В жизни православного христианина одно из центральных мест занимает подвиг. Это может показаться странным. Ведь подвиг совершается не часто и не всеми.
Действительно, подвигом обычно называют выдающийся, героический, самоотверженный поступок, совершённый в трудных или даже экстремальных условиях. Спасти утопающего, вынести человека из огня, вызволить его из-под обломков дома, ценой своей жизни спасти другого в любых обстоятельствах... Православная традиция, принимая данное значение понятия «подвиг», не считает его единственным. Такой выдающийся поступок, может быть, ввиду отсутствия необходимости так и не состоится. Но в жизни есть место для целой череды менее заметных поступков, которые тоже можно назвать подвигом.
Итак, что же такое подвиг с христианской точки зрения? Подвиг (от слова «движение») — это всегда действие, предполагающее волевое усилие над собой, самоотдачу и жертву. Причем только то действие, которое совершается в правильном духовном направлении. Это направление задается Богом. Увидеть его возможно через Божии Заповеди (для православных христиан), а также через голос совести (для любого человека).
Христианский подвиг — это свободное усилие над собой, которое предпринимается ради Бога и ради блага ближнего или же для своего собственного блага. А подлинное благо для себя самого с христианской точки зрения — это соединение с Богом и то, что этому способствует; что соответствует Его воле.
Например, подвигом ради Бога может быть чтение Библии по одной главе в день, или ежедневная молитва, или соблюдение Великого поста. Подвигом ради блага ближних может стать добровольная помощь. А подвигом ради себя — прекращение курения или обуздание раздражительности, признание и исповедание своих грехов. Любое такое усилие принимается Богом и может быть нужно и полезно ближним, и важно в конечном счете для себя самого.
Интересно, что у разных людей — или у одних и тех же, но в разный период жизни — одинаковое действие может быть подвигом или не быть им. Есть дети, которые не любят ходить в школу, а есть те, которым, наоборот, это нравится. Вторым не нужно прилагать силу, чтобы заставить себя встать к первому уроку, следовательно, для них это и не подвиг. А вот первым приходится эту силу к себе прилагать. Получается, что для некоторых детей учеба в школе — самый настоящий подвиг. Но в какой-то момент и этим детям учеба может прийтись по нраву, и подвига здесь уже не потребуется.
Подвиг можно сравнить с выводом спутника на орбиту: сначала нужно предпринять усилия, а потом действие происходит уже само. Возможно, усилия снова могут понадобиться.
Результат подвига не всегда находится в человеческой власти, но в Божией — всегда. Так же и сам подвиг: терпение, внутренний труд, тяжесть совершаемого — может быть не вполне под силу человеку. Поэтому, делая что-то, стремясь к чему-то, важно обращаться за помощью к Богу, просить Его в молитве. И Бог, иногда не сразу, но всегда, если направление движения выбрано верно, откликается на просьбы.
Подвиг позволяет человеку становиться и оставаться Человеком, наступать на свой эгоизм и постоянно двигаться вперед и вверх. Из небольших и постоянных усилий над собой, понуждения себя к добру и противостоянию злу состоит жизнь христианина. Это подвиги перенесения обид, терпения трудных обстоятельств, творения дел милосердия, проявления любви и сострадания, неосуждения и многие другие.
Бог не требует от нас подвигов сверх меры, непосильных, с которыми мы не справимся. Однако мера у каждого своя. Неполезно сразу брать на себя много. Можно подойти к высокой духовной и физической планке, но постепенно. Так вся жизнь христианина становится непрерывным подвигом, путем подвижничества.
Те, кто преуспел в этом, именуются подвижниками. Некоторые подвижники сподобляются особой благодати Божией и даже святости. Но это — от Бога, а от человека — стремление и усилия. Важно помнить, что подвиг — это не самоцель, мы не для подвигов существуем. Но нередко подвиг становится средством достижения желаемого — свободной, радостной, счастливой жизни с Богом и друг с другом.