Перейти к основному содержанию

Урок 18. Духовный мир человека

Два «этажа» жизни.

Если внимательно посмотреть на окружающий мир и попытаться как-то кратко и емко описать его, то первое, что мы заметим, наблюдая за этим миром, что он имеет два своеобразных «этажа» своего бытия.

С одной стороны, нас окружают вещи или предметы, которые можно потрогать, увидеть, понюхать, попробовать на вкус. То же самое можно сказать и о большинстве явлений природы. Они очевидны, их нельзя ни с чем спутать, а их последствия очень даже ощутимы. Например, каждый из нас хотя бы раз в жизни попадал под дождь, лизал снег или слышал раскаты грома.

Все подобные осязаемые вещи и явления называются материальными. Это один из двух «этажей» нашей вселенной.


С другой стороны, в нашем мире очень много такого, что трудно описать словами, но, тем не менее, существует, дает о себе знать и играет очень значимую роль практически во всех сферах нашей деятельности. К этой невидимой области относятся чувства и эмоции, мечты и мысли, воображение, фантазии и сновидения. То есть, их вроде бы и нет, их нельзя потрогать, нельзя показать, их видит только тот человек, который является их носителем (пожалуй, единственное исключение — эмоции, которые хорошо видны на лице человека либо проявляются в его поведении).

В своей основе все наши чувства никогда нельзя выразить до конца, они порою остаются неведомыми даже для нас самих. Этот «этаж» человеческого бытия называется духовным миром.

Душа культуры.

В истории человечества бывали такие периоды, когда ученые считали, что существует только материя, а все остальные проявления наших чувств, да и сами наши чувства, являются ничем иным, как порождением этой самой материи. Иными словами, многие люди и сейчас считают, что человек думает и чувствует исключительно благодаря мозгу — органу, который находится у нас в голове.

Но опыт живых людей говорит о другом: духовный мир все-таки существует. На свете, например, есть любовь и ненависть, которые не вписываются ни в какую логику и которые нельзя объяснить материальными законами. Эта же закономерность касается и работы человеческого ума, который не идет ни в какое сравнение с искусственным интеллектом. Как показали многие исследования, компьютер никогда не заменит человека, хотя по многим параметрам и превосходит его — например, в скорости обработки данных и в широте выбора конечных вариантов.

В отличие от людей, считающих материальное начало преобладающим, философия и религия говорят о другом: духовный, невидимый «этаж» нашего мира имеет отдельный источник, и он очень сильно отличается от материи — от того, что можно увидеть или потрогать. Более того, духовный мир независим от мира материального и управляет им. По мнению большинства религий мира, изначально существовала духовная реальность, которая потом породила всю ту материю, окружающую нас.


С этим можно спорить бесконечно долго, но жизненный опыт многих и многих поколений показывает, что мысль все-таки первична по отношению к делу. Для того чтобы создать любой предмет, его необходимо прежде всего придумать. Сначала он должен родиться в нашей фантазии, а полученные образы нужно осмыслить, переварить, продумать, и лишь затем эти образы воплощаются в жизнь. Например, чтобы написать стих и записать его на бумаге (или набрать на клавиатуре), этот стих еще нужно придумать. Или, скажем, привычный всем нам многоквартирный дом сначала рождается в уме инженеров-проектировщиков, потом становится проектом на бумаге и лишь затем строители возводят готовое здание.

Духовная природа культуры.

Как мы уже неоднократно говорили раньше, культура — это все то, что произвел человек своей мыслью и своими руками. А если любое дело является плодом нашего разума, наших чувств, эмоции, мыслей, то и вся культура целиком — не что иное, как порождение духовного мира человека. Более того, эти сферы испытывают на себе взаимное влияние. Много раз в истории человечества случалось, что подъем духовности приводил к подъему культуры, а падение культуры влекло за собой и глубокие проблемы в области духовной жизни. Так, например, было во времена татаро-монгольского нашествия в середине XIII века. Когда значительная часть русских земель была порабощена Золотой Ордой, общий уровень культуры значительно упал. И в очень скором времени это отразилось на духовном состоянии людей. В то время почти никого не интересовали духовные вопросы, а главной целью большинства населения было просто выжить и не умереть с голоду.

Но буквально через сто лет после нашествия появился преподобный Сергей Радонежский. Положительные жизненные примеры этого человека и его учеников оказали огромное влияние на современное ему общество, повлекли за собой полезные перемены в культуре Руси и помогли нашей стране свергнуть ордынское иго.

Внутренний стержень.

Почему так происходит? Наиболее полный ответ на этот вопрос дают философия и религия. Мало того, что духовный мир является основанием для существования всей вселенной, он еще и имеет божественное происхождение. Например, православное христианство — религия, которую исповедует большинство русского народа, — говорит о том, что весь мир был создан Богом. И в центре этого творения находится именно духовная сущность — человек, имеющий бессмертную душу, острый ум и способность к творчеству.


А еще преобладание духовного начала над материальным имеет одно очень важное следствие: все законы, по которым живет наша вселенная, тоже духовны по своей сути. Если внимательно присмотреться к окружающему нас миру, то мы заметим, насколько он сложен. Окружающая нас вселенная чрезвычайно гармонична. Более того, в мире всегда есть место любви, подвигу, состраданию, взаимопомощи. Например, даже в суровые дни блокады Ленинграда (которая длилась более двух лет) во время Великой Отечественной войны жители этого города, даже страдая от невыносимого голода и холода, заботились друг о друге, посещали библиотеки, общались друг с другом, старались не падать духом. Их пример красноречиво говорит, что потребности человека не ограничены материальным миром. И это — самый важный признак того, что духовный мир выше мира материального.

