«Без труда не выловишь и рыбку из пруда» — гласит известная народная мудрость. Труд делает желаемое и нужное человеку возможным и доступным.
Под трудом обычно понимают целенаправленные осознанные усилия, прилагаемые человеком ради достижения определенного результата. Однако не всякий труд хорош сам по себе. В зависимости от направления усилий, а также от результата, труд может оказывать положительное (созидательное) или отрицательное (разрушительное) воздействие на внешнюю действительность и внутренний мир человека.
Например, труд с отрицательным воздействием — это браконьерство, чрезмерный сброс отходов, бесконтрольная вырубка леса, изготовление и продажа табачной продукции, распространение непроверенной информации. Таким образом, хорошее добывается трудом, однако не всякий труд хорош.
Труд приобретает духовную и нравственную ценность лишь тогда, когда является созидательным. Когда не противоречит Божиим заповедям или прямо направлен на их исполнение. Труд как проявление свободной воли человека предполагает и ответственность за его выполнение и его результат.
Труд может иметь воспроизводящий (репродуктивный) характер, при котором повторяются ранее совершенные действия и результаты, применяются известные методы. Может иметь творческий характер, при котором совершаются новые действия и/или производится качественно новый результат, применяются новаторские методы.
Так, есть виды трудовой деятельности, которые имеют творческий характер: разные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театральное, кинематографическое, цирковое искусство, литературное творчество); педагогический труд; психологическое консультирование и др. Вместе с тем можно привнести творческий подход и в труд, который не принято считать творческим. Сборка мебели по инструкции при наличии всех комплектующих — репродуктивный труд. А та же сборка по иной технологии с использованием смекалки, например при недостатке важных комплектующих, уже становится трудом творческим.
Согласно православному вероучению, способность к созидательному труду и, в первую очередь, к творчески наполненному — это свойство образа Божьего в человеке (т. е. того, чем человек похож на Бога).
Бог является в полном, абсолютном смысле Творцом: Он сотворил этот мир из ничего. Именно для созидательного труда по сохранению и дальнейшему благоукрашению этого мира, а главное — своей души, Бог и создал человека.
До и после
До грехопадения труд был благодатен, легок и не связан непосредственно с жизнеобеспечением. Всё необходимое для жизни первых людей было в Эдемском райском саду, который человеку надлежало хранить и возделывать.
После грехопадения первых людей характер труда меняется. «В поте лица твоего будешь есть хлеб…» — говорит Библия (Книга Бытия, 3-я глава, 19-й стих). Что это значит? То, что теперь труд — это главным образом способ добывания средств к существованию.
Кроме того, труд требует напряжения физических и/или умственных сил. Он приносит усталость. С одной стороны, такие задачи и свойства труда являются прямым следствием нарушения первозданного Божьего порядка и наказанием — уроком падшему человеку. С другой стороны, они побуждают человека не пребывать в праздности и лени, которые могут стать средой развития греховных страстей.
Не менее важным, чем физический и интеллектуальный труд, является труд над своей душой — постоянное внимание к чистоте своего ума, терпение, работа по искоренению дурных наклонностей, побуждение к творению добрых дел.
Без Бога ни до порога
Православные христиане любой свой труд посвящают Богу. Самая простая молитва перед началом всякого дела звучит так: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Более того, по слову Христа, без Него невозможно делать ничего (см. Евангелие от Иоанна, 15-я глава, 5-й стих).
Именно Бог дает силы, знания, возможности для творения добрых дел. Всякое дело, даже самое благородное, при котором забывается эта связь, может быть сравнимо с веткой дерева, оторванной от ствола.
Наиболее известным библейским событием, связанным с трудом без Бога, стало строительство Вавилонской башни. Строители горделиво желали построить башню до небес и «сделать себе имя», прославиться. Но Бог разрушил планы строителей и смешал их языки. Они перестали понимать друг друга (см. Книга Бытия, 11-я глава, 1–9-й стихи). Вавилонская башня стала символом объединения усилий, направленных на создание цивилизации без Бога и даже против Бога и Его замысла о мире. Такой труд, пусть даже внешне эффективный, обречен в конечном итоге на полную неудачу.
Разные нужны, разные важны
Православное христианство не выделяет какие-то формы и направления труда в качестве предпочтительных.
Главный критерий — это духовное и нравственное содержание труда. Выполняющим квалифицированный и творческий труд не следует надменно относиться к людям, выполняющим менее квалифицированный или репродуктивный труд. Всякий созидательный труд может быть возможностью служения Богу и людям.
Господу Богу Твоему
Господь устанавливает определенный ритм для человеческого труда: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему» (Книга Исход, 20-я глава, 9–10-й стихи). Этот ритм позволяет человеку не замыкаться на земном, а обращаться к высшему, небесному.
Для православных христиан воскресенье — день, особо посвященный Богу, делам милосердия и свободный от большинства забот (в этот день Христос воскрес из мертвых). Однако, как говорит Господь Иисус Христос: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Евангелие от Марка, 2-я глава, 27-й стих).
Заповедь дана человеку, чтобы он разумно и ответственно относился к ней и заботился о духовном измерении своей жизни, а не для того, чтобы формально ничего не делал.
Зачем трудиться?
Трудящийся вправе пользоваться плодами своего труда. «Трудящийся достоин пропитания», — говорит Христос (Евангелие от Матфея, 10-я глава, 10-й стих). Однако безмерный рост материального достатка не должен быть мотивом труда. Труд является возможностью для православного христианина исполнять Божие предназначение, обеспечивать свою жизнь необходимым и иметь возможность помогать нуждающимся.