Откуда пошла присказка «расставить все точки над и»?
Больше ста лет назад в русском алфавите было больше букв, и звук «и»
передавался тремя: «и», «i» и «ï». Видите, от количества точек над «и» зависит
смысл слова. Например, когда мы сейчас произносим слово «мир», то должны
объяснить, что именно имеем в виду. А раньше всё было проще. Если писали «мïр»,
то имели в виду крестьянскую, городскую или церковную общину. Если «мiр», то
речь шла об обществе в целом или вселенной.
А вот если «мир» без точек, то пишущий имел в виду состояние покоя, в
том числе отсутствие войны.
Но и в том, чтобы соединять эти понятия — общины,
вселенной, покоя — тоже есть своя правда. Например, жизнь деревенской или
городской общины должна быть гармоничной, дружной, слаженной, спокойной, то есть
мирной. А если жители ссорятся друг с другом, сбиваются во враждебные группы,
строят друг другу козни, то гармония разрушается — это не мир вовсе. Но и
большой мир, вселенная тоже состоит из миллионов как бы прилаженных друг к
другу кирпичиков — вынь один, и вселенная, если не разрушится, то потерпит
серьезный ущерб, ведь вслед за этим кирпичиком посыплются другие. Говорят, что
в мире все взаимосвязано, одно зависит от другого. Мир — это крайне непростая
гармония. Традиционные религии говорят, что мир так сложен, что его может
удержать от разрушения только Бог. Но и ученые, которые занимаются устройством
вселенной, используют понятие «тонкой настройки», сравнивая мир с музыкальным
инструментом, каждая струна которого — а струн этих тысячи — настроена в своей
тональности.
Мы забыли еще одну «разновидность» мира — мир в душе.
Его мы ценим очень высоко. И в древности люди считали его едва ли не главной
ценностью, чем-то божественным. Недаром одно из самых распространенных
приветствий у многих народов — «Мир вам!» Люди желают друг другу душевного
покоя и гармонии, потому что и сами хотят его достичь. Душевный мир — это тоже
очень сложно: нужно научиться владеть собой и не принимать близко к сердцу
многие происходящие с нами мелочи, нужно любить и ценить ближнего, нужно иметь
чистую совесть. Сами посудите, насколько нелегко всё это приобрести.
Выходит, что
мир — это не только отсутствие войны, отсутствие конфликта, это еще и хрупкая
гармония, согласие между людьми и человека с самим собой, которые так просто
нарушить.
Почему начинаются войны?
Наполеон на
Поклонной горе. И. Владимиров. Иллюстрация из журнала «Нива» 1912 года
Война — то, что противоположно миру — это конфликт
между государствами или внутри одного государства. Мы уже сказали, что мир (во
всех смыслах этого слова) устроен очень сложно, а вот нарушить его гармонию
довольно просто. Гармонию в обществе разрушает любая ссора, гармонию в природе
— небрежное отношение к окружающей среде. Чтобы погубить внутренний мир, иногда
достаточно неосторожного слова, ерундового поступка, малозначительного события.
Но так же легко разрушить и гармонию в отношениях между странами.
Главной причиной войн во все времена было
то, что двум государствам не удавалось решить проблемы, взаимные претензии в
диалоге, за столом переговоров.
Помните, из-за чего началась война Афин и
Спарты? Из-за торговых путей и колоний на Средиземном море. Если бы правители
двух городов-государств договорились, и войны бы не было.
Конечно, войны бывают разные. Например, одной стране
не хватает плодородной земли, воды, железа, дерева, а у другой страны этого
избыток. Первая страна может купить или выменять у второй страны всё, что
нужно, но не может договориться о цене — одна сторона предъявляет условия, а
вторая жадничает. Второй вариант: одна страна строит на своей территории, но
вблизи границы опасное производство, а вторая опасается, что это производство
станет причиной болезней для ее граждан. Первая страна не хочет идти на уступки,
вторая хочет устранить угрозу. Третий вариант: в первой стране происходят
волнения, страна погружается в хаос, а вторая страна, ее сосед, опасается, что
неурядицы соседа перекинутся на нее.
В
таких ситуациях, когда мирные средства исчерпаны, чтобы решить проблемы,
используют армию — так начинается война.
