Урок 26. Памятники архитектуры в культуре народов России
Следы жизни
Жизнь — это одна из самых главных ценностей, которыми
дорожат люди. В свою очередь, жизнь неразрывно связана с понятием времени. В
этом мире нет ничего неподвижного, и даже самые простые вещи непрестанно меняют
свое состояние: звезды и планеты — перемещаются в пространстве; деревья, кусты
и трава — растут; животные и люди — развиваются и стареют. Даже в куске камня,
мертвого и безжизненного, протекает множество процессов, невидимых нашему
глазу.
Даже в обычном булыжнике, которым вымощена мостовая, протекают
невидимые нашему глазу процессы…
Время — труднообъяснимое и малопонятное явление. Оно
имеет одну очень интересную черту: по сути, это мостик, соединяющий прошлое,
которое уже не вернешь, и будущее, которое еще не настало. И, по большому
счету, именно с прошлым мы имеем дело каждый день. Прошлым становится каждый
миг нашей жизни, даря нам бесценный опыт. Да и вся человеческая культура, коль уж на то пошло, это не что иное, как форма существования
прошлого, как след, оставленный нами на этой земле.
Часто наиболее значимые и выразительные плоды нашей
культуры называются памятниками. Ими могут быть и крохотная булавка из старого
комода, и огромное сооружение, возвышающееся посреди современного города. В
частности, в отношении зданий употребляют термин «памятник архитектуры». По
сути, это почетное звание, которое дается выдающимся строениям, которые
прославились либо благодаря своей красоте, либо благодаря событиям, с которыми
были связаны. В качестве примера российских памятников архитектуры можно
назвать Московский Кремль с его древними храмами и величественными дворцами,
исторический центр Петербурга, где каждое здание буквально пропитано памятью о
прошлом, старинный Кижский погост, который возведен из дерева и является ярким
примером деревянного зодчества.
Погост (кладбище) на острове Кижи, Карелия
Вместо природы
Среди вещей, созданных человеческим разумом и руками,
именно здания являются самыми приметными следами нашей жизни. И это совсем не удивительно.
В отличие от диких животных, которые могут жить в природе и довольствоваться
самыми простыми убежищами, человек нуждается в особых условиях. Сначала наши
предки не утруждали себя этим, ведь достаточно было всего лишь найти укромную
пещеру, и она становилась приютом для небольшой группы людей. Но со временем их
становилось всё больше и больше, а территория, занимаемая ими, расширялась всё
быстрее. Укромные места встречались далеко не везде, поэтому человек стал сам
возводить для себя такие безопасные уголки.
Так началось окультуривание дикой природы и
окружающего пространства. Иными словами, люди не просто создавали условия, в
которых им удобно было находиться, но и вносили в них свою культуру, то есть
придавали окружающей среде черты и особенности, которые соответствовали их
взгляду на мир.
Любая культура — это попытка людей создать другую
реальность, мир, отличный от первоначальной природы. А строительство — это инструмент, с помощью которого наши предки
обособились от природы и в чем-то даже противопоставили себя ей. Иными
словами, через строительство человек, с одной стороны, показывает свою власть
над природой, улучшает ее. А с другой стороны — отгораживается от нее,
защищается от ее негативного воздействия, делает ее безопасной и уютной для
себя.
Как ты, наверное, уже догадываешься, строительство —
это целое искусство. Дело в том, что человек всегда стремится к прекрасному.
Наиболее близкий всем образец прекрасного — это живая природа: леса, луга,
степи, морской берег. Стремясь отгородиться от природы, человек тем не менее
копирует ее в своей жизни, в том числе и в камне.
Верхушки (капители) столбов (колонн), которые поддерживают крышу
Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, напоминают лукошки с недавно
сорванными листьями
Например, колонны очень похожи на стволы деревьев,
венчающие их капители — на корзину с листьями, а резьба на стенах часто напоминает
ковер из живых цветов, которые можно встретить в полях или на лесных опушках.
