Перейти к основному содержанию

Урок 27. Музыкальная культура народов России

Слышимая часть вселенной

Мы живем в сложном мире. Он наполнен предметами и явлениями, которые можно потрогать, увидеть, услышать.

Вместе с тем в нем много и такого, чего мы не можем воспринимать нашими органами чувств напрямую.

Например, обычный свет мы видим собственными глазами, а рентгеновские лучи, которые используются при создании медицинских снимков, невидимы для глаз и фиксируются только с помощью специальной аппаратуры.


Антенна радара — прибора, способного улавливать невидимые и неслышные нами звуки и излучения

К таким явлениям относится и звук. Он оказывает на нас очень большое влияние. В этом ты можешь убедиться самостоятельно, к примеру, слушая громкую музыку, стоя рядом с работающим пылесосом или прижимаясь ухом к мурлыкающему коту. Совсем разные ощущения — не правда ли? Звуки могут успокаивать, а могут и раздражать. Могут вселять радость и уверенность в себе, а могут наводить панику и необъяснимый страх. Могут в буквальном смысле лечить от тяжелых заболеваний, а могут приводить к травмам и даже к печальному исходу. Пример такого пагубного воздействия звука — контузия — состояние, когда человек становится обездвиженным после того, как оказался рядом с местом мощного и громкого взрыва.

Звуком, кстати, является и наша устная речь, которую мы произносим с помощью голоса и лицевых мышц. А это значит, что в звук может облекаться любая информация, а сам звук — такая же важная форма информации, как и изображение или, например, состоящий из букв текст.

Еще в глубокой древности наши предки прекрасно знали об этом и поэтому практически с первых веков существования человеческой цивилизации стали использовать звук различными способами. Едва ли не самым значимым из них стали музыка и пение. И даже сейчас, когда шум буквально переполняет нашу жизнь, именно музыка (после речи) является основным слышимым нами видом звука, который производится человеком.


Наушники — один из главных источников звука в современном мире

Звуки народной души

На прошлом занятии мы уже говорили о том, что вся наша культура имеет двоякую цель: С одной стороны, человек делает всё возможное, чтобы защитить себя от негативных проявлений природы. Он строит укрытия, обрабатывает почву, возделывает поля, осушает болота, борется с засухами. Одним словом — делает свою жизнь удобной, меняя под себя и свои нужды окружающую среду. Но с другой стороны, все прекрасные формы, которые нам известны, взяты из той же природы. Наша цивилизация в той или иной мере повторяет всё лучшее, что человек видит вокруг себя. И музыка — не исключение.

Если ты внимательно вслушаешься в любую музыку, то заметишь, что всякая мелодия — это, прежде всего, ритм, чередование отдельно взятых звуков. Причем эти звуки повторяются в определенной последовательности. Такое чередование — прямая отсылка к миру дикой природы, где каждое явление повторяется с четкой закономерностью и частотой. Эти закономерности можно встретить на каждом шагу: прилив-отлив, горы-долины, весна-лето-осень-зима, молодость-зрелость-старость, день-ночь — вот лишь неполный перечень самых известных циклов. Вся наша жизнь состоит из них. Они же лежат и в основе музыки, делая ее не просто набором звуков, а осмысленным и гармоничным произведением.


Артисты в традиционных костюмах исполняют народные песни

Люди научились подражать природным ритмам и звукам еще на заре своего исторического бытия. Так родилась народная песня. С одной стороны, это просто текст, набор слов, в котором раскрывается та или иная часть нашей жизни, то или иное природное явление. Однако, с другой стороны, этот текст непростой. Он всегда либо читается нараспев, либо и вовсе поется, а сама мелодия при этом полностью передает то настроение, которое заложено в его словах.

В старину песни сопровождали человека на всех этапах его жизни. Они создавали своеобразные звуковые стены, в которых проходили те или иные события.

Рождение малыша, его сон и еда (колыбельные и пестушки), первые шаги и первые слова, взросление и обучение мастерству, женитьба (свадебные песни), военные походы (боевые, строевые и солдатские), труд и отдых, болезни и выздоровления, утраты (причитания) и достижения (гимны) — всё это происходило под звуки песен. Естественно, каждому событию соответствовали свой текст и своя мелодия, которые создавали соответствующее настроение у людей.

Например, зимой в нашем народе любили петь тексты, в которых воспевали новорожденного Христа, отмечали приход зимы и нового года и выражали надежду на счастливое будущее. Весной исполняли песни, посвященные наступлению весны (веснянки), началу полевых работ (волочебные), а также Воскресению Христову (пасхальные). Осенью же наступала пора толочных и жатвенных песен.


