Перейти к основному содержанию

Урок 02. Культура России: многообразие регионов

В чем богатство нашей Родины?


Санкт-Петербург. Этнографический музей, карта расселения русского народа

Мы живем в самой большой стране в мире. Площадь нашей Родины — России, или Российской Федерации, — почти такая же, как у Соединенных Штатов Америки и Канады вместе взятых, а это гигантские государства. На севере России обитают полярные медведи и моржи, на юге растут кактусы и пальмы. Расстояние от самой западной до самой восточной точки России 10 000 километров — это четверть длины земного экватора. Когда на Камчатке и Чукотке люди просыпаются и делают утреннюю зарядку, в Калининграде еще только завершается предыдущий рабочий день. На уроках географии вам обязательно расскажут о том, сколько богатств хранят недра нашей Родины — нефть, природный газ, каменный уголь, никель, олово, золото, платина — о том, как необыкновенно разнообразна наша природа, животный и растительный мир, как сильна наша промышленность, как богаты хлебом наши поля, и фруктами сады. Но, конечно, главное богатство России — люди, которые ее населяют, принадлежащие к разным народам, разным культурам, разным религиозным конфессиям.

Россия — многонациональная страна


Вид с высоты на древнюю крепость Нарын-Кала солнечным сентябрьским днем. Дербент, Республика Дагестан

Наша культура многообразна, население нашей страны многонационально по двум причинам. Первая — Россия страна с долгой и богатой историей, и именно этим сильна — как дуб, который стоит крепко и раскинул мощные ветви на все стороны света, потому что у него мощные, глубоко ушедшие в землю корни. На протяжении столетий Россия включала в свой состав — иногда после военных действий, иногда исключительно мирным, дипломатическим путем — соседние земли и народы. Так частью нашего государства оказывались древние города и потомки древних цивилизаций. Например, на территории Крыма и на восточном берегу Азовского моря располагалось Боспорское царство, созданное древними греками-колонистами — современниками великого поэта Гомера. Старейший город России Дербент в Дагестане был основан еще древними персами в V в. н. э. Современные осетины, живущие в российской республике Осетия, — потомки древних (о них можно прочитать уже у древнеримских авторов) аланов, а чуваши — волжских булгар, с которыми часто воевали и торговали в X–XIII веках первые русские князья.

Русское государство образовалось в IX веке. И как рассказывает наша древняя летопись, «Повесть временных лет», в учреждении нашего государство участвовало несколько племен, а правителей пригласили из-за моря:

Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Перечисленные племена никак не могли решить, кто должен быть главным на нашей земле, и поэтому выбрали правителя со стороны — в древности так поступали многие государства и это не считалось зазорным. Обращаться за помощью, если сам не справляешься, это очень разумно. И наши предки поступили мудро: прекратили распрю, начали строить государство, и очень скоро это государство стало богатым, культурно развитым и влиятельным. Призванный народ, одно из скандинавских племен, назывался «русью». От него пошло именование нашего государства. И первые русские князья имели скандинавские корни, носили скандинавские имена. Так что в основе русского государства лежит сотрудничество разных народов.

Обратите внимание, что словене и кривичи — это предки будущих новгородцев и псковичей, а вот чудь и весь — это не славянские, а финно-угорские племена, от которых произошли карелы, вепсы, ижора и другие народы нашей страны. В XIV веке к русскому государству отошли мордовские земли (нынешняя Республика Мордовия), в XV веке — земли коми-зырян, в XVI веке нашими гражданами стали татары, башкиры, ногайцы, в XVII — народы Сибири и Дальнего Востока, в XVIII — Кавказа и Крыма. Перечислять можно очень долго — сейчас, по данным переписи, в нашей стране живет около 190 народов.

С самого начала наша страна была многонациональной, хотя ведущую и определяющую роль играл, конечно, русский народ и русская культура.

И вот тут мы должны указать на вторую причину того, почему население нашей страны настолько пестрое, разнообразное. Причина этого в том, что Россия всегда ценила это многообразие, считала, что именно в нем в том числе ее сила, и стремилась к тому, чтобы даже представители маленьких народов могли говорить на своем языке, не забывали о своей культуре. Конечно, это очень сложно, потому что всякая большая, великая культура — а русская культура именно такова — притягивает, так что представитель другого народа, даже если его никто не заставляет становиться русским, очень часто очаровывается языком, обычаями, верой «большого» народа. Но в России государство стремилось к тому, чтобы не вмешиваться во внутреннюю культурную жизнь народов, которые входили в состав нашей страны, не нарушать семейные, бытовые и религиозные обычаи. Но с одним-единственным условием — все граждане России должны соблюдать наши законы и уважать символы Российского государства.


Фонтан «Дружба народов» на ВДНХ. Открыт в 1954 году. Проект К. Т. Топуридзе и Г. Д. Константиновского

Так сложилась уникальная ситуация, сформировалась межнациональная гармония, которую наш гимн описывает как «братских народов союз вековой».

