Урок 09. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека
Нравственность — что это такое?
Сейчас мы попробуем приблизиться к
ответу на самый важный вопрос в нашей жизни и в жизни всего нашего общества:
«Каким должен быть человек?». Но сначала давай выясним — что именно выделяет
нас из мира живых существ?
Раньше мы уже
говорили о том, что человек является разумным существом, а также — существом
социальным, то есть, живущим в обществе. Еще мы называем себя существами
нравственными. Что это такое? Как ты помнишь, нравственность — это целая
система законов (чаще всего неписаных), которые управляет нашей жизнью на
уровне чувств, эмоций и идей.
Поэтому ответ на
вопрос: «Каким должен быть человек?», во многом содержит в себе нравственную
часть. Однако сначала нам необходимо еще раз понять, почему так важна эта самая
нравственность.
Сам по себе
человек — очень сложное существо. Если ты внимательно присмотришься к себе, то
заметишь, как много чувств и желаний в один момент времени могут охватить тебя.
Духовный мир человека очень богат и чем-то даже похож на красивый торт — так
много слоев в нем соединено.
Однако наши
эмоции нуждаются в постоянном упорядочивании, чтобы они не превратились в
своеобразную смесь, из которой невозможно вычленить главное и второстепенное.
Такому упорядочению и служит нравственность.
Это своеобразные рамки, в которых движется трудноуправляемый поток наших душевных сил.
Мораль, этика, этикет.
Как ты уже знаешь, на земле очень много
культур, которые развиваются в иногда совершенно противоположных условиях. У
каждого из них сложилась своя мораль.
Мораль — это то, как развивается нравственность в конкретных условиях конкретного общества.
Например, в России при советской власти
было стыдно иметь вещи, которые подчеркивали высокий достаток человека. Он мог
иметь высокую зарплату, хорошую работу, значимое положение, но при этом никак
внешне не мог это проявлять, иначе столкнулся бы с осуждением других людей.
Сейчас же это не является чем-то порицаемым, и богатый человек, как правило,
позволяет в наши дни носить брендовую одежду, пользоваться крутыми гаджетами и,
в целом, окружать себя вещами, которые будут показывать его высокий доход.
В обоих случаях мы имеем дело с
нравственным вопросом - как относиться к богатству, и двумя разными вариантами
морали — как относятся к богатству в конкретном обществе.
Как правило, когда мы говорим о морали,
то имеем в виду вполне определенные проявления нравственности, вполне
определенные примеры. Но, как ты, наверное, уже знаешь, наша жизнь складывается
из множества действий, которые можно рассматривать и порознь, и как части
какого-то сложного механизма.
Когда мы говорим о целой череде
моральных поступков, или о том, что к ним привело — моральных установках, это
называется этика.
Этика — это устойчивая система одобряемых в том или ином конкретно взятом обществе поступков и ценностей человека.
Должно быть, ты уже слышал понятие
«светская этика». А есть еще этика и религиозная, и корпоративная. Даже
некоторые профессии имеют свою этику.
Этика отражает внутренний мир человека,
работу его души, но здесь есть две проблемы. С одной стороны, не все люди
искренне добры — среди нас есть немало тех, кому трудно соблюдать нравственные
нормы общества. С другой стороны, если все мы будем показывать свои негативные
эмоции окружающим, то наверняка перессоримся друг с другом, и притом — в самом
скором времени.
Для того чтобы человеку было легче
согласовывать свои истинные эмоции и общественные правила и нормы, был
выработан этикет.
Этикет — это правила хорошего тона, нормы поведения, соблюдая которые мы не рискуем сделать другому что-то неприятное.
В качестве примера можно разобрать случай
в магазине. Есть продавщица, которая целую смену отсидела на кассе и к концу
дня чувствует себя очень уставшей. Каждый обслуживаемый ею клиент дается ей с
большим трудом. И все больше сил она тратит на то, чтобы оставаться внешне
собранной и добродушной. А есть покупатель, который тоже пришел в магазин после
работы, уставший и с целым ворохом проблем.
Если тебе
удалось представить этих двух людей, то ты поймешь, что малейшее недовольство
продавца покупателем, или покупателя продавцом может вызвать крупную ссору,
потому что оба человека находятся в этот момент в очень раздраженном состоянии.
Тем не менее, этикет предписывает соблюдать внешнюю расположенность продавца к
покупателю и благодарность покупателя к продавцу.
Это выражается в
вежливых словах, ровном голосе обращения, повторении фраз и просьб. И даже если
кто-то из них обоих сделает что-то не то, хорошие манеры скрасят плохое
настроение и сгладят острые углы.
Еще одна задача
у этикета — хранить традиции. Как ты уже знаешь, наше общество становится все
более однородным, а границы между культурами разных народов России все сильнее
стираются. Поскольку этикет позволяет людям не выходить за рамки дозволенного,
а сами эти рамки в каждой из культур разные, то и нормы этикета от народа к
народу тоже разные.
Например, у
азиатских народов принято подавать чай гостю в маленьких чашечках. Казалось бы,
так неудобно. Нельзя ли налить напиток во что-то вместительное и сразу поставить
его на стол, а не подливать снова и снова? Для современного европейца ответ
очевиден — да, конечно, проще сразу налить чай в большую кружку. А вот в
Средней Азии считают иначе. Там очень ценится гостеприимность, а сам гость
рассматривается как очень значимое лицо. И хозяин стремится оказать ему как
можно больше знаков внимания, поэтому и подливает чай множество раз, показывая
этим расположенность и уважение.
Что мы имеем с рождения?
Имея в своей
основе нравственные принципы (попросту говоря, относясь к духовной стороне
жизни человека), любая мораль основана на жестких и нерушимых законах. А иначе,
какой может быть порядок, если он не опирается на что-то твердое и постоянное?
Это как фундамент у дома. Нет фундамента — дом быстро развалится, есть
фундамент — здание будет стоять долго и прочно. Одним из таких законов
человеческого бытия является право.
Право — это то, что у тебя есть независимо от твоего происхождения, места рождения, от твоей национальности, пола, убеждений и веры.
Право — это
своеобразная визитная карточка человеческого общества. На самом деле, у нас не
так и много прав, но те, что есть, действительно важны, потому что без них мы
станем не обществом, а толпой — неуправляемой, злобной и дикой.
Поскольку право
присуще всем людям, из этого следует, что у каждого из нас одинаковые права. А
иначе и быть не может, потому что в противном случае, как ты понимаешь, человек
перестает быть самим собой.
Давай
перечислим, хотя бы вкратце, какие именно права есть у каждого из нас. Прежде
всего — это право на жизнь. Каждый из нас уже в мамином животике начинает свой
жизненный путь. Потом мы становимся на ноги, делаем первые шаги, познаем мир,
учимся, делаем открытия, осваиваем профессию, создаем семью, воспитываем детей,
передаем свой опыт другим поколениям. И
до самого последнего нашего вздоха мы сохраняем в себе ту самую жизненную силу,
которая образовалась в нас еще тогда, когда мы были простой клеткой. И
никто и никогда не может просто так взять и лишить нас этой силы.
Право на жизнь
рождает очень острую проблему отношения к убийству. Почти во всех культурах
мира (и в особенности — в культуре нашей страны) убийство (лишение жизни
другого человека) всегда воспринималось (и, к счастью, воспринимается до сих
пор) как трагедия и зло. И вовсе не потому, что оно влечет за собой смерть, а
потому что человек не может быть выше своего собрата, потому что они оба
являются частичками нашего мира.
И даже если
убийство совершается по каким-либо очень обоснованным причинам (например,
убийство врага на войне во время защиты своей родины, или казнь опасного
преступника), всегда важно помнить, что именно это лишение жизни было злом.
Пусть и неизбежным, но злом.
К сожалению, мы
привыкли к убийствам, часто видим их по телевизору и даже проигрываем их во
время прохождения в различных стрелялок и стратегий. Порою даже доходит до
того, что некоторые люди допускают не только возможность убивать себе подобных,
но и признают за собой так называемое «право на смерть».
К сожалению, эти
взгляды довольно широко распространены в школьной среде, либо распространяются
в социальных сетях в подростковых группах и чатах. Они очень вредны, и не
только потому, что толкают других, неокрепших духом парней и девушек на
самоубийства, но и потому, что противоречат самой логике бытия нашего мира.
Все мы призваны
жить. Мы по-разному можем отвечать на вопрос «Зачем я живу?», но при этом сама
жизнь — безусловная ценность. Пока мы живы, мы можем стремиться и достигать
целей, воплощать свои мечты и разбираться со всеми проблемами — даже с теми,
которые сейчас, в конкретный момент нашей жизни, нам кажутся непреодолимым
препятствием. Человеку может казаться, что он находится в безвыходной,
беспросветной яме, но проходит время, и он замечает лучик света и непременно
находит выход в чудесный сад, который называется жизнью.
Сейчас мы
рассмотрели с тобой лишь одно из прав, которыми обладаем с рождения — только
лишь потому, что мы люди. Кроме него у каждого из нас есть и другие права:
право на свободу совести, на свободу передвижения, на неприкосновенность жилища
и так далее. Но подробнее о них ты узнаешь, изучая обществознание и другие
родственные предметы. Единственное, что мы подчеркнем сейчас: любые права, как в случае с правом на
жизнь, можно извратить, истолковать неверно и тем самым нарушить те законы бытия,
которые мы не в силах и не вправе изменять.
Бесценный дар свободы
Особо стоит
поговорить о таком понятии, как свобода, поскольку она тоже считается базовым
правом человека. С одной стороны, это так — никто не вправе принуждать нас
делать что-то вопреки нашей воле. С другой стороны, так ли мы свободны, как нам
это кажется? Если ты внимательно приглядишься к окружающей тебя
действительности, то ты, конечно, заметишь, что очень часто человек чем-то
обязательно ограничен. И эти ограничения не взяты с потолка.