Повторить всё это великолепие может только тот, кто имеет талант, кто чувствует
окружающий мир, чья душа способна понимать и передавать прекрасные черты нашей
природы.
С другой стороны, даже самое красивое здание служит
вполне конкретной цели — защитить человека от непогоды, создать для него
комфортные условия жизни. То есть постройка должна быть надежной, качественной,
долговечной. К тому же она должна выдерживать очень многие природные капризы —
дождь, ветер, снег. А еще — защищать от врагов или просто недобрых людей и
опасных зверей. Согласись, что навес из соломы вряд ли подходит для таких дел и
здесь нужно сооружение покрепче, а значит — и человек, который его создает,
должен обладать совсем другими навыками, чем простой встречный. Тем более что
на протяжении веков, по мере усложнения самого общества, расширялся и список
того, как именно эти постройки используются. В итоге мрачная пещера первых
людей дала начало очень многим типам сооружений — жилым домам, крепостям и
замкам (вспомни древние кремли Москвы, Тулы или Казани, мощные стены Дербента и
Судака), храмам, местам общественных собраний, вокзалам и аэропортам, дворцам,
рынкам, бизнес-центрам, школам, детским садам и многим другим.
Всё это создается с помощью особой науки —
архитектуры. И трудами особых специалистов — архитекторов.
Многие из них прославились своими гениальными и
прекрасными творениями. Например, Александр Тон возвел Большой Кремлевский
дворец и храм Христа Спасителя в Москве. Бартоломео Растрелли (Зимний дворец,
Смольный собор), Карл Росси (Михайловский дворец, Александринский театр, здание
Сената и Синода), Андреян Захаров (Адмиралтейство), Гавриил Барановский
(Буддийский храм), Леонтий Бенуа (несколько десятков общественных и
коммерческих зданий) творили в Петербурге. В провинции также трудились
талантливые архитекторы, создавая неповторимый облик каждого русского города.
Богатство форм и назначений
Древнейшим типом сооружений считается обычное жилое
помещение. Это вполне понятно, потому что именно оно в полной мере выполняет
главную задачу любого строения — защитить человека от опасностей. Сначала это
были простые пещеры, затем люди научились возводить примитивные хижины из
дерева и сырой глины, которая засыхала, затвердевала и защищала не хуже
природных скал. Чуть позже был изобретен кирпич, который долгое время был одним
из основных строительных материалов. Однако, из чего бы ни было сделано
человеческое жилище, оно всегда было самым уютным и самым желанным местом
пребывания людей.
Здесь люди отдыхают от
своих трудов, здесь собираются семья, здесь происходит наиболее важные события
в жизни каждого из нас.
Это касается как простого жилища, так и богатых
усадеб, в которых жили видные представители общества. Например — подмосковное
Абрамцево, которое принадлежало писателю Сергею Аксакову и предпринимателю
Савве Мамонтову. Этот большой и уютный дом с середины XIX века был пристанищем
русской интеллигенции, где многочисленные гости хозяев общались друг с другом.
Сюда приезжали гостить и работать известные литераторы, живописцы, скульпторы,
архитекторы.
Главный дом усадьбы Абрамцево
В России из-за разнообразия климатических зон жилища
людей могут быть очень разными. Это и деревянная изба средней полосы и Севера,
и легкий чум — каркас, обложенный шкурами животных или корой деревьев
(популярен среди кочевых народов Сибири), и каменная сакля кавказских народов,
и глинобитная хата — старинное жилище Поднепровья и Подонья. И каждый из этих
типов жилищ стал своеобразной визитной карточкой тех народов, которые в них
живут. Например, хату всегда ассоциируют с казачеством, а сакля стала
неотъемлемой частью образа непокорных горцев Кавказа. Даже простая изба может
быть памятником архитектуры, потому что дает представление о том, как жили наши
предки. Такие здания — недолговечны, поэтому для их сохранности создаются
специальные музеи. Их в России несколько — под Архангельском, Братском и
Ижевском, а также в Вологодской и Нижегородской областях.