С одной стороны, сохраняется национальное многообразие, и народы, которые много веков живут рядом с русскими, не исчезли, сохранили свою культуру, а иногда и приумножили: татарская литература, калмыцкий эпос, многие танцы народов Кавказа — всё это появилось в России и благодаря политике Российского государства. С другой стороны, представители народов России не только обогащали нашу страну, но и сами приобщались русской культуре, становились частью большого и общего целого. Так на службу Иоанну Грозному перешли татарские дворяне — Батюшковы, Балакиревы, Ахматовы, Сумароковы, чьи потомки — поэты, композиторы, драматурги — впоследствии составили славу русской культуры. Еще один народ, перешедший под власть России в XVI веке, — чуваши. Исследователь Китая архимандрит Иакинф (Бичурин), велогонщик, олимпийский чемпион Валерий Ярды, архитектор, автор знаменитой ограды Летнего сада и многих зданий в Петербурге Петр Егоров — все они чуваши по происхождению.

Почему многообразие это богатство?


Казань. Литературный музей им. Габдуллы Тукая на одноименной улице в здании бывшего особняка Шамиля в Старо-Татарской слободе

Давайте послушаем выдающегося татарского поэта Габдуллу Тукая:

На русской земле проложили мы след,
Мы — чистое зеркало прожитых лет.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали,
Один за другим проходили года, —
Шутили, трудились мы вместе всегда.
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить.
Как тигры, воюем, нам бремя не бремя,
Как кони, работаем в мирное время.
Мы — верные дети единой страны,
Ужели бесправными быть мы должны?

Поэт, создавая эти строки, имел в виду прежде всего татар Российской империи, но звучат они так, как будто они написаны от лица всех народов, населяющих нашу страну. Он перечисляет те обстоятельства жизни страны, в которых русский и другие народы оказывались вместе: в горе и радости, во времена войн и мирного созидания. Наши судьбы переплелись, так что у нас теперь много общего — общие нравственные ценности, общие обычаи, общая культура, которая не могла не возникнуть, если народы живут бок о бок много столетий, общие многонациональные семьи, и общая история. Мы ведь знаем, что членов семьи, друзей, членов одного коллектива очень сплачивают трудности, которые они преодолели вместе. Мы на уровне эмоций, внутренних переживаний связываем наши победы с теми, кто в тот момент был рядом с нами. Именно так, наверно, и народы осознают себя: вместе с русскими мы достигли успеха и процветания — значит, наше счастье заключается в том, чтобы быть верными сынами России. Процитируем еще одно стихотворение, русского поэта Николая Тихонова, в котором описывается как раз «механизм» того, как народы России становятся друзьями:

Эта дружба народы спаяла,
Их в великом единстве собрав,
Как в печах чудотворных Урала
Превратившись в неведомый сплав.
Эти воля и мощь неохватны...
Стерли силою рук трудовых
С карты нашей все белые пятна,
Пятна черные дней горевых.
И теперь там, где пенится вьюга,
Там, где знойных пустынь полусон,
Ты повсюду под крышею друга,
Теплым дружеством ты окружен.


Чествование ветеранов Великой Отечественной войны на площади Советов в Улан-Удэ. 9 мая 2008 года

Чем серьезнее беда, которая нависла над общей Родиной, и чем значительнее, величественнее и труднее победа, одержанная над врагом, тем крепче дружба между народами нашей страны.

Права народов России


19 февраля 2024 года в Президентской библиотеке состоялся V Всероссийский этнодиктант на языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации с международным участием. Тема этнодиктанта в 2024 году – «Семейные ценности и традиции моего народа»

Вернемся к стихотворению Габдуллы Тукая. В его стихотворении указывается и на условие, необходимое для того, чтобы народ — татарский, еврейский или чувашский — был счастлив: это признание за ним определенных прав.

Права народов России, если они признаются государством, должны быть закреплены в законе. И действительно, в самом главном законе нашей страны — в Конституции сказано, что

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия (статья 69).

Как государство может сохранять культуру того или иного народа? Во-первых, через школу: в наших школах есть возможность преподавать родной для конкретного региона язык, изучать — опять-таки в конкретном регионе — традиции и обычаи татар, якутов, чеченцев. Во-вторых, оно может поддерживать проекты, связанные с сохранением культуры того или иного народа: фольклорные ансамбли, спортивные коллективы, творческие кружки для детей и взрослых. В-третьих, существенную роль играет наука, изучающая народы, то есть этнография: если ученые не запишут народную песню или сказку, если не зафиксируют на пленку народный танец, не опишут обычай, он рано или поздно исчезнет бесследно. В-четвертых — и это, наверно, самое важное: государство способно объяснить, как важно уважать культуру другого народа.

Уважение к другому

В национальном разнообразии наша сила. Но не стоит забывать: уважение к другому — это не только то, что несомненно принесет нам пользу, выгоду, что укрепит наше государство и наше общество, но и то, что делает нас людьми. Мы знаем, что все мы одновременно и похожи и не похожи друг на друга. У всех людей есть что-то общее, но многим мы отличаемся: внешним видом, привычками, манерой выражать свои мысли и самими мыслями. Дружить только с теми, кто похож на тебя, — это и скучно, и странно — всё равно что беседовать с самим собой или бесконечно любоваться на себя в зеркале. Чтобы человеку развиваться, становиться лучше, умнее, глубже, ему нужно уметь общаться с другим, в том числе человеком другой национальности. Другое дело, что уважение к другому невозможно без любви к своему, без понимания своих корней, своих национальных и культурных особенностей.

Нужно любить свое и уважать чужое — вот два условия здорового развития личности.

Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.

» Учебный текст к уроку ОДНКНР для 6 класса

Для слабовидящих

Режим для слабовидящих

Текст
Поддержать