Урок 25-26. Семья и ее ценности (Брак. Родители и дети)
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Книга Бытия, 2-я глава, 18-й, 23–24-й стихи).
Эти слова Библии дают ключ для православного понимания брака. В браке (добровольном союзе между мужчиной и женщиной с целью создания семьи, закрепленном законом) достигается максимально возможное для людей единство — «единомыслие душ и телес» (из последования Таинства Венчания). Это единство не возникает автоматически. Его необходимо общими усилиями создавать, поддерживать и развивать.
Единодушие будущих супругов должно проявиться еще до брака. Людям, желающим создать семью, кроме взаимной симпатии или чувства влюбленности важно иметь единое мировоззрение, близкий круг интересов, взглядов, чувствовать и понимать друг друга. И уже на этом этапе должно проявиться главное свойство любви — жертвенность. Будущие супруги учатся помогать друг другу, уступать, принимать и терпеть неизбежные недостатки каждого. Особенно эти слова относятся к христианскому браку.
Брак православных христиан
Православные христиане ищут себе в пару также православных христиан. Во многом именно это сможет определить «единомыслие их душ» и крепость их союза. Именно это способно помочь семье стать «малой Церковью» — неотъемлемой частью Православной Церкви.
Браки православных христиан с неверующими или представителями других религий Церковью не венчаются. Вместе с тем такие браки (зарегистрированные в органах ЗАГС) признаются законными. Сожительство мужчины и женщины (т. н. «гражданский брак») Церковью не признается.
«Исходя из соображений пастырской икономии (снисхождения. — Ред.), Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).
Однако такие ситуации не являются нормой, а скорее исключением.
Православные супруги стремятся к тому, чтобы Церковь освятила и благословила их союз в Таинстве Брака (Венчании) (см. раздел Таинства Церкви). При этом брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе.
Правила христианской семьи
Двое отдельных людей, сохраняя свою личность, становятся единством: и духовно, и телесно. В этом единстве есть свои различия: муж — глава, жена — помощница ему. Главенство мужа в первую очередь означает его особую ответственность перед Богом и людьми за его брак и семью. Жена же оказывает ему всемерное содействие.
Именно брачному союзу и только ему Богом дается благословение на рождение детей. Для православных семей появление детей является желанным. Важнейшей задачей становится их всестороннее воспитание. Не принижая значения физического, интеллектуального, эстетического, социального и иных направлений и форм развития, православные христиане отдают приоритет духовно-нравственному развитию, воспитанию детей в православной вере.
Новая семья призвана помнить о родителях супругов и других членах семей, помогая и поддерживая их, сохраняя с ними добрые отношения.
Семья создается навсегда. Брак по природе своей нерасторжим. Господь Иисус Христос говорит об этом: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Евангелие от Марка, 10-я глава, 9-й стих). Единственным поводом к разводу Христос называет супружескую неверность, которая разрушает брак. Сейчас Русская Православная Церковь допускает и некоторые другие причины в качестве уважительных для развода (см. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, глава Х. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности). Вместе с тем Церковь прикладывает все усилия для сохранения семьи.
Если же развод состоялся, то невиновной стороне дозволяется вступать во второй брак. Также во второй брак может вступить человек после смерти супруга (супруги). В исключительных случаях допускается третий брак.
Святые семьи
История Церкви знает множество примеров благочестивых семей. В Русской Православной Церкви небесными покровителями семей считаются благоверные князья Петр и Феврония Муромские (XIII в.), явившие пример любви и верности друг другу. В день их памяти, 8 июля, с 2008 года в России отмечается День семьи, любви и верности.
Также православные супруги обращаются в молитве и к другим святым семьям, в том числе мученикам Адриану и Наталии (IV в.), преподобным Кириллу и Марии (родителям преподобного Сергия Радонежского, XIV в.), Царственным страстотерпцам (семье святого императора Николая II, XX в.)
Создание семьи является одним из путей ко спасению — соединению с Богом. Кроме естественной привязанности членов семьи друг к другу, здесь способна проявиться взаимная жертвенная любовь, помогающая преодолеть эгоизм и эгоцентризм — главные преграды между людьми и между человеком и Богом.
Библиотека (для учителя)
https://pravoslavie.ru/450.html — Православное понимание любви и брака и их подмены. Доклад архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на одноименной секции XIV Международных Рождественских образовательных чтений
Видео (для учителя)
— Что нужно знать о венчании. Цикл «Коротко о главном». Митрополит Иларион (Алфеев) (продолжительность 7:42 мин.)
— Христианская семейная этика. Цикл «Коротко о главном». Митрополит Иларион (Алфеев) (продолжительность 9:59 мин.)
— Христианское воспитание детей. Цикл «Коротко о главном». Митрополит Иларион (Алфеев) (продолжительность 9:19 мин.)
Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.