Размышляя о государстве, мы с вами
говорили и о тех, кто составляет государство, то есть гражданах. Но мы, если вы
обратили внимание, столкнулись с одной трудностью. Мы называли гражданами и
тех, кто просто живет в государстве, кто родился в России или переехал в нее,
получив гражданство, и тех, кто обладает некими качествами, например,
ответственностью, честностью, патриотизмом. Получается, что гражданином можно родиться, но им также
можно и нужно стать. Это не единственное слово с таким двойным смыслом.
Скажем, каждый из нас является человеком, потому что мы родились людьми и
относимся к человеческому биологическому виду. Но при этом родители и учителя
призывают нас: «Будьте людьми!», то есть будьте человечными: добрыми,
сострадательными, рассудительными.
Гражданин
согласно закону.
Девочка-подросток подписывает документы на получение паспорта (2014
год)
В России действует специальный закон
«О гражданстве Российской Федерации», и в нем дается очень простое определение
гражданина: это тот, кто обладает гражданством нашей страны. Гражданство же —
это права и обязанности, которые наша страна имеет по отношению к человеку, и
права и обязанности человека по отношению к ней. Эти права и обязанности
перечислены в Конституции. И вне
зависимости от того, пользуемся ли мы своими правами, выполняем ли свои
обязанности, мы согласно закону остаемся гражданами Российской Федерации.
Самые несознательные и даже злонамеренные члены российского общества — это наши
сограждане согласно закону.
Гражданин в духовно-нравственном
смысле
Обратимся к отрывку из стихотворения
А.С. Пушкина и попробуем в нем найти главные составляющие гражданственности не
в правовом, а в духовно-нравственном смысле:
Я говорил: в Отечестве моем
Где верный ум, где гений мы найдем?
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?
Александр Сергеевич спрашивает
воображаемого собеседника о том, где ему найти гражданина, и перечисляет его
качества: «верный ум», то есть сознательная верность Отечеству, «гений», то
есть стремление к созиданию, творчеству, «благородная душа» — речь о
способности к любви, состраданию, великодушию, «возвышенность» — следование
духовно-нравственным принципам, идеалам, и, наконец, «пламенная свобода» —
то есть способность следовать этим идеалам.
Гражданин — это тот, кто любит родину и верен ей, способен творить и
трудиться ради нее, кто поступает благородно по отношению к другим гражданам,
кто исповедует духовно-нравственные принципы и свободно следует им.
Верность Отечеству.
Первый признак гражданина — это
верность тому Отечеству, где он родился или гражданином которого стал. Почему
это так важно? А важно это потому, что
любое хорошее дело нужно доводить до конца, неправильно проходить намеченную
дорогу до середины, ошибочно отказываться от плана, не выполнив и половины
пунктов. Отношения с людьми тоже нельзя разрывать по собственному произволу. Мы
не можем выбрать себе других родителей или других братьев и сестер — нам нужно
поддерживать с ними связь, в какие бы жизненные передряги они или мы не
попадали. Неправильно просто так отказываться от друзей, потому что нам скучно
или они нам надоели. Наоборот, настоящие друзья — это те, которые могут
скучать, тосковать, печалиться вместе с тобой. Только верный сын, верный брат,
верный друг могут быть успешны в семейной жизни и в дружбе.
И только верный сын Отечества может быть
настоящим гражданином.
Шествие «Бессмертного
полка» в Москве (2016 год)
Так же как сыновняя любовь или
настоящая дружба проходит испытание в неприятностях, скорбях, бедах, любовь к Отечеству
тоже проявляется наиболее ярко в сложные времена. Например, во время войны
настоящие граждане встают на защиту Отечества. Во времена экономических
неурядиц, когда всем в стране становится тяжело, гражданский долг каждого —
самоотверженный труд. Если на страну обрушиваются стихийные бедствия, граждане
помогают пострадавшим. Убегать от трудностей, не желать выполнять свой долг,
прятаться от общественных проблем — это недостойное гражданина поведение.
Наш долг быть со своей страной и со своим
народом и во времена процветания, в годы радости, и во времена тяжелых
испытаний.
Созидание
на благо родины.
У каждого из нас есть талант. Можно
сказать, что мы его получили от природы или от родителей, но не менее верно и
то, что он — дар нашего Отечества, нашей Родины. И, правда, мы говорим на том
языке, который получили от предков, от нашего народа. Мы воспитаны в тех
традициях, на тех законах, на тех духовно-нравственных идеалах, которые
существуют именно в нашей стране: крепкая семья, созидательный труд, патриотизм. Мы
получили образование, получили профессию, сформировались как личности и как
граждане именно в России и для жизни в нашей стране. Мы трудимся на том месте,
которое сами выбрали, и на том, который нам указала родина. Поэтому наша задача вернуть нашему Отечеству
подаренный талант, но лучше, если мы этот талант разовьем, преумножим.
