Молитва — это форма общения человека с Богом, которая со стороны человека предполагает сознательное обращение к Живому Личному Богу умом и сердцем.
Как правило, молитва имеет словесное выражение. Вместе с тем проявлением молитвы может быть и молчание. В том и другом случае молящийся человек предстоит пред всеведущим, всеблагим Богом, вверяя Ему свою жизнь и желая исполнения Его воли.
Молитва — это не монолог человека. На искреннюю молитву Бог всегда отвечает, хотя иногда и не сразу. Время и форму ответа определяет Сам Бог, имея в виду пользу для человека и его способность принять этот ответ. Ответ Бога может проявляться через прямое действие Его силы — благодати, — на ум и сердце человека, через Слово Божие, через обстоятельства жизни.
Молиться можно, а иногда просто необходимо собственными словами на любом языке.
Вместе с тем существует большое число молитв, составленных святыми людьми, которые являются для православных христиан образцом молитвы. Они содержатся в книге «Православный молитвослов». В частности, в ее состав входят утренние и вечерние молитвы, молитвы в продолжение дня, которые христианин в полном или частичном объеме включает в свою ежедневную молитвенную практику — молитвенное правило.
Молитва бывает личной или совместной (общественной). Молитва является основной составляющей православного богослужения. В Русской Православной Церкви и ряде других Поместных Православных Церквей богослужение совершается на церковнославянском языке, специально созданном для этой цели святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием.
Высочайшим образцом молитвы является молитва Господня (или «Отче наш»), которую дал людям Сам Господь Иисус Христос. Ее православный христианин помнит наизусть и молится ей при любой возможности.
По-церковнославянски эта молитва звучит так:
«Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избави нас от лукаваго».
«Отец наш Небесный или Отец, который на Небесах». Не просто Творец и Создатель, а именно Любящий Отец. Отношения отцовства и сыновства между Собой и Богом Отцом Господь Иисус Христос открывает для всякого верующего в Него человека и для всех вместе православных христиан — Его Церкви. Вместе с тем христиане распространяют местоимение «мы» на всех людей, так как каждый человек призван через Христа обрести в Боге Отца.
Под Небесами понимается не физическое а духовное небо. И хотя Бог присутствует в сотворенном Им мире, а с физического неба неоднократно звучит Его голос, вечно пребывает Он не в пространственно-временном измерении, а ином духовном мире — именуемом Небесами.
«Да будет святиться Твое имя». Христиане просят Бога дать им силы прославлять Его святое имя всей своей жизнью.
«Да придет Твое Царство». Главным образом речь здесь идет о том духовном внутреннем состоянии единения с Богом, именуемое Царствие Божие.
«Да будет Твоя воля исполняться нами, и совершаться в нас, как это происходит в мире Ангелов». Православные христиане желают, чтобы как Ангелы свободно вручили себя в руки Божии, и исполняют Его святую всеблагую волю, так да будет это с ними и в них.
«Хлеб, необходимый нам, дай нам на этот день». Христиане молят Бога — источника всех благ — дать им на каждый день необходимое пропитание, а в расширительном смысле — все необходимое для жизни (материальное, душевное, и духовное). Главное же — это Хлеб Святого Причащения (Евхаристии).
«И прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешившим против нас». Люди призываются Христом прощать обидчиков и в этом открытом к людям состоянии испрашивать прощение грехов у Бога.
«И не введи нас в искушение». Христиане просят не подвергнуться испытанию больше их сил, не дать соблазну овладеть собой, просят Бога о помощи в испытаниях, без которой с ними не справиться.
«Но избавь, защити нас лукавого духа — сатаны». Христиане молят Бога сохранить, уберечь их от действия духа злобы — сатаны, который желает погибели — телу и душе человека.
Условия правильной молитвы:
смирение — осознание того, что своими силами без Бога человек ничего доброго не может;
крепость веры — глубокая убежденность в Боге, как любящем Отце и Промыслителе;
вверение себя воле Божьей — твердое проявление собственной воли человека, которое заключается в том, чтобы в его жизни исполнилась воля Божия;
покаянное чувство — признание своих недостатков и ошибок (грехов) и устремленность к изменению себя в лучшую сторону, к борьбе со злом в себе;
неосуждение и прощение обид другим людям;
сосредоточенность;
постоянство.
Эти условия проявляются например в образе моления мытаря из евангельской притчи «О мытаре и фарисее», а также в словах его молитвы: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!», включенных в состав утренних молитв православных христиан. Напротив, молитва гордого и осуждающего других фарисея в этой притче — пример нарушения этих условий.
Виды молитвы: простительная, покаянная, благодарственная, славословная или хвалебная. Все они находят место в жизни православных христиан.
Христиане верят, что подателем всех благ в конечном итоге является Бог. Просить Бога о даровании необходимого для души и тела, об укреплении в добродетелях является совершенно естественным и правильным для человека, причем просить этого не только для себя, но и для ближних и даже для врагов.
Христианине также просят о прощении грехов и даровании помощи в исправлении жизни.
Христиане за все, что бы ни случилось в их жизни: радостное или грустное и тяжелое благодарят Бога, так как верят, что Он участвует в их жизни Своим Промыслом и все (даже последствия совершенных грехов и падений) обращает к духовному благу человека.
Высшим проявлением молитвы является славословие или хвала Богу, где мы просто выражаем к Нему свою любовь.
Хотя Богу и отрадно, когда человек обращается к Нему в молитве как Источнику Жизни, однако Он Сам в ней не нуждается. Молитва подобно физическому дыханию нужна самому человеку. Вся жизнь православного христианина призвана наполняться молитвой, как сказал известный православный богослов и проповедник XX века митрополит Сурожский Антоний: «Молитва и жизнь должны быть одно».
Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.