Войны справедливые и несправедливые
Очень часто бывает так, что одна из сторон даже не
пытается вести переговоры, заранее решив, что хочет взять свое силой. Так,
например, вели себя древние римляне по отношению к варварским племенам или
монгольские завоеватели по отношению к древнерусским княжествам. Великая
Отечественная война тоже началась безо всяких переговоров — Германия напала на
нашу страну «вероломно», как тогда говорили.
Москвичи
слушают сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Москва,
22 июня 1941 года
Мы видим,
что бывают войны, в которых виноваты обе стороны, поскольку они терпят неудачу
за столом переговоров. А есть войны, где одна сторона вероломно нападает, а
вторая обороняется.
Но есть и третий
тип войны, когда какая-нибудь страна — бескорыстно или почти бескорыстно —
выступает на защиту слабого. Так действовала Российская Империя во время Русско-турецкой
войны 1877–1878 годов, вступившись за Болгарию против Османской империи.
Похожим образом наша страна поступила в 2022 году, когда начала специальную
военную операцию по защите молодых государств — Донецкой и Луганской народных
республик.
Акция «Бессмертный
полк» во время парада в День Победы
Уже в древности мыслители, которые обобщали опыт
прошедших войн, разделили все военные конфликты на справедливые и несправедливые.
Справедливыми можно назвать те войны, которые государство ведет для своей
защиты, то есть для защиты своих граждан, или для защиты слабого.
Несправедливая война ведется ради обогащения, ради насилия над другими
народами, их порабощения и уничтожения.
Война — это
крайнее средство, к которому прибегают государства, чтобы решить свои проблемы,
чтобы обеспечить безопасность и процветание своих граждан. Нужно всячески
избегать войн, потому что, пока идет война, гибнут люди, разрушаются культурные
ценности, но если ее все же не удается избежать, то нужно стремиться к тому,
чтобы она велась ради благой цели.
Воинский долг
Если мир так ценен, почему мы чтим служение солдата,
то есть участника войны? Все государства во все времена прославляли своих военачальников
и простых солдат. Памятники воинам украшают центральные площади многих городов.
Вот, например, стихотворение чешского поэта Витезслава Незвала в переводе
русского поэта Константина Симонова, написанное от лица… памятника:
Друг мой, бдителен будь на земле, под
которой я стыну!
Право требовать это я смертью в бою
заслужил.
Я ушел на войну. Я убит в день рождения
сына.
Я убит — чтоб он жил. Я убит — чтоб ты
жил.
Человек! Я хочу, чтоб с войною повенчан
ты не был!
Чтобы кровь моя самой последнею кровью
была!
Я, объятья раскрыв, как свобода, летел к
тебе с неба,
Парашют мой сгорел, но свобода — пришла!
Если горе войны среди ночи придет к тебе
на дом,
Если меч занесен над отчизны седой
головой,
Будь с народом своим.
Будь не ниже, не выше — будь рядом.
Нету званья в бою выше, чем рядовой!
В этом стихотворении мы можем найти и ответ на наш
вопрос. Солдат, воин — это тот, кто жертвует собой ради того, чтобы жил другой
— гражданин той страны, которую он защищает, его дети и внуки, которые, может
быть, даже еще не родились.
Честная
солдатская служба — это пример деятельной и жертвенной любви к человеку, к
своему народу. Поэтому
защита Родины является долгом каждого гражданина, любящего свое Отечество.
Герои обороны
Севастополя 1854–1855 годов. Военно-исторический музей Черноморского флота
России
Например, матрос Петр Маркович Кошка во время Крымской
войны около 15 раз ходил в разведку, брал пленных и добывал ценные для русской
армии сведения. Разведка — это очень рискованно: легко можно погибнуть или быть
захваченным неприятелем. Но храбрый матрос раз за раз шел на это и тем самым
сберег много жизней своих сослуживцев. Кстати, погиб он тоже героически: на
склоне лет работая лесничим в родном селе, он спас двух девочек, провалившихся
под лед, но сам заболел воспалением легких… Еще один пример самопожертвования —
воздушный таран, который совершил на своем самолете русский пилот Петр Нестеров
во время Первой мировой войны, уничтожив австрийский летательный аппарат. Тем
самым он устранил угрозу с воздуха для наших солдат.
Добродетели воина
Офицеры
Советской армии на полевых учениях
Какими качествами должен обладать воин? Теми же, что и
каждый гражданин государства. Но во время военных действий эти качества
оказываются еще более важными. Например, для гражданина очень важны знания —
даже если он сам не ученый, он пользуется достижениями науки и должен осваивать
основы научного знания: физики, химии, биологии, математики. Но на войне от
этих знаний часто зависит жизнь солдата и тех, кто с ним рядом. Чтобы не
попасть под артиллерийский удар, нужно, знать с какой скоростью и по какому
«маршруту» летит снаряд. Чтобы не замерзнуть в окопе и чтобы его не залило
грунтовой водой, нужно знать, как укрепить его стенки и как устроена почва.
Чтобы не заболеть, солдат должен правильно одеваться, правильно и вовремя
питаться, правильно ухаживать за собой — а это невозможно без элементарных познаний
в биологии. Еще больше знаний требуется от офицера: он должен знать не только всё
вышеперечисленное, но еще и человеческую психологию, уметь руководить людьми,
уметь объяснить им их задачи, приободрить или, наоборот, успокоить. Говорят,
что «война — это математика». И это правда, потому что в условиях военных действий наука, знания помогает людям и выжить,
решить боевые задачи, но при этом остаться людьми, то есть существами
думающими, разумными.
Ангел в окопах.
Рождественская открытка времен Первой мировой войны. 1915 год
Вторая гражданская добродетель — ответственность перед
обществом, следование закону. В мирное время законопослушный гражданин живет
так, чтобы не нарушить порядка, установленного обществом, и тем самым не
причинить вреда другим людям. На войне следование закону, воинскому уставу и
законам государства — на порядок важнее, потому что от дисциплины, от
законопослушности опять-таки зависит жизнь и здоровье многих людей. Например,
когда солдат стоит на карауле, он должен строго следовать инструкциям, чтобы не
пропустить лазутчика, не погибнуть и не попасть в плен. Очень важно соблюдать
дисциплину в бою — иначе его не выиграть. Но не менее важна дисциплина во время
отдыха: солдат, который не выспался, недоел или переел, который устал или
расстроен, может подвести товарищей в бою. Преступления, которые строго
наказываются в мирное время, еще более предосудительны в военное. Пьянство,
хулиганство, воровство и тем более насилие против мирных жителей, которых
солдат призван защищать, караются очень строго. И неудивительно: война — это то время, когда мы особенно
тщательно должны хранить в себе человечность, быть внимательными к своему
поведению и к тому, чтобы не причинить лишних страданий другим людям.
Когда говорят о солдатских подвигах или о
самоотверженном солдатском труде, обычно вспоминают две главные добродетели —
честь и доблесть. Что это такое и почему они всегда идут как бы одной связке?
Очень просто: честь и доблесть — это две стороны одной медали, точнее
внутренняя и внешняя сторона одной и той же добродетели.
Честь — это нравственный стержень человека, в том
числе солдата и офицера, это свод нравственных правил, которым человек решил
следовать. Например, не бросать оружие, не предавать своих сослуживцев, не
переходить на сторону врага, не оставлять позиции без приказа. Но солдатская
честь состоит не только в том, чтобы хорошо воевать. В Евангелии пророк Иоанн
Креститель говорит воинам, которые обратились к нему за советом: «никого не
обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». Так что для солдата не обижать мирное население и
пленных, уже безоружных врагов, не обманывать и не красть — это тоже дело
чести.
Надпись на
Рейхстаге «Берлин. Май 1945», художник Э. Арцрунян. Из подборки открыток «Подвиг
народа» 1941–1945 гг. Открытка СССР 1970 года
А вот доблесть
— это решительность, стойкость, упорство в следовании «кодексу чести», тем нравственным
нормам, о которых мы сказали выше. Им и вообще следовать сложно, а на войне
и подавно: очень часто перед солдатом стоит выбор — остаться в живых или
сохранить честь. Вот как об этом писал поэт, участник Великой Отечественной
войны, Михаил Львов:
Чтоб стать мужчиной — мало им родиться,
чтоб стать железом — мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разбиться,
И, как руда, пожертвовать собой.
Как трудно в сапогах шагать в июле,
но ты — солдат, и все сумей принять:
от поцелуя женского до пули,
и научись в бою не отступать.
Готовность к смерти — тоже ведь оружье,
и ты его однажды примени.
Мужчины умирают, если нужно,
и потому живут в веках они.
Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.