Перейти к основному содержанию

Урок 10. Благовещение. Рождество Христово

Пречистая Дева

Боговоплощение — один из основных постулатов православной веры. Что означают слова «Бог воплотился», «Боговоплощение»? Ради спасения всех людей Сын Божий — Второе Лицо Святой Троицы — принял на Себя человеческое естество. Он родился от Пречистой Девы Марии, Богородицы. 

К этому событию Бог готовил человечество различными путями. А особое Его участие было в жизни израильского народа. Именно в этом народе надлежало явиться Спасителю, Который освободит человечество от власти греха и смерти. 

В соответствии с православным учением спасение происходит не автоматически. Это не навязанное Богом действие, но движение навстречу — Бога и человека. Со стороны человека такое движение предполагает глубокую веру и стремление исполнять благую волю Божию, в первую очередь, следуя Его заповедям.

Такими качествами обладали престарелые супруги Иоаким и Анна. У них не было детей. В те времена в Израиле сложилось мнение, что бездетность — это наказание Божие за какие-то грехи. Поэтому праведных Иоакима и Анну осуждали окружающие люди, даже не догадываясь о том особом предназначении, которое им уготовал Господь. 

Однажды после усердной молитвы Бог послал супругам великий дар — Дочь, Которую они обещали посвятить Богу. Девочке дали имя Мария. 


Витторе Карпаччо. Введение Богородицы во храм

В малолетнем возрасте Мария была отдана для воспитания в Иерусалимский храм. Когда Мария подросла, Она Сама решила посвятить Свою жизнь Господу. Она берегла Себя от грехов, и Ее важным решением стало хранить девство ради Бога. Этому решению никто не осмеливался препятствовать. 

Однако по существовавшим тогда правилам каждая девушка должна была выйти замуж. Чтобы соблюсти оба условия — и сохранить девство, и выйти замуж, — Дева Мария была обручена с пожилым праведным человеком Иосифом, которого называют Обручником. Он должен был оберегать Марию. 

Иосиф и Мария стали жить в городе Назарете.

Важный выбор

Видя чистоту Девы Марии и Ее желание послужить Богу, Господь избрал Ее для великой миссии — стать Богородицей. Но это должно было стать и Ее личным выбором: Бог ничего не делает против воли человека. 

Однажды к Марии явился Архангел Гавриил с благой вестью. Вот как об этом написано в Евангелии (само слово «евангелие» в переводе с греческого означает «благая весть»): 

«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Евангелие от Луки, 1-я глава, 28-й стих). 

Дева Мария смутилась не явлению Ангела (потому что ангелы уже являлись Ей), а самому приветствию: «благодатная». Архангел Гавриил сообщил Марии, что Она избрана Богом стать Матерью обещанного Спасителя.


А. Иванов. Благовещение

Мария спросила о том, как это может произойти, если Она дала обет девства. Ангел ответил, что Она будет освящена Святым Духом, и ребенок родится чудесным образом.

Тогда Мария ответила, что готова принять волю Божию: 

«Я — раба Господня, пусть будет так, как ты говоришь» (см. Евангелие от Луки, 1-я глава, 38-й стих).

Послушание Девы Марии, Ее добровольное согласие — это не безвольное исполнение чужой воли. Мария была послушна Богу, потому что любила Его. Она научилась слышать Господа, доверять Ему и потому покоряться Его воле. 

Свободный выбор Девы Марии стал центром события, которое называют Благовещением. Архангел принес Марии и всему человечеству Благую весть о том, что Бог станет Человеком. Именно такое средство Бог избрал для спасения людей. Здесь соединяются, с одной стороны, Божественная воля, присутствие и всемогущество Бога, а с другой стороны, — свободная воля самого человека, добровольный выбор. 

Не во дворце

После согласия быть Матерью Бога в утробе Девы Марии при освящении Ее Святым Духом зародился Божественный Младенец — Иисус Христос. Имя «Иисус» значит Спаситель, а именование «Христос» — Помазанник. Помазанниками в Ветхом Завете были пророки, первосвященники и цари. На эти служения они помазывались освященным маслом, как видимым знаком пребывания с ними Святого Духа. Иисус же — Помазанник в полном смысле этого слова. 

Иисус Христос явился:

· Пророком, возвещающим волю Божию. 

· Первосвященником, служащим Богу и принесшим Ему Жертву — Самого Себя.

· Царем (но не земным, как ожидали многие, а Небесного Царства). 

С самого начала Своей земной жизни Иисус Христос явил смирение. Он родился не в царском дворце, а в Вифлеемской пещере, куда загоняли скот в непогоду. Такую пещеру называли вертепом. Родившись в вертепе, Христос сразу показал, что Царство Его не от мира сего (см. Евангелие от Иоанна, 18-я глава, 36-й стих). 

Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Матфея, 20-я глава, 28-й стих).

Пастухи и ангелы

Одними из первых весть о Рождестве Христовом получили пастухи, которые пасли неподалеку скот. Евангелие описывает, что им предстал Ангел и возвестил радость о рождении Спасителя, а затем «внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Евангелие от Луки, 2-я глава, 13–14-й стихи). Пастухи в трепете пошли к указанному месту и увидели Младенца.

Именно пастухам — простосердечным людям — первым открывается прямой близкий путь ко Христу. Это путь искренней глубокой веры.

Волхвы и звезда

Евангелие говорит еще об одних людях, которые прошли ко Христу гораздо более долгий путь, чем пастухи. Это восточные мудрецы, названные волхвами. По преданию, около двух лет они шли за особой звездой, указывающей на рождение Великого Царя. Найдя Младенца, они поклонились Ему и принесли дары: золото (как Царю), ладан (как Богу и Первосвященнику), смирну (как Человеку, Которому предстоит умереть и быть погребенному). 

Путь волхвов — это путь мудрости, познания. Он обычно дольше, чем путь простой веры, но тоже призван вести к Истине — ко Христу.

Первые мученики за Христа

От волхвов весть о рождении Истинного Царя дошла до Ирода — царя израильского народа. Он замыслил убить Христа, как своего врага, Который может отобрать его власть. Чтобы действовать наверняка, Ирод приказал убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола до двухлетнего возраста. Но Бог через Ангела повелел Иосифу Обручнику идти вместе с Марией и Младенцем в Египет. 

В этот момент Христос был спасен, ведь Ему еще предстояло выполнить миссию, ради которой Он явился в мир. Итогом этой миссии стала Его смерть на кресте за всех людей и воскресение из мертвых.

14 000 Вифлеемских младенцев, которых убили по приказу царя Ирода, мученически пострадали за Христа. Их земная жизнь прекратилась очень рано, но, по представлению Церкви, их ждала вечная жизнь с Богом. 

Церковный праздник Рождества Христова

В Православной Церкви Рождество Христово является одним из важнейших событий человеческой истории и отмечается 7 января по новому стилю. Это один из двенадцати главных церковных праздников, именуемых по-церковнославянски «двунадесятыми». 

Церковное празднование предполагает, в первую очередь, совершение богослужений и участие в них. Богослужение включает совместную молитву в форме чтения и песнопений, а также совершение особых священнодействий. На главном богослужении — Божественной Литургии (от греч. «общее дело») — происходит Таинство Причащения. 

В православном богослужении событие праздника воспринимается как происходящее здесь и сейчас, а не как давно прошедшее. Таким образом, участники богослужения лично приобщаются к праздничному событию. 

К празднику Рождества Христова христиане обычно готовятся заблаговременно. Перед праздником установлен многодневный (с 28 ноября по 6 января) Рождественский пост. Пост предполагает не столько воздержание от определенных видов пищи (мясной, молочной, иногда рыбной), но и от увеселительных мероприятий, развлечений. Целью поста является внимание человека к своей духовной жизни. Именно в это время легче наблюдать и исправлять свои недостатки и сосредоточиваться на совершении добрых дел. Соблюдение поста позволяет глубже прочувствовать события самого праздника, приобщиться к ним. 


Вертеп с настоящими животными. Софийский собор, Санкт-Петербург 

Период с 7 по 17 января именуется Святыми днями, или Святками. Христиане радуются приходу в мир Спасителя, по возможности посещают богослужения, ходят в гости друг к другу, дарят подарки. Поста в этот период нет. Однодневные посты (в среду и пятницу) отменяются. 

Сложились народные традиции празднования Рождества Христова. В храмах и по домам исполняются особые песни, прославляющие родившегося Христа и Его Матерь — колядки. Исполнители этих песен могут ходить с изготовленной звездой по улицам и в гости, славя Христа. Их именуют «христославами». 

Существует еще одна старинная традиция — под Рождество ставить в доме и рядом с храмом вертеп. Это модель Вифлеемской пещеры с иконой Рождества Христова или фигурами Младенца Христа, Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов, волхвов и животных внутри. 

Также может совершаться «Вертепное представление» — кукольный спектакль, рассказывающий о событиях Рождества Христова.

Кроме участия в богослужении, важным выражением рождественской радости, по мнению Православной Церкви, является готовность послужить своими талантами, пожертвованиями и своим временем родившемуся Младенцу Христу, а через Него и всем людям.


» Понятие к уроку ОПК