Вслед за жилыми помещениями, практически одновременно
с ними, появились так называемые сакральные здания. Обычно мы их называем
храмами. Это те помещения, в которых люди молятся. Изначально это были простые
уголки в комнатах, где стояли сакральные изображения или фигурки божества.
Однако со временем, когда общество стало более сложным, люди начали возводить
отдельные строения, которые богато украшались и наполнялись различными дорогими
вещами. И это неудивительно, ведь в любом месте храм считается жилищем самого
Бога, а Ему нужно приносить только самое лучшее.
Православие — самая распространенная в России религия
— тоже имеет традицию возводить храмы. Они бывают очень разными и по форме
(храм Василия Блаженного в Москве, Успенский собор во Владимире, Преображенская
церковь в Кижах), и по внешнему виду (Петропавловский собор в Петергофе,
Софийский собор в Новгороде, Владимирский собор в Севастополе), и по размеру
(сравни, скажем, гигантский храм Христа Спасителя в Москве и миниатюрные
церковки Пскова). Но даже самая маленькая церковь всегда имела огромное
значение для русского человека, поскольку напоминает ему о том, что Бог рядом, что сам человек бесконечно дорог
Богу и Бог делает всё возможное для его счастья и достойной жизни.
Величественный Александро-Невский собор возвышается в Нижнем
Новгороде на месте слияния Волги и Оки
Еще один тип зданий, который известен человечеству с
давних пор — это дворцы. Сейчас это слово, как правило, применяется для обозначения
какого-то крупного культурного центра: Дворец спорта, Дворец молодежи, Дворец
культуры, Дворец торжественных событий. Таким образом подчеркивается, что в
данном здании проходят не просто встречи, а встречи, которые имеют важное
значение для страны в целом и отдельной группы людей в частности. Дворец — это
нечто грандиозное, торжественное, пышное и чрезвычайно красивое.
Наверняка тебе, хотя бы на картинке или видео,
доводилось видеть роскошные залы старинных дворцов. Например, Александровский
зал Большого Кремлевского дворца, где вступают в должность президенты России.
От них захватывает дух, и даже, если честно, иногда очень хочется побыть
каким-нибудь царем или графом, чтобы пожить во всей этой роскоши. Знакомое
чувство, не правда ли? Однако вряд ли человек стал бы завидовать жителям
дворцов, если бы до конца осознал, какую мысль призваны донести до людей эти
огромные сооружения.
Испокон веков дворцы показывали величие власти.
Казалось бы — как круто иметь власть! Ты всеми командуешь, все тебя слушают,
все исполняют твои указания. Но такой взгляд — однобокий и ошибочный. Кроме
покорности со стороны подчиненных власть предполагает наличие у начальника
огромной ответственности за тех людей, которыми он управляет. А это очень
тяжелая ноша. И чем более высокий пост занимает человек, тем больше эта
ответственность. В таком ключе дворец
воспринимался не только как награда за управление народом, но и как напоминание
остальным людям о том тяжелом и ответственном грузе, который лежит на любом
правителе.
И даже в наши дни, когда власть в стране принадлежит
народу, административные здания (которые стали своеобразными «наследниками»
дворцов) символизируют собою, мощь, независимость, силу воли, которыми обладает
весь российский народ. Например, Дом Правительства в Москве или Дворец
земледельцев в Казани.
Дом Правительства в Москве, одно из самых больших зданий в России
***
Архитектура, как и вся культура в целом, играет в
жизни человека решающую роль. Она создает ту среду, ту атмосферу, тот мир, в
котором мы живем, развиваемся, меняемся. Она же меняется вместе с нами. И в то
же время архитектура помогает всегда помнить о важных вещах, о важных
ценностях, на которых строится все наше существование. Это память, застывшая в
камне. И от того, как хорошо мы научимся читать эти послания из прошлого,
зависит наше успешное развитие в будущем.
Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.