Священное Писание говорит, что выходу Господа Иисуса Христа на служение людям предшествовала проповедь Иоанна Крестителя, или Предтечи (предшественника). Это был величайший пророк, соединивший собой Ветхий и Новый Заветы.
«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Евангелие от Матфея, 3-я глава, 1–3-й стихи).
Еще за семь веков до Рождества Христова великим ветхозаветным пророком Исаией было возвещено о Божьем посланнике, который подготовит путь Спасителю.
Пьер Франческо Мола. Проповедь Иоанна Крестителя
Иоанн Креститель вел строгую подвижническую жизнь (пребывал в пустыне, питался скудной пищей, постоянно молился). Его даже называют «ангелом пустыни». Такой образ жизни стал прообразом монашества. Главным мотивом служения пророка был призыв к покаянию. Слово «покаяние» в переводе с греческого означает «перемена ума». А необходимым следствием перемены ума становится перемена жизни, выраженная в конкретных поступках.
«И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Евангелие от Луки, 3-я глава, 10–11-й стихи).
Каждый, кто осознавал свой грех, призывался пророком Иоанном к деятельному изменению привычной жизни и практическому милосердию.
Видимым знаком покаяния стало крещение (т. е. погружение в воду) в реке Иордан. Крещение Иоанново — прообраз христианского Таинства Крещения, в котором человек освобождается от всех совершённых грехов и власти «первородного греха» — повреждения человеческой природы.
Таким образом, Иоанн Креститель готовил народ к принятию Спасителя. Именно перемена ума и жизни, соединение их с волей Божией, с Его заповедями, свидетельствует о готовности принять Христа и Его учение.
Крещение Господа Иисуса Христа
В определенный момент к Иоанну пришел Иисус Христос и попросил крестить Его. Иоанну открылось, Кто находится перед ним.
«Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанндопускает Его» (Евангелие от Матфея, 3-я глава, 14–15-й стихи).
Христос со смирением принимает обряд, предназначенный для грешных людей. Господь, изменяя многие установленные в Ветхом Завете правила, сначала в полной мере исполняет их. Так было и здесь.
Христос принял крещение Иоанново, но при этом Сам не нуждался в нем, так как был чист, совершенно безгрешен. Его крещение указывало на цель Его пришествия — взять на Себя грехи людей и, искупив их Своей жизнью, освободить и спасти.
Христос через Свое Крещение открыто принял на Себя миссию служения людям вплоть до крестной смерти, воскресения и вознесения.
Иван Айвазовский. Крещение
Святая вода
Христос Своим Божеством освятил воды Иордана. Вода — символ жизни — становится благодатной. Благодатной становится и вода, которую особым чином (т. е. особой последовательностью действий) освящают в Церкви накануне праздника Крещения Господня 18 января (Крещенский сочельник) и в сам праздник 19 января. Этот праздник имеет второе название — Богоявление.
Вода, освященная в эти дни — Сочельник и Крещение — одна и та же и обладает одними и теми же свойствами. Главное ее предназначение — исцелять, то есть делать целым, неповрежденным. Таким образом, принятая с верой и покаянным чувством крещенская вода, которую еще называют «великой агиасмой (святыней)», способна оказать обновляющее, целительное действие на человека. При этом важно помнить, что не сама вода мистическим образом помогает человеку, а Господь через нее проявляет Свое благодатное действие. В православной традиции святую воду принято принимать натощак.
Явление Бога Троицы
В центре евангельского события Крещения Господня — Богоявление, явление Бога Троицы людям.
«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се (вот. — Ред.), отверзлись Ему небеса, и увидел ИоаннДуха Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Евангелие от Матфея, 3-я глава, 16–17-й стихи).
Воплотившийся Бог Сын крестился; Голос Бога Отца свидетельствовал о Нем как о возлюбленном Сыне; Бог Святой Дух в образе голубя — кроткой, мирной птицы — сошел на Христа.
Именно этим Богоявлением, участием всех Лиц Святой Троицы утверждается начало явного, открытого служения Господа Иисуса Христа.
Испытание
Следующим важным событием стало искушение Иисуса Христа в пустыне от диавола.
«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (испытал чувство голода. — Ред.)» (Евангелие от Матфея, 4-я глава, 1–2-й стихи).
Господь Иисус Христос выбрал особый путь спасения мира: Он взял на Себя грехи людей, оставаясь безгрешным, и прожил жизнь Человека, Который мог испытывать голод, жажду, усталость, радость, печаль, тоску, праведный гнев. И так же, как любой человек, Он мог сталкиваться с испытаниями, искушениями.
Искушение — это ситуация, в которой возникает серьезная опасность совершить грех. Как правило, искушения происходят в моменты физической или духовной слабости. Небольшие искушения человек может иногда преодолеть и сам, своей силой воли (например, отказаться от мясной пищи в постный день). Но серьезные искушения, которые грозят глубоким падением, исполнением воли диавола, можно преодолеть только с помощью Божией, в крепкой связи с Ним. В полной мере связь человека и Бога осуществилась во Христе. Его человеческая воля была свободно подчинена, послушна Его божественной воле. Благодаря предельному доверию и любви к Богу Христос как Человек смог преодолеть искушения.
Именно в момент физического ослабления (голода, истощения) ко Христу как к Человеку подступает диавол, желающий только зла и погибели. Он предлагает три искушения. Господь преодолевает их все, опираясь на слова Священного Писания. Поддаться искушениям значило бы исполнить волю диавола, отца лжи, и тем самым нарушить верность Отцу Небесному.
Василий Поленов. Был в пустыне
Первое искушение — хлебом.
«И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»(Евангелие от Матфея, 4-я глава, 3–4-й стихи).
Христос не отвергает ценность хлеба, ценность материального начала, Он отвергает его тогда, когда оно становится высшим и абсолютным благом, счастьем для человека. Кроме того, Христос никогда не творил чудеса для Себя Самого, для Своих нужд. Если бы Он при всех Своих страданиях не терпел бы их, а прибегал к Божественной власти, то Он не мог бы стать примером для людей.
Второе искушение — чудом и тайной.
«Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Евангелие от Матфея, 4-я глава, 5–7-й стихи).
Христос отвергает это искушение. Он никогда не творил чуда ради чуда. Все чудеса, которые совершал Господь, были направлены ко благу и спасению людей, а не продиктованы желанием продемонстрировать Свои сверхъестественные возможности.
Третье искушение — властью и богатством.
«Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Евангелие от Матфея, 4-я глава, 8–10-й стихи).
Христос справляется и с этим испытанием. Никакая власть, никакие богатства не ценны, а наоборот, губительны, если они не от Бога, приобретены не по воле Божией.
«Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Евангелие от Матфея, 4-я глава, 11-й стих).
Преодолев эти искушения, Господь Иисус Христос дает пример для христиан. Подобным искушениям в то или иное время подвергаются все христиане. Но Господь изначально дал человеку средства, чтобы искушения не могли его сломать: молитву, церковные Таинства, Священное Писание, возможность творить дела милосердия и общаться с другими христианами. Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Евангелие от Матфея, 28-я глава, 20-й стих).
Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.