Икона — это священное изображение Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых Ангелов, угодников Божиих, событий Библейской истории и истории Православной Церкви, написанное в соответствии с определенными правилами (канонами).
Иконы могут писаться на доске, на стенах (фрески), а также быть в форме мозаики (техники создания изображений путем прикрепления к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, форме, структуре). Существуют и другие формы иконографических изображений (на металле, фарфоре и др.).
Икону называют «окном в вечность» или «окном в мир невидимый». В этом ее основное предназначение — быть соединяющим звеном между верующим христианином, обращающимся с молитвой к изображенному на ней, и Самим Богом, а также Его верными служителями: Божией Матерью, Ангелами, святыми людьми. Исходя из этого следует отметить, что икона не предназначена быть простым украшением интерьера, и тем более не является «талисманом» или «оберегом».
В храме иконы размещаются на стенах и на иконостасе. Подробно об устройстве иконостаса можно прочитать здесь в разделе «Иконостас» и познакомившись с инфографикой.
Стены и своды храма могут быть расписаны фресками или благоукрашены мозаикой.
Также иконы размещаются в жилище православного христианина, как правило, в месте, называемом «красный (т. е. прекрасный, главный, святой) угол» или в другом, предназначенном только для них месте.
Иконы могут размещаться в транспортном средстве православного христианина, а также на его работе, напоминая о Боге.
К Первообразу
Из Библии известно, что второй заповедью Закона, данного Богом через пророка Моисея, запрещалось делать изображения Невидимого Бога, так как любое такое изображение стало бы плодом человеческой фантазии и не соответствовало бы действительности.
Однако православные христиане верят, что в Боговоплощении — пришествии в мир Господа Иисуса Христа — Бог стал видимым, поэтому появилась возможность Его изображения.
Православные христиане полагают, что первое изображение, первая икона Господа Иисуса Христа, была нерукотворной. Лик Спасителя отобразился на ткани (плате). Нет единого мнения о происхождении этого изображения и его дальнейшей судьбе. Одно из них говорит о том, что таким подлинным Нерукотворным Образом, сохранившимся до наших дней, является Туринская Плащаница — длинное полотно, в которое, предположительно, был обернут Христос при погребении. Святыня в данное время хранится в католическом соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине.
Православные христиане почитают иконы не сами по себе, но именно как святые образы тех, кто изображен на них. Можно привести сравнение иконы с фотографией дорогого человека, которую берегут и ценят благодаря запечатленному на ней лицу.
«Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней» — говорится в правиле VII Вселенского Собора, утвердившего иконопочитание.
Икона, как правило, существенно отличается от картины, притом что на той и на другой могут изображаться одни и те же лица и события.
Икона и картина
Главными отличиями иконы от картины можно назвать следующие:
икона отражает событие вне привязки к определенному времени;
на иконе может присутствовать одновременно несколько сюжетов, относящихся к одному событию (например, на иконе «Рождество Христово» помимо центрального сюжета — рождения Спасителя — присутствуют и другие: «явление Ангелов пастухам», «поклонение волхвов», «сомнения святого Иосифа»);
у иконы нет задачи передать точное портретное сходство изображаемого лица, реалистичный пейзаж, вид или интерьер, при этом некоторые общие сходные черты могут присутствовать;
фигуры и лица на иконе, именуемые ликами, облагорожены, одухотворены и изображаются обычно в строгой манере. Они являют собой преображенную Богом реальность;
на иконе чаще всего нет заднего плана и горизонта. Применяется принцип обратной перспективы, при котором предметы расширяются при их удалении от зрителя;
вокруг головы Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых Ангелов и угодников Божиих изображается круг, как правило, золотого цвета (нимб), символизирующий святость, Божественный свет.
по этой же причине свет на иконе проступает через лицо и фигуру, а не падает извне;
обязательным, за редким исключением, атрибутом иконы является надпись, которая подтверждает, что изображен именно Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица, тот или иной святой;
на иконе, как правило, отсутствует подпись ее автора. При написании иконы иконописец старается свести к минимуму выражение своих эмоций и индивидуальности.
Иконописцы
Первым иконописцем считается апостол и евангелист Лука(I век н. э.), который, по распространенному мнению, написал, в частности, несколько икон Божией Матери.
Первым известным иконописцем на Руси является преподобный Алипий Печерский, монах Киево-Печерской Лавры (X–XI вв. н. э.).
Также великими иконописцами, писавшими иконы и делавшими росписи храмов на Руси, являются Феофан Грек (XIV–XV вв. н. э.), преподобныйАндрей Рублев (XIV–XV вв. н.э.) и Дионисий (XV–XVI вв. н. э.)
Полагают, что именно кисти Феофана Грека принадлежит Донская икона Божией Матери, относящаяся к типу «Умиление». Божия Матерь прижата щекой к Ее Божественному Младенцу. Их глаза устремлены друг ко другу. Икона полна нежности и материнской любви Богородицы к Сыну и Сына к Своей Матери.
Самой известной иконой, написанной преподобным Андреем Рублевым, является «Троица». Эта икона писалась для иконостаса каменного храма во имя Святой Троицы, воздвигнутого на месте первой деревянной церкви Свято-Троицкого монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским. Три Ангела олицетворяют Три Лица Святой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Эта икона учит и призывает к единству в любви, к преодолению всякой разобщенности.
Дионисий продолжил традицию, заложенную его предшественниками. Самым знаменитым памятником его творчества является роспись собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (с. Ферапонтово, Кирилловский район Вологодской области).
В настоящее время иконописные традиции в России активно возрождаются.
Живая икона
Человек, по учению Православной Церкви, является образом Божиим, т. е. иконой Создателя. Таким образом, задача человека — раскрыть, реализовать в жизни этот образ, «отреставрировать» или «обновить» себя, с Божией помощью, как икону.
Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.