Перейти к основному содержанию

Урок 06. Грехопадение (ошибка первых людей)

Цель жизни человека

В соответствии с православным учением, человек создан Богом по Своему образу — с бессмертной душой, разумом, свободной волей, творческими способностями и другими важными качествами.

Кроме того, в человеке заложен потенциал быть подобным Богу в любви, сочувствии, жертвенности, самоотдачи ради другого. Любовь Бога совершенна. А человек в свою меру может стремиться возрастать в любви. Только в живой связи с любящим Богом, в совместной работе с Ним человек способен раскрывать заложенный в нем образ и подобие Божьи. Это может стать целью его жизни.

Целью жизни человека православное христианство считает единение с Богом.

Бог желает, чтобы человек двигался к цели своей жизни и достигал ее. Для этого Он создает человеку благоприятные условия и Сам активно участвует в его жизни. 

Это относилось к первому человеку, относится и к современному. Однако духовно-нравственное состояние первых людей и современного человека отличаются. Отличается и путь достижения цели жизни.

Фра Анджелико. Рай (фрагмент картины «Страшный суд»)

В раю

Бог поселил первого человека Адама (в переводе с евр. — земля) в особом месте — раю (саду) в Едеме. Человек имел всё, что ему было необходимо. 

Бог сотворил Адаму «помощника, соответствующего ему» (Книга Бытия, 2-я глава, 18-й стих) — жену, теснейшим образом связанную с ним. Позже Адам нарек ей имя Ева (с евр. — жизнь, дающая жизнь). Адам и Ева любили друг друга и Бога, создавшего и соединившего их. 

Задачей первых людей стало хранить и возделывать рай. Эта задача касалась в первую очередь их души. Чтобы совершенствоваться в добре, людям нужен был созидательный труд и творчестве. И Бог дал им такое поле деятельности.

Неотъемлемая черта образа Божия, которая есть в каждом человеке, — свободная воля. «Воля» предполагает устремленность к кому-то или чему-то, а также приложение усилий для реализации этой устремленности. «Свободная» же означает, что никто и ничто волю не принуждает. Именно такого свободного выбора добра и ждет от человека Бог.

Воля первых людей, действительно, изначально была свободно направлена на то, чтобы любить Бога и друг друга; на творение добра. Люди были безгрешными, святыми. Но их воля к добру еще нуждалась в укреплении и развитии. 

Для воспитания свободной воли человека в добре и испытания его в любви Бог дает предписание — заповедь: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Книга Бытия, 2-я глава, 16–17-й стихи).

Адам и Ева слушали Бога и доверяли Ему. Поэтому у них не было намерения нарушать заповедь Божию. Это продолжалось, пока они не совершили первую ошибку: подпустили к себе зло. 



Адам. Ева. Фрагменты Гентского алтаря братьев ван Эйков

Добро и зло

Православные христиане под добром понимают всё, что исходит от Бога и совершается по Его благой воле, соответствует Его замыслу о мире и человеке. Изначально зла не было. Бог творит только добро и зла не создавал. 

Православное христианство отвергает концепции, по которым в мире извечно присутствовали два начала — доброе и злое, противоборствующие друг другу. 

Согласно христианскому взгляду на мир, зло — это искажение добра; нарушение истинного, правильного порядка вещей, определенного Творцом. Источник зла — неправильное употребление свободы воли, данной Богом разумным существам — ангелам и людям. Зло не может существовать само по себе, быть безличностным.

Зло начинается тогда, когда отвергается, разрывается союз доверия, верности и любви к Богу. 

В первую очередь так произошло с частью ангелов — бесплотных духов. Главный из них по имени Денница (утренняя звезда, заря) — ангел, наделенный богатыми духовными дарованиями, вместо того чтобы через эти дарования благодарить и славить Бога, возгордился и направил свою свободную волю против Него. В итоге Денница превратился в темного падшего духа, дьявола, сатану. Посредством его злого действия то же произошло и с первыми людьми.

Падение

Сначала Ева вступила в раю в диалог с дьяволом, который явился ей в образе змея и внушил недоверие к Богу.

Начать разговор с дьяволом было роковой ошибкой, первым шагом к падению. Ева не должна была отвечать змею. Но она ответила, открыв злу доступ к уму и сердцу. 

Дьявол убеждал ее, что если люди вкусят плоды с дерева познания добра и зла, то не умрут, а будут знать добро и зло. Будут как боги. Ева прельстилась этим обещанием и видом плодов и ела их. 

Адам, вместо того чтобы предотвратить и остановить происходящее, тоже вкусил плод, который дала ему Ева. 