Например, мы не
можем летать. Конечно, современная техника позволяет человеку преодолевать
земное притяжение и отрываться от земли. Но самостоятельно, как это делают,
скажем, птицы, никто из нас летать не может — у нас просто нет для этого
соответствующих возможностей.
Наша свобода
ограничена нашими возможностями. В то же время у свободы есть еще одна важная
деталь — далеко не все, что мы хотим, имеет для нас настоящую пользу, а то и
вовсе приносит нам вред.
Например, можно
сколько угодно говорить о свободе, когда хочется четвертый час подряд сидеть за
компьютерной игрой, позабыв обо всем на свете, но в данном случае безграничный
гейминг — это уже не про свободу, а про разрушение собственной нервной системы.
Наша свобода всегда ограничена нашими возможностями, которые имеют предел, либо вовсе не позволяют нам совершать те или иные действия.
— Так что же это получается: у меня нет
свободы? — спросишь ты.Почему же?
Свобода у тебя есть, она действительно дана нам с момента нашего рождения, но
когда мы говорим о свободе в нравственном смысле, то подразумеваем совсем
другое, чем то, о чем говорят привычные ролики на ютубе.
Современная
массовая культура в основном понимает под свободой возможность делать как можно
больше из того, что тебе хочется. В нравственном понимании свобода — это
верность самому себе и своим ценностям. Это то, насколько сам человек позволяет
внешним обстоятельствам менять его убеждения, взгляды и мысли.
Фотобанк Лори. Зоя и Шура Космодемьянские - герои Великой Отечественной войны.
В качестве
примера можно вспомнить героя Великой Отечественной войны, Зою Космодемьянскую.
За защиту своей Родины эта совсем еще юная девушка была казнена фашистами.
Перед смертью ей предложили сотрудничество — она должна была выдать эсэсовцам своих
побратимов и места нахождения советских войск. Была ли свободна Зоя в тот
момент, когда фашисты практически под дулом автомата заставляли ее предавать
друзей? Казалось бы, ответ очевиден: какая тут свобода, если ты в плену? Но Зоя
оказалась в большей мере свободной, чем сотни предателей, сотрудничавших с
оккупантами за тарелку похлебки и возможность жить.
Ее внутренняя
свобода заключалась в том, что она не променяла дорогие для нее ценности на
очень временные и, по большому счету, неважные вещи. Ведь если бы она осталась
жить, то ей до конца дней пришлось бы носить за плечами позорное клеймо, а на
ее счету были бы сотни убитых соотечественников. И таких примеров, как Зоя,
наша Родина знает сотни тысяч. В их честь названы улицы наших городов, открыты
памятники, мы гордимся ими и примером их мужества, стойкости и безграничной
свободы — верности себе и высоким нравственным идеалам.
Не-денежный долг
Кстати, пример
Зои Космодемьянской поднимает перед нами еще одну важную проблему, но перед
тем, как ее обозначить, давай с тобой ответим на вопрос: если свобода человека
действительно ограничена, то чем еще она ограничена, кроме возможностей? Ведь,
к слову, Зоя как раз имела возможность сотрудничать с нацистами, однако нечто
помешало ей эту возможность использовать.
В нравственной
плоскости это «нечто» называется долгом.
Обычно это слово
используется в современном языке для обозначения какой-то суммы, которую
человек должен заплатить за приобретенный товар или услугу. Но есть и другое
значение — более древнее и глубокое.
Долг — это то, не совершив чего, мы перестаем быть людьми.
Человек должен быть образованным. Человек должен быть милосердным. Человек
должен быть добрым. Человек должен быть верным. Просто потому, что без этих
качеств он уже перестает быть человеком.
Глубинная сила народа
Если мы
внимательно присмотримся к культурным памятникам разных народов мира и
конкретно — народов России, то увидим, что портрет человека, идеал того, кем он
должен быть, примерно одинаков для всех. И это очень здорово, потому что,
несмотря на все различия, которые есть среди людей, живущих в нашей стране,
образ идеального человека у нас один.
Это создает
очень мощный фундамент для дальнейшего развития России. На протяжении вот уже
тысячи лет ее общество жило и трудилось, опираясь на высокие духовные ценности.
В основу своего бытия оно полагало созидательную силу, которая непременно
создавала что-то новое, которая всегда возвышала человека, облагораживала его,
давала стимул для дальнейших свершений и открытий.
И пока мы верны
этой движущей силе, пока наша жизнь основана на принципах братства,
равноправия, уважения и сохранения человеческого достоинства, наша Родина будет
развиваться и дальше. И не просто развиваться, но и оставаться примером
по-настоящему свободной страны — страны по-настоящему свободных и сильных
людей.
Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной
собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник
обязательна.