«Монашество — это особый образ христианского жительства, заключающийся во всецелом посвящении себя на служение Богу» (из Положения о монастырях и монашествующих от 2017 года). Человек, принявший такой образ жизни через добровольное принесение установленных обетов (обещаний), именуется монахом (монахиней).
В переводе с греческого слово «монах» означает «один», «уединенный». И хотя действительно монах отказывается от семейных уз и проводит в значительной мере уединенную жизнь, его одиночество только внешне является таковым. Внутренне, через молитву, он постоянно пребывает в единении с Богом и с другими людьми.
Монашеские обеты
Основными монашескими обетами являются послушание, нестяжание и целомудрие (девство, безбрачие).
Послушание — это отречение монаха от собственной воли ради следования воле Божией. Воля Божия открывается через указания духовного наставника.
Нестяжание — это отказ монаха от владения имуществом (в полной мере — для монахов, живущих в монастыре; в разумной мере — для монахов, служащих в миру) с целью преодоления пристрастия к земным вещам.
Целомудрие (девство, безбрачие) — это отказ монаха от брачной жизни ради сохранения себя во внутренней и внешней чистоте. Кроме того, отказ от семейных уз продиктован желанием всецело посвятить жизнь Богу. При этом монашествующие уважительно относятся к браку как Божьему установлению.
Принятие монашества
Христианин принимает монашество, чувствуя всеобъемлющую любовь к Богу и Божий призыв к нему. Трудные обстоятельства жизни (несчастная любовь, сложности с созданием семьи, смерть близких, тяжелое материальное положение, неизлечимая болезнь и т. д.) могут быть свидетельством и проявлением Божьего призвания к монашеству, но не должны сами по себе определять выбор пути. Основание решения стать монахом (монахиней) — это всегда стремление служить Богу и практическое воплощение такого стремления в молитве, в делах любви к ближним.
Церковный обряд, в котором христианин приносит монашеские обеты и становится монахом, называется монашеским постригом. Перед постригом полагается подготовительный период, чтобы испытать твердость намерений человека стать монахом. В ознаменование начала новой жизни монаху дается новое имя. Монашеские одежды также имеют смысл, связанный с новым образом жизни.
Монашество имеет степени. Высшая степень — схима или великая схима. Жизнь схимника связана с еще более строгим аскетическим деланием. Подробнее о степенях монашества и, в частности, о великой схиме можно узнать здесь.
Жизнь монаха предполагает постоянное пребывание в молитве и трудах. Труд монахов может быть физическим (работа в монастырском хозяйстве, трапезной, просфорне), интеллектуальным (работа в библиотеке, архиве, музее, преподавание в воскресной школе), творческим (иконопись, церковное пение, написание различных текстов на духовные темы) или организационно-административным (бухгалтерия, делопроизводство, организация строительных работ в монастыре и т.д.).
Монах выделяет время для чтения и размышления над Священным Писанием, духовной литературой. Находясь в послушании у своего духовного наставника, а также игумена монастыря, монах непрестанно борется со своими греховными наклонностями (страстями), в первую очередь гордостью, своеволием. Монах призван стать для других людей образцом, примером добродетельной, богоугодной жизни.
История монашества
Как организованное системное явление монашество в Церкви возникло не сразу. Однако всегда были христиане, ведущие аскетический образ жизни, связанный с воздержанием от мирских благ, хранением девства, упражнением в молитве.
Монашество со своими четкими принципами жизни (уставом) появляется в конце III — начале IV века н. э. После прекращения гонений на Церковь, получения ею легального (313 г.) и даже привилегированного положения в государстве многие язычники стали принимать христианство, при этом не меняя радикально свой образ жизни. В связи с этим духовный уровень христианского общества стал снижаться. На этом фоне немалое число христиан, желающих сохранить высоту христианской жизни и подвига, стали удаляться от мира, принимать монашество.
Формы монашеской жизни
Проявилось три основных формы устройства монашеской жизни — монашество отшельническое, монашество общежительное и монашество скитское.
Отшельническое монашество предполагает сугубое уединение ради упражнения в молитве и богомыслии. Основателями отшельнического монашества считается преподобные Павел Фивейский (227–342) и Антоний Великий, египетский (251–357). Монахи-отшельники практически не общаются с внешним миром, для того чтобы сосредоточить полностью свое внимание на Боге и тех внутренних препятствиях, которые отдаляют от Него (грехах, пристрастиях). Такой подвиг под силу только духовно сильным, опытным монахам. Монахи-отшельники могут уходить в далекие от поселений места — лес, пустыню, горы, пещеры и т. д. или затворяться в самом монастыре или скиту (эти понятия даны ниже).
Общежительное монашество, основателем которого был преподобный Пахомий Великий (292–348), традиционно является наиболее распространенной формой монашеской жизни. Предполагает жизнь монахов единой общиной в особом поселении, именуемом монастырем. Монастыри могут быть мужскими и женскими. Мужской монастырь находится под начальством игумена — старшего монаха в священном сане, женский — игуменьи (старшей монахини). В Русской Православной Церкви ряд монастырей через игумена (наместника монастыря) или игуменью управляется непосредственно Патриархом Московским и всея Руси. Такие монастыри называются ставропигиальными. Особенно значимый крупный монастырь именуется лаврой.
Скитское монашество, основанное преподобным Макарием Великим, египетским (300–391), предполагает организацию небольшого монашеского поселения — скита с более строгим образом жизни. При этом связь с монастырем, к которому относится скит, сохраняется.
Значение монастырей. Монастыри в России
Хотя монастырь является, в первую очередь, местом, где совершают свое делание, спасают свои души и молятся за мир монахи, он призван быть духовным центром и для мирян. Как правило, в монастыри стекаются паломники — помолиться, получить духовный совет и поддержку. Нередко при монастырях организуются издательства православной литературы и духовные школы (семинарии, академии). В России такими духовными центрами, в частности, являются:
Свято-Троицкая Сергиева лавра (крупнейший в России ставропигиальный мужской монастырь), основанная в XIV веке преподобным Сергием Радонежским. На ее территории действуют старейшие духовные школы России — Московская духовная академия и семинария, а также большое издательство.
Данилов ставропигиальный мужской монастырь — древнейший монастырь Москвы. Основан сыном святого Александра Невского святым благоверным князем Даниилом Московским в конце XIII века.
Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь получил в XIX веке широкую известность благодаря целой плеяде выдающихся духовных наставников — старцев. Наиболее известный из старцев — преподобный Амвросий Оптинский.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь — монастырь, в основании которого принял непосредственное участие преподобный Серафим Саровский (конец XVIII — начало XIX века).
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (основан в XV веке) имеет богатую историю. В 20–30-е годы XX века он был лагерем особого назначения (СЛОН), где приняли мученическую кончину или прошли через него многие новомученики и исповедники Церкви Русской.
В настоящее время в России насчитывается 545 монастырей, из них 262 мужских и 283 женских.
Монашество, как и семья, является путем ко спасению — единению с Богом и ближними.