоп, и гигантские представители млекопитающих: слоны, киты, жирафы… Одних только насекомых насчитывается около миллиона видов. И все они — родственны нам, потому что все мы способны жить.


Только человек способен преображать окружающий мир и делать его еще более удивительным.

Но, как ты понимаешь, у человека есть нечто большее, что и отличает его от всех остальных животных. Как ты думаешь, что это? Ведь мы также способны питаться, размножаться, строить жилища и просто выживать в этом сложном и многообразном мире, полном опасностей и неожиданностей. Впрочем, если сравнивать даже жилища людей и животных, ты заметишь, что между ними есть большая разница, и даже муравейник, который считается очень сложным сооружением, не сравнится с жилым домом или современным бизнес-центром. Чтобы придумать такую непростую и многоплановую конструкцию, нужно обладать разумом.

Именно разум и отличает человека от представителей всего остального животного мира.

Как ты уже знаешь из предыдущих уроков, люди называют разум по-разному: ум, душа, дух. Конечно, у каждого из этих слов есть свой смысловой оттенок, но все они объединены одним очень важным значением — способностью думать и рождать что-то новое. Порождения нашего разума и называются культурой.

Она бывает материальной и нематериальной. Первую можно потрогать. Это предметы, дома, одежда, произведения искусства. Вторую потрогать нельзя. Это музыка, речь, тексты (не буквы, которые написаны на бумаге, а то, что именно эти буквы передают — смысл).

Чаще всего оба вида культуры очень тесно переплетены друг с другом. Например, любимые многими ролики на ютубе являются, по сути, набором быстро сменяющихся картинок. То есть, вроде бы они относятся к нематериальной культуре, их потрогать нельзя, а можно только увидеть. Но эти ролики где-то хранятся, на каком-то физическом носителе — сервере. А сервер — это уже вполне осязаемая вещь, поскольку сделан из конкретных материалов.

Вот в таком сложном мире мы живем, и культура — это одна из визитных карточек человеческой цивилизации.

Как природа влияет на культуру?

Как ты думаешь, чем отличается житель южных регионов России — например, Татарстана или Кубани — от человека, который живет, скажем, на Крайнем Севере — в Норильске, или Мурманске?

Вроде бы они живут в одной стране, ходят в одни и те же магазины, и используют один и тот же государственный язык. Но если мы заглянем глубже и попробуем описать жизнь этих двух людей, то увидим между ними поразительную разницу — начиная с того, как они живут, и заканчивая тем, как воспринимают окружающий мир.

На юге тепло, и человеку, чтобы выжить там, не нужно большую часть года прилагать особые усилия. А значит, у него имеется больше возможностей сохранять хорошее настроение. Как правило, южане горячие, порывистые, очень эмоциональные, и ко всему этому располагает сама природа и климат. Их быт — соответствующий — красочный, разнообразный и насыщенный множеством мелочей.


Плодородные поля Кубани — житница всей России

На севере же условия очень суровые. Лето там короткое, и многие работы, особенно сельские, северянам нужно успеть сделать как можно скорее. Дни непогоды — наоборот, долгие, тягучие… Характер северян в основном ровный, сдержанный, скупой на проявление эмоций. И тоже — из-за климата. Ведь человек Севера должен решить множество задач, обеспечив себя и свою семью едой, одеждой и теплым домом. Кроме того, короткий солнечный день (а в некоторых регионах солнца не бывает месяцами) очень плохо влияет на здоровье людей. Поэтому здесь на бурное проявление эмоций нет ни времени, ни сил.

Об этом же говорят песни. Познакомься с народным творчеством, скажем, донских казаков или народов Кавказа и сравни его, например, с песнями поморцев или эпосом якутов. Ты почувствуешь огромную разницу между этими двумя пластами.

Вот как влияет природа на всех нас.

Роль культуры в жизни общества.

Есть у человека еще одна особенность, отличающая его от животных: он живет в обществе и не может жить без него. Ученые даже применяют специальное выражение для обозначения этой нашей особенности — «социальное животное».