После сенокоса было принято завершать работу песней. Так наши предки как бы благодарили природу и матушку-землю за урожай и изобилие плодов

Очень скоро к текстовой и голосовой части песни стала присоединяться и музыка — звуки, исполняемые с помощью особых инструментов. Самые простые из них — духовые. Они делались из костей животных (чаще всего — из рогов) или твердых стеблей растений. К ним относятся, например, русские дудочки, свирели и сопилки, кавказские дудук и балабан, татарские курай и сорнай. Изначально издаваемыми этими инструментами звуками сообщали об опасности, созывали войско, собирали разбежавшийся по пастбищу скот.

Практически сразу к духовым инструментам присоединились ударные — барабаны, бубны и прочие предметы, которые издают звук, получаемый от удара друг о друга тех или иных частей этих инструментов. Их тоже изначально применяли, как правило, в военном деле, чтобы отбивать ритм походного шага, оповещать войска о важных моментах битвы, а гражданское население — об опасности.

Особое место среди ударных музыкальных инструментов на Руси занимал колокол. Он не только сообщал людям о радостных и скорбных событиях, но и оповещал о наиболее важных моментах церковной службы. Почти при каждом храме имелась колокольня.

Со временем вместе с практическим духовым и ударным инструментам было найдено и эстетическое применение. С их помощью стали задавать ритм песням и сопровождать пение инструментальными звуками. Особенно активно инструменты начали сочетаться с голосовым пением после появления так называемых струнных — люди открыли, что если длинное, тонкое и упругое тело (например, волос, толстую нить, шнур или проволоку) натянуть и каким-либо образом воздействовать на него (щипать, ударять, водить по нему), то оно начнет издавать звук. Простота изготовления и несложность игры на них сделали струнные наиболее распространенным видом музыкальных инструментов. К нему, например, относятся русские гусли и балалайка, южные кобза и бандура, степная калмыцкая домбра или варган народов Севера.


Гусли — один из древнейших русских музыкальных инструментов

Игрой на них наши предки стали не только сопровождать пение, но и передавать отдельные эмоции, чувства, мысли.

Так появились народные мотивы, которые чаще всего сопровождались танцами. Танец, как и песня, тоже выражает наш внутренний мир. Наверняка в моменты радости тебе хотя бы раз хотелось активно двигаться, как будто трудно усидеть на одном месте. А в моменты печали, наоборот, не хотелось тратить свои силы даже на наименьшее движение. По такому же принципу построена и вся система танцев. Активные и подвижные передают радость, гнев, возбуждение. А медленные и плавные — спокойствие, задумчивость, умиротворенность. Многие танцы в древности были привязаны к жизни, к отдельным ее сторонам. Например, русские хороводы во многом отражали сезонный труд, который был характерен для той или иной поры года (севба, жатва), а, скажем, кавказская лезгинка — танец горного воина, показывающего свою удаль и ловкость перед невестой.

Продолжатели народной традиции

По мере развития человеческого общества у людей возникла необходимость как-то упорядочить музыкальное наследие прошлых лет. Талантливые музыканты стали не только играть старинные мелодии, но и записывать и изучать их, а на основе полученных данных — создавать свои собственные. Со временем, примерно к концу XVII века, были выработаны единые правила, по которым должна создаваться музыка. В отличие от народных мелодий — эта музыка подчинена строгим закономерностям, рассчитана на то, чтобы ее исполняли только на определенных инструментах, которые стали единообразны для всех стран. Такая музыка получила название симфонической, или классической (то есть образцовой).


Виолончель, один из основных инструментов в современном симфоническом оркестре

Казалось бы, с приходом классической музыки музыка народная должна была выйти из употребления. И действительно, какое-то время старинные мелодии, песни и танцы сохранялись только в народной памяти, в среде простых русских крестьян и горожан. Впервые из профессиональных музыкантов и композиторов к богатому наследию народной музыки обратился Михаил Глинка, который жил и творил в первой половине XIX века. Произведения этого талантливого человека — в частности, оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» — основаны на исконных русских музыкальных традициях. Его достойными учениками стали последующие поколения композиторов. Произведения Михаила Глинки оказали влияние на Александра Даргомыжского, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова, Александра Бородина, Петра Чайковского, которые считаются гениями русской музыки.

Они смогли не только создать «правильные» мелодии, но и вложить в них народный дух и те прекрасные черты, которыми издревле славилась музыка нашего народа.

Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.

» Учебный текст к уроку ОДНКНР для 5 класса

Для слабовидящих

Режим для слабовидящих

Текст
Поддержать