Молодой человек тестирует
робота во время выставки «Робостанция» во втором павильоне (Павильон
Образование) на ВДНХ в городе Москве, Россия (2015 год)
Можно сказать, что для того, чтобы
быть гражданином, недостаточно просто трудиться, просто ходить на работу и даже
добросовестно выполнять свои обязанности. Это совсем не мало, и тот, кто так
поступает, поступает хорошо. Но еще лучше — и именно в этом наш гражданский
долг — подходить к своей работе максимально ответственно, и по возможности
творчески. Например, учитель может просто пересказывать учебник, а может
заинтересовать предметом весь класс. Заводской рабочий всегда найдет способ
ускорить производство детали — это тоже творчество. И продавец в магазине по
тому, как он говорит с покупателями, как хорошо знает свой ассортимент и как
расставляет товары, способен подходить к
своему труду творчески. Гражданин — это совсем не обязательно герой войны или
труда, выдающийся человек, какая-нибудь знаменитость.
Гражданин — это тот, кто не просто трудится, но и стремится принести
максимальную пользу.
Благородство.
Акт милосердия.
Прохожая женщина подает милостыню нищей. Липецк
В древности «благородными» называли
тех, кто имеет хорошее происхождение — дворян, аристократию, представителей
высших слоев общества. Сейчас это слово описывает скорее качество человеческой
души, которая может быть дурной, а может быть и благородной. Как говорит А.С.
Пушкин, гражданин Отечества - это
человек с благородной душой. Но в чем заключается благородство? В том, чтобы
следовать не своим собственным интересам, а интересам окружающих людей,
интересам общества, чтобы жить не для себя, а для других. Благороден человек,
который уходит добровольцем на фронт. Благороден тот, кто кормит бездомного. Не
чужд благородства и тот, кто просто помогает старику перейти через дорогу.
На бытовом уровне благородно поступает тот,
кто помогает слабым, заботится о детях и стариках, кто не проходит мимо чужой
беды.
Индивидуальное
и общественное благо.
Уставший мальчик
сидит на корточках посреди супермаркета
Возьмем простой пример: вы видите в
торговом центре одинокого малыша — наверное, он отошел от родителей и потерялся
и вот-вот норовит заплакать. С точки зрения ваших личных интересов, нет никакой
пользы в том, чтобы ему помогать: вы потеряете время, а никаких благ не
приобретете. Тем более, подумаете вы, малышу обязательно поможет кто-нибудь
другой. Такова логика человека с низменной, дурной душой. Гражданин «с душою
благородной», конечно, постарается помочь: найдет родителей или охранника
торгового центра. И это будет благородный поступок, то есть такой поступок,
который совершен в интересах общества. Гражданин понимает, что общественное благо выше индивидуального, и
что в своих поступках нужно ориентироваться на первое. В данном случае
индивидуальное благо в том, чтобы идти по своим делам, совершать покупки, не
нарушать душевного спокойствия. Общественное же благо в том, чтобы ничьи дети
не терялись в торговых центрах. И если мы не будем этих детей спасать, то наше
общество будет в очень печальном положении. Устроиться волонтером в хосписе,
стать общественным деятелем, который занимается охраной природы или защитой
памятников архитектуры, или просто быть неравнодушным к чужой беде человеком -
все это и есть гражданственность.
Свобода гражданина.
Это очень сложное философское
понятие. И поскольку оно сложное, оно очень часто понимается неправильно.
Иногда под свободой понимают способность делать, что хочешь или что в голову
придет. Но если делать, что хочешь, может ведь так оказаться, что ты станешь
еще менее свободным. Скажем, если есть много сладкого, могут разболеться зубы и
живот, и ты попадешь в зависимость от лекарств и врачей. Разве это свобода,
когда ты болеешь, когда не можешь пойти, куда хочешь и заняться любимыми
делами? Но и когда нас заставляют поступать правильно — например, родители
готовят для нас овощной суп, чтобы у нас не болел живот — мы тоже не свободны.
Получается, что человек свободен не когда он делает, что хочет, и не когда
поступает правильно под чьим-то нажимом, а когда сам делает то, что считает
правильным и что является правильным на самом деле. Например, если ты сильный и
умеешь плавать, то правильно спасти утопающего. Но если ты сам, то есть
свободно, решаешься на такой шаг, то поступаешь как гражданин.
Свобода в следовании своим идеалам,
духовно-нравственным принципам и является в собственном смысле гражданской
свободой.
Патриарх Гермоген
отвергает требование русских изменников. Иллюстрация из книги «Родная старина» 1910
года издания.
Свобода бывает внешней и внутренней.
Внешняя свобода — это отсутствие ограничений, которые на нас накладывают другие
люди или обстоятельства. Внутренняя свобода — это верность своим принципам,
способность придерживаться их даже в ситуации полной внешней несвободы.
По-настоящему внутренне свободным человеком был, например, патриарх Московский
Гермоген, который, хотя и томился в заключении, отказался сотрудничать с
польскими оккупантами.
Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.