Израильский народ продолжал жить в Египте и постепенно стал очень многочисленным. Его представители назывались евреями (от предка Авраама — Евера). Это именование значит «проходящий», «пришедший с той стороны». Действительно, для жителей Египта евреи не были своими, а являлись чужестранцами.
Полагая, что евреи могут представлять опасность, египетский фараон поработил их и загрузил тяжелой работой. Несмотря на это, израильский народ продолжал численно расти. Тогда фараон дал приказ убивать младенцев мужского пола. Мать одного младенца, чтобы спасти его, положила сына в корзину и оставила у берега реки. Мальчика нашла дочь фараона, сжалилась над ним и взяла в свой дом воспитывать как собственного сына. По замыслу Божьему кормилицей найденного младенца стала его родная мать. Она воспитала в вере. Мальчик получил имя Моисей (в переводе «взятый из воды»).
Моисей вырос, зная, что он из израильского народа и веруя в единого Бога. Однажды он, защищая от избиения еврея, убил египтянина. Это стало известно, и Моисей вынужден был бежать в пустыню.
В пустыне произошло важное событие: Моисею явился Господь в пламени огня из тернового куста. Куст при этом горел и не сгорал. Это чудесное явление получило название «Неопалимая купина». Господь призвал Моисея вывести израильский народ из египетского рабства. Вместе со своим братом Аароном Моисей пришел к фараону и попросил отпустить свой народ помолиться Богу. Однако фараон не согласился.
Седьмая казнь. Джон Мартин, 1823. «И Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую» (Исх. 9:23)
Моисей приходил к фараону несколько раз с этой просьбой. Но фараон был непреклонен. За многократный его отказ Египет постигли страшные бедствия — «10 казней египетских». Последняя казнь — гибель первенцев (от первенцев скота до первенца фараона) побудила фараона всё-таки отпустить израильский народ. Но вскоре он опомнился и пустился в погоню.
Моисей по повелению Божию простер свой жезл к водам Красного моря, и воды под действием сильнейшего ветра расступились. Народ «как по суху» (слова из православного богослужения) перешел море. Войско фараона уже было близко. Моисей вновь простер жезл, и воды моря сомкнулись, поглотив преследователей. Таким образом израильский народ чудесно спасся.
Никола Пуссен. Переход через Красное море. 1632—1634
Избавление израильского народа от египетского рабства стало прообразом освобождения всех верующих во Христа людей от власти греха и смерти.
Манна небесная
Моисей повел народ свой в Землю обетованную, которую Господь обещал еще праведному Аврааму. При этом Он постоянно заботился о Своем народе. В пищу людям Господь давал «небесную манну».
«Роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле... И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом» (Книга Исход, 16-я глава, 14-й, 31-й стихи).
Название «манна» небесный хлеб получил потому, что, первый раз увидев его, израильтяне воскликнули: «Что это?» (от древне-еврейского manhu – что это?).
Манна небесная — хлеб, которым Бог ежедневно питал израильский народ, — стала прообразом Таинства Причащения. В этом Таинстве христиане под видом хлеба и вина принимают в себя Тело и Кровь Христа.
Закон Божий
На 50-й день после выхода из Египта израильский народ у подножия Синайской горы увидел настоящее чудо. В сопровождении грома и молний народ получил от Господа Закон, основным содержанием которого явились 10 заповедей — Десятисловие, или Декалог. Позже они были высечены Богом на двух каменных табличках (скрижалях). Закон должен был стать ориентиром для всей жизни израильтян.
Данные израильскому народу, эти заповеди сейчас имеют не меньшее значение и для христиан. Только понимаются они уже в более расширенном смысле, который объяснил Христос. Кроме того, заповеди являются основой для законодательных систем во многих государствах.
Моисей, разбивающий скрижали Завета — работа голландского художника Рембрандта. Сюжет для полотна взят из рