Тема
нашего разговора, с одной стороны, простая, но, с другой стороны, в ней очень
много таких моментов, которые необходимо внимательно рассмотреть. И все потому,
что правильное понимание этих вопросов помогает построить свою жизнь гармонично
и слажено.
Начнем
с того, что каждый человек нуждается в каком-то примере для подражания. Мы никогда не живем сами по себе и всегда
ориентируемся на кого-то или на что-то, всегда имеем перед собой картинку
того, каким должен быть окружающий мир и как себя вести в той или иной
ситуации. Роль такой «картинки» чаще всего играют люди, которые своими
действиями и поступками формируют в уме список правильного и неправильного,
дозволенного и запретного.
Герои
— люди, совершающие незаурядные поступки и, как правило, обладающие особенными,
выдающимися способностями — и были испокон веков такими ориентирами. Но при
этом само понятие героизма прошло несколько стадий своего развития.
Это
развитие началось в глубокой древности, в эпоху, о которой повествуют мифы и
сказания. Герои той далекой эпохи — почти сплошь выдуманные персонажи. Их
выдумывали для того, чтобы людям можно было перенимать чей-то пример и знать,
как вести себя в той или иной ситуации.
Наверняка
тебе доводилось читать мифы о Геракле — известном древнегреческом герое. Как
считают ученые, истории об этом персонаже появились из желания древних людей
вдохновить себя на борьбу со стихийными силами природы. «Ведь если Геракл смог
победить их, то и мы как-нибудь тоже с ними справимся», — так рассуждали наши
предки. Слушая сказания о славных героях, человек загорался желанием совершить
нечто подобное и постепенно покорял новые вершины, становясь уже реальным
героем и совершая настоящие, а не выдуманные подвиги.
Поступок на
пределе сил.
Кстати,
подвиги в жизни мифических героев занимали очень важное место. Они служили
доказательством того, что они достойны своего высокого звания, были признаком
силы, ума, таланта и особого избранничества.
Но
со временем ситуация изменилась, и героями стали называть вполне реальных
людей, обладавших, как правило, физическими сверхспособностями — выносливостью,
скоростью, ловкостью, находчивостью. При этом нравственность у таких древних
героев могла быть на нуле — главной была сила, а то, как именно применяет ее
тот или иной герой, имело второстепенное значение.
Примерно
такое отношение к подвигу наблюдается в знаменитых супергеройских книгах,
комиксах и фильмах, где на первое место выступают способности персонажа, и лишь
потом уделяется внимание тому, насколько он плох или хорош и насколько его
поступки нравственны. Он герой лишь потому, что отличается от прочих людей.
Уже
в древности люди начали понимать, что такой подход к героизму является
неправильным. Со временем героями все чаще стали называть людей, которые не
просто совершают какой-то примечательный поступок, а тех, чей необычный
поступок имеет очень высокую нравственную ценность. То есть герою важно не только обладать
достоинствами, но и употреблять их на благо другим.
Сила настоящего
героя.
Со
временем и этот подход претерпел изменения. Люди, особенно под влиянием
христианства, осознали, что для того, чтобы стать героем, совсем не обязательно
иметь силу физическую, а по-настоящему героические поступки требуют совершенно
иных способностей, нежели быстрый бег или выносливость.
Проблема
в том, что в человеке помимо нравственного уровня, который и делает нас людьми,
есть еще один, который ученые называют инстинктами.
В
дикой природе у зверей, по большому счету, есть только две самые важные задачи
— оставить после себя потомство и выжить в любых условиях. При этом, если для
выживания животному нужно сделать что-то, что в мире людей считается плохим
делом, животные совершат этот аморальный с нравственной точки зрения поступок. Например,
оставят на произвол судьбы слабого детеныша, чтобы отдать всю заботу самому
здоровому и развитому. Ведь в мире животных выживает сильнейший — таков суровый
закон биологии.
Быть человеком — значит переступить через этот животный закон и уметь дарить благо другим даже тогда, когда это приносит тебе неудобство.
На языке нравственности
творение добра вопреки своим интересам называется самопожертвованием. И именно
оно лежит в основе настоящего геройства.
Вообще-то
самопожертвование имеет два уровня. Первый — это привычное всем нам умение
договариваться и, если нужно, уступать другим ради того, чтобы жить в одном
обществе. Даже если это неудобно, человек будет исполнять общественные правила,
потому что иначе общество быстро распадется. Конечно, в строгом смысле
выполнение общественных норм самопожертвованием не является, тем не менее,
воспитывает в человеке второй, более важный уровень самопожертвования.
Он
доступен нравственно развитым людям, которые очень чутко относятся к окружающим
и стремятся оставить после себя как можно больше добра и света. Их желание
дарить другим благо настолько велико, что они перестают думать только о своих
интересах, добровольно и с радостью ограничивают себя, чтобы другому человеку
сделать что-то хорошее.
Возможно,
ты сейчас удивишься, но поступаться своими желаниями ради других — не так и
трудно и действительно приносит радость. Важно только иметь этот навык и
тренировать его в своем сердце, побуждая себя к добрым делам.
Кстати,
именно поэтому какое-либо трудное доброе дело, связанное с самопожертвованием и
самоотречением, по-русски называется подвигом. Творя подвиг, человек совершает нравственное движение, он как бы
«отодвигает» себя, прилагает усилие, побеждает духовную лень и лишает себя
удобства.
Героизм на войне.
Особенно
ярко самопожертвование проявляется во время войны или в других экстремальных
ситуациях — стихийных бедствиях, авариях, техногенных катастрофах. Оно и
понятно: когда происходит какое-то чрезвычайное событие, остается очень мало
времени на принятие решений. И тогда человек предстает перед непростым выбором:
либо выжить, либо спасти жизнь другого иногда даже ценой жизни собственной.
Примером
героизма на войне являются многочисленные случаи, когда кто-то заслонил собой
вражеский пулемет или бросался с гранатой на танк, или таранил своим самолетом
самолет противника.
Отдельная
тема — работа мирных людей, которые помогали своим защитникам. Они не покладая
рук от мала до велика работали на оружейных заводах, рыли окопы, возводили
оборонительные сооружения. Таких случаев — бесчисленное множество, и
происходили они на нашей земле во время всех войн, когда мы защищали Родину от
захватчиков.
Конечно,
солдат должен уметь воевать, и ничего удивительного вроде бы нет в том, что он
уничтожает врага. Но согласись: одно дело — стрелять из окопа или идти в
наступление в строю своих сослуживцев, под защитой танков и пушек, и совсем
другое дело — идти на врага в одиночку, без защиты, понимая, что при любом
исходе ты все равно погибнешь. Чувствуешь разницу? Пойти на такое может лишь
тот, кому дорога родная земля, кто горячо любит свой народ и стремится сделать
все, чтобы его родные и близкие были в безопасности.
Свидетельство
любви.
Здесь
мы подошли к одному очень важному моменту. Оказывается, теми, кто совершает подвиги, движет то чувство, которое мы называем
любовью. И это чувство движет нами и во время войны, и во время мира.
Только
из любви к Родине можно бесстрашно пойти на врага, который многочисленнее и
сильнее тебя.
Только
из любви к страдающим больным можно забыть об усталости и несколько дней
напролет стоять у операционного стола — как это делают многие хирурги, которые
спасают жизни своим пациентам.
Только
любовь помогает тысячам волонтеров выдерживать зной и стужу и дежурить на
вокзалах, раздавая еду бездомным и нищим.
Только
любовь помогает родным терпеть лишения и ухаживать за тяжелобольным человеком,
который живет вместе с ними.
Только
любовь помогла 12-летнему Роме Когодовскому броситься в пылающий дом и вытащить
оттуда младшего брата (ссылка).
Только
любовь позволила спортсмену Шаваршу Карапетяну вытащить из упавшего с моста в
воду троллейбуса 46 утонувших пассажиров, 20 из которых врачам удалось вернуть
к жизни. После этого сам Шаварш Карапетян стал инвалидом и завершил спортивную
карьеру, но ни разу не пожалел о своем поступке, потому что эта цена была
заплачена за спасение жизни (ссылка).
По большому счету, с нравственной точки зрения, быть героем - значит быть человеком и
каждый день поступать по любви, не жалея своих сил для счастья других. За
этот ежедневный труд обычно не дают медалей — людей, к сожалению, привлекают
лишь яркие и из ряда вон выходящие события. Но, тем не менее, эти подвиги важны
и значимы, поскольку именно они являются тем основанием, на котором стоит все
наше человеческое общество.
Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной
собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник
обязательна.