Сохранить духовную сторону жизни человеку помогают законы, которые мы называем нравственностью. Нравственность тоже является частью духовного мира.

Они доступна только человеку — только человек может соизмерять свои поступки, мысли и чувства с неким идеалом, который записан у него в сердце.

Долгое время был широко распространен взгляд, что нравственность придумана людьми, и что на самом деле никакой нравственности нет, а человек - это всего-навсего очень умное существо. Тем не менее, внимательное наблюдение за собой показывает нам, что человек не может жить просто так. Он не может просто работать, просто кушать, просто создавать семью — во все свои действия он вкладывает глубокий смысл. И как раз наличие этого смысла говорить о том, что его жизнь не ограничена какими-то материальными или логическими причинами. Цель жизни — это именно нравственное понятие, которое порождает наши ценности. Например, можно поставить перед собой вполне материальную цель — построить дом. Но дома не строят просто так. За этой целью будет прятаться какая-то другая цель (скажем, дать уют свой семье), и эта цель всегда будет нравственной.

Что такое ценности?

На самом деле, проблема ценностей очень важна для всех нас. Ведь что такое ценность? Многие думают, что ценностями являются дорогие вещи или предметы, но это ошибочное мнение. Как у духовного существа, у человека всегда за конкретной вещью скрывается нечто большее. И это нечто большее напрямую связано с духовным миром.


Например, какой-то школьник имеет много наград по одному из видов спорта, бережет их, сдувает с них пыль, показывает всем своим знакомым, любуется ими сам. На первый взгляд, его поведение говорит о том, что ему нравятся сами эти награды. Но на самом деле — хотя этого человек может даже и не признавать — собрание заработанных им наград (медалей, кубков, грамот) важны ему потому, что они являются выражением тех достижений и признания, которые он имеет в конкретном виде спорта.

Ученые называют это чувство значимостью. Именно к значимости стремится человек, когда трудится над получением какой-либо награды, и чем больше их у него будет, тем значимее в собственных глазах он делается. За любыми вещами стоит нравственная ценность.

Если очень грубо обобщить человеческий опыт, то все ценности, которые исповедуют люди, сводятся к двум категориям: ценности альтруистические и ценности гедонистические. Альтруизмом называют такое состояние души, когда человек предпочитает всегда что-то отдавать другим. А гедонизм — это учение, в основе которого лежит представление о том, что стремление к удовольствию является главным смыслом человеческих действий и целью жизни. Гедонист думает только о себе, иногда даже сам того не подозревая. И один и тот же внешний поступок может быть связан и с альтруизмом, и с гедонизмом.

Например, два ученых создали уникальный медицинский препарат, который помогает людям преодолеть какую-то болезнь. Но один из них во время создания своего лекарства думал о славе и богатстве, которые у него появится после успешного внедрения этого препарата в медицину. Другой же ученый создал свое изобретение из сострадания к больным и желания облегчить их боль и мучения. В результате действий этих двух исследователей люди одинаково получают эффективное средство, однако это средство может появиться из разных мотивов.

«Вроде бы оба человека совершили внешне добрый поступок. Не все ли равно, чем эти ученые мотивированы, — ведь они создали классный препарат», — наверняка возразишь ты. И отчасти это верно. Но у гедониста есть одна черта — он никогда не сделает никакого дела, если не получит от него выгоды. Первый ученый из приведенного выше примера, будет всегда трудиться на благо больных, потому что забота о других — цель его жизни. Второй же ученый будет трудиться лишь тогда, когда результатом его работы станет слава, значимость, успех и высокий доход.

Творчество и его границы.

Как видим, даже самая простая вещь в жизни имеет нравственную основу. И, по сути, совершая тот или иной поступок, человек делает выбор между тем, чтобы служить своему ближнему, и тем, чтобы угождать самому себе и думать только о своих интересах.

Очень тесно с вопросом нравственности и ценностей связана и проблема творчества. С самого начала нашего существования творчество является важнейшей частью культуры. Это то духовное свойство, которое помогает нам жить. И не просто помогает, а является самым настоящим «моторчиком», движущим нами на протяжении всей нашей жизни.


Грубо говоря, без способностей творить что-то новое, придумывать, создавать, трудиться — безо всего этого не было бы ни человеческой культуры, ни человека как такового. А вместо этого Землю населял бы очередной биологический вид, живущий по тем же правилам и законам, что и остальные животные, начиная с  простейших бактерий и заканчивая развитыми китами и дельфинами.

Наверняка ты уже догадываешься, что с творчеством возникает та же самая проблема, что и с ценностями. Существует творчество полезное и хорошее в самом полном смысле этого слова, а есть такое творчество, которое разрушает человека, приносит ему вред, лишает его человеческого достоинства. Например, одной и той же краской можно создавать прекрасные картины, а можно — разрисовывать стены и заборы разными непристойными или просто глупыми изображениями.

***

Как ты понимаешь, каждый человек сталкивается с нравственным выбором едва ли не ежеминутно. Сталкиваешься с ним и ты, пусть даже не замечая этого. Выбирая, как поступить в той или иной ситуации, человек становится похож на знаменитого былинного богатыря, которые стоял перед камнем-указателем. Этот выбор почти всегда даётся очень непросто, и довольно часто люди совершают ошибки на этом пути. Но у тебя есть прекрасная опора, на которую ты можешь положиться в любой момент. Это нравственные законы, которые живут в сердце каждого из нас и помогают нам хранить высокое звание человека.


Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.

» Учебный текст к уроку ОДНКНР для 5 класса

Для слабовидящих

Режим для слабовидящих

Текст
Поддержать