В книге «Пространный христианский катехизис» святитель Филарет Московский пишет: «Для человека стало смертоносным вкушение плода с дерева познания добра и зла, так как это было соединено с непослушанием воле Божией». Сам же плод не был плохим или ядовитым. Вкушение запретных плодов от дерева познания добра и зла оправдало название дерева. Люди на опыте познали, «какое добро заключается в послушании воле Божией и какое зло в противлении ей» (там же). 

Следствием поступка Адама и Евы стало разрушение невинного чистого состояния доверия друг другу и Богу. Люди стали испытывать страх и стыд. Бог позвал Адама и предложил ему возможность покаяться — попросить прощения и восстановить отношения. Но пагубный поступок уже начал производить свое разрушительное действие, и Адам сказал Богу следующее: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт 3:12). Фактически он переложил всю вину на Бога и на жену. Также и Ева перекладывает вину на змея. 

Эти события называются грехопадением. Грех — это нарушение воли Божией, беззаконие. 

Воля Божия — это не что-то внешнее по отношению к человеку. А это то, что обращено к человеку, что созидает и развивает его. Поэтому грех как отвержение воли Божией разрушает самого человека.

В переводе с греческого языка «грех» означает промах, ошибку, попадание мимо цели. Совершая грех и не раскаиваясь в нем, невозможно достичь цели христианской жизни. 

Нередко возникает вопрос: мог ли Всеведущий и Всеблагой Бог предотвратить грехопадение? Бог дал человеку возможность, чтобы оно не произошло. Но Бог не может заставить человека любить и слушать Себя. 


Фра Анджелико. Изгнание из рая

Последствия

Последствия грехопадения: 

в отношениях между Богом и человеком

  • Разорвалась живая связь между людьми и Богом. Человек отдалился и отделился от Бога как Источника жизни.

в природе человека

  • Нарушилась первоначальная иерархия в природе человека. Разумная душа была устремлена к Богу, а тело — подчинено душе и ее устремлениям. Теперь же между душой и телом происходит разлад. Душа попала в зависимость от тела, а тело поставлено в зависимость от внешнего мира. 
  • Люди стали склонны к совершению зла. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Послание апостола Павла к Римлянам, 7-я глава, 19-й стих).
  • Люди стали подвержены болезням, страданиям и смерти.

в отношениях между людьми

  • Изменились отношения между мужем и женой: муж стал господствовать над женой.
  • Между людьми установились отношения отчужденности.

во внешнем мире и в отношениях между миром и человеком

  • Земля стала менее плодородной. Она стала производить сорняки. 
  • Труд ради необходимого стал требовать больших усилий.
  • Появились нестроения в природе и мире как следствие падения человека — царя и владыки всего, что есть на Земле. 

Бог изгоняет Адама и Еву из рая. Это было не столько наказанием за грех, сколько проявлением милости к падшему человеку. В поврежденном духовном состоянии для первых людей уже было губительно находиться в раю, не прилагать усилий к труду ради существования, питаться от растущего в раю дерева жизни. Поэтому любящий Бог ставит Адама и Еву в новые условия, соответствующие их измененному состоянию. 

То, что человеку теперь бывает очень трудно отвергнуть зло и выбрать добро, является следствием повреждения человеческой природы (первородного греха), которое как болезнь передается из поколения в поколение.

Надежда

Бог не оставляет падших людей. Еще в раю Бог обещал приход в мир Спасителя, Который избавит людей от власти греха и смерти и разрушит господство сатаны.

Подобное врачуется подобным. Человек совершил грех и человек должен был его исправить и исцелить. Но не простой человек. Через определенное время, когда люди стали к этому готовы, Бог послал к людям Спасителя, Мессию — Своего Сына, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа. Он стал Человеком, чтобы спасти всех людей. Теперь каждый, кто верит во Христа, становится членом Церкви, участвует в ее Таинствах и живет по Христовым заповедям, вновь соединяется с Богом. Христианин имеет надежду достичь своей цели жизни — вечного единения с Богом.

Чему может научить эта история 

Эта история может научить людей ценить и беречь отношения доверия: любовь, дружбу. 

Для православных христиан это также призыв хранить верность Богу, исполнять Его заповеди; осознать, что своими силами без Божией помощи в добре не устоять. 

Даже в случае падения бывает выход — принести покаяние: признать грех, попросить прощения и постараться измениться. 

Для детей же это еще и указание на то, что послушание родителям, учителям и другим значимым взрослым — проявление любви.

Именно любовь к Богу и людям призвана стать содержанием жизни человека.


» Понятие к уроку ОПК