История не знает случаев, когда люди, отделившись от общества, в котором живут, смогли создать что-либо значимое и прекрасное. Возможно, вспоминая уроки ОПК, ты возразишь: а как же монахи? Ведь они же жили отдельно от людей. Но и здесь, на самом деле, нет никаких противоречий. Монах хоть и живет один, но воспитание, образование и культуру впитал от того общества, в котором вырос. Если так можно выразиться, он сам — продукт общества. Кроме того, монашество — один из путей служения Богу, а тот, кто всегда с Богом, никогда не одинок, даже если он отшельник в лесной глуши.

Но давай представим, что какая-либо группа людей откололась от других и ушла в глухие леса Сибири. Они, воспитанные и образованные обществом, так или иначе, сохранят отголоски родной культуры и, возможно, смогут создать нечто достойное. Однако уже их дети, лишенные возможности общаться с другими, начнут меняться в худшую сторону. И со временем культура выпавшей из социума общины будет становиться все примитивнее.

Обмен опытом, знаниями и мыслями внутри общества способствует развитию самого общества. И чем разнообразнее этот обмен, тем более развитой становится культура.

Без общества культура невозможна. Именно общество диктует то, какой она будет. Но есть и обратная связь — само общество во многом зависит от культуры.


Только во взаимодействии с другой личностью мы способны расти нравственно и развиваться во всех отношениях.

Например, какая-нибудь современная песня становится хитом, на ее основе создаются ролики. Она звучит везде: в торговых центрах и маленьких магазинчиках, в кафе и парикмахерских. Она становится рингтоном у соседа по парте, ею вдохновляются, ей подражают.

Тем не менее, у этой песни есть автор. Этот автор ориентируется на вкусы людей, которые его окружают, создает востребованную вещь, а потом эта вещь влияет на вкусы этих самых людей.

Здорово ведь, не правда ли? Однако не все так просто, как кажется. У этой взаимосвязи есть и плохая сторона. Если на общество имеет влияние какой-то плохой человек, высказывая, мягко говоря, разрушительные или пустые идеи, общество может этими идеями заразиться и само стать плохим. Таким путем проникли в современную культуру ругательства и непристойные слова. И именно таким образом можно вдохновлять толпу на разные глупости.

Вообще, все процессы в обществе имеют две стороны: хорошую (положительную) и плохую (отрицательную), светлую и темную. Кстати, ты тоже влияешь на культуру, потому что ты — часть общества. Быть человеком — огромная ответственность. И даже если мы сами того не желаем, никто с нас ее не снимает, потому что каждое наше действие имеет свое последствие.

Торговля — мостик между культурами.

Как мы уже говорили, в одной только России огромное множество культур. Отчасти это разнообразие вызвано тем, что каждая часть страны имеет свои климатические условия. Конечно, природа во многом определяет быт и характер человека, но не только она одна. Давай посмотрим, что еще может влиять на нашу жизнь и делать ее столь разнообразной в масштабах целого государства.


Деньги — важная грань человеческой жизни.

Первой после природы на культуру влияют деньги. Чтобы понять, как это возможно, совершим мысленное путешествие в два портовых города, находящихся на разных концах России — Санкт-Петербург и Владивосток.

Первый из них основан Петром Первым в 1703 году на берегах Невы и очень быстро стал местом, куда приезжали торговцы из стран Западной Европы. С собой европейцы привозили и свои предпочтения в архитектуре, одежде, еде, искусстве, из-за чего новый город со временем превратился в своеобразную печь, в которой исконная культура России соединялась с западными элементами и претерпевала изменения. Очень многие западноевропейские тренды заходили в нашу страну через этот портовый город.

Другой крупнейший порт России — Владивосток — стоит на берегу Тихого океана. С самого момента своего основания в середине XIX века этот населенный пункт стал восточными морскими воротами России, в которые стали заходить товары из Китая и Японии, а вместе с ними — и культуры этих восточноазиатских стран. Даже в наше время Дальний Восток имеет прочные связи с соседними государствами и ведет торговлю в большей степени именно с ними.

Выражаясь научным языком, экономические (экономика — наука о доходах) связи порождают связи культурные.

Петербург и Владивосток — лишь наиболее яркие примеры такого общения культур, на самом же деле, экономика определила культуру во многих регионах России. Так родилась Москва, находящаяся в точке взаимодействия русских и финно-угорских племен. Типично торговыми городами были оба Новгорода — Великий и Нижний, Казань, Сольвычегодск, Вологда, Псков и многие другие старинные города России.

Насильное изменение культуры

А что же еще кроме климата и экономики может влиять на культуру и ее разнообразие?

Дело в том, что культура может развиваться добровольно, но ее же можно изменить и насильно.

Одним из способов менять культуру являются войны и революции.

Наша страна пережила немало таких периодов в своей истории. Война происходит тогда, когда интересы одного народа каким-то образом пересекаются с интересом другого, но при этом они не могут договориться о том, как эти интересы удовлетворить без взаимного ущерба. И в тех местах, где происходит столкновение людей, со временем возникает взаимодействие ранее враждующих культур.


Знакомый всем храм Василия Блаженного на Красной площади давно стал символом исконной Руси, но мало кто знает, что причудливые украшения на его стенах и кровле появились под влиянием азиатского искусства, которое наши предки смогли переосмыслить и органично внести в свою жизнь

Так случилось, например, в XIII веке, когда на Русь обрушились орды хана Батыя. Покорители наладили прочные связи с русскими княжествами, а те, в свою очередь, стали перенимать у противника некоторые обычаи, традиции и взгляды на жизнь. Со временем Россия оправилась после удара и приняла в свой состав народы, которые когда-то пошли на нее войной, а в нашем искусстве в частности и культуре в целом появилось настолько много элементов ордынской эпохи, что сейчас мы воспринимаем их не иначе, как свое родное. Например, валенки — азиатская разновидность обуви, которая с течением времени прочно вошла в наш быт.

Не менее глубокий след в культуре может оставлять и революция — резкое и очень кровавое событие в истории любой страны. В отличие от войны, где есть враг и жертва, и при этом они абсолютно чужие друг для друга, революция происходит внутри одного и того же народа из-за того, что разные его части по-разному видят свою дальнейшую судьбу. Последняя масштабная революция в России произошла в 1917 году, чуть более ста лет назад.

После революции, как правило, наступает период Гражданской войны, и это неудивительно, ведь проигравшая часть общества не в состоянии смириться со своим проигрышем, а победившая часть при этом желает улучшить свое положение. На культуру это оказывает колоссальное влияние.

К примеру, после той же революции 1917 года в России к власти пришли коммунисты. Со временем они построили государство, которое мало чем напоминало прежнюю Россию, и которое во многом досталось нам в наследие. Свою страну они называли Советским Союзом. Он просуществовал до 1991 года, но мы все до сих пор пользуемся тем, что было создано именно в советскую эпоху. Практически все это — от государственного устройства, науки, систем образования и медицины и до зданий, в которых живет половина населения — наследие Советского Союза.


Памятники Владимиру Ленину, создателю Советского государства, до сих пор стоят в большинстве городов России, напоминая нам о той очень неоднозначной эпохе.

Со временем, ты узнаешь об этом больше на уроках истории, сейчас же важно понять одно: все, что мы делаем, оставляет глубокий след в культуре нашего народа. И ничто не проходит бесследно, даже самая безобидная вещь.

В качестве простого примера такого влияния можно привести идею коммунистов о том, что государство важнее всего. С одной стороны, эта идея помогла создать мощную страну, которая была в определенные периоды одним из самых развитых и сильных государств планеты. С другой стороны, усиление роли государства в советском обществе часто приводило к крушению судеб и разрушению семей. Например, в школе советским детям прививалась мысль, что государство важнее родителей, и дети могут доносить на них, если те думали не так, как было принято в тогдашнем обществе. И таких случаев в то время было очень много.

Единство в разнообразии.

Тем не менее опыт и Московского царства, и Российской империи, и Советского союза, и нынешней России говорит о том, что вопреки каким-либо конфликтам, непониманиям и даже взаимному противостоянию, культуры могут уживаться в одних границах, обогащая друг друга.

На данный момент Россия уникальна тем, что в ней нет ни одной части общественно-культурной жизни, которая была бы чисто русской по своему происхождению и содержанию — каждый населяющий ее народ и делился чем-то своим, и принимал что-то от других народов.

Объединяя в себе духовный опыт десятков поколений, российская культура показала пример удивительной сочетаемости элементов, показывая тем самым суть всей человеческой цивилизации как вершины разумной деятельности человека.

Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.

» Учебный текст к уроку ОДНКНР для 5 класса

Для слабовидящих

Режим для слабовидящих

Текст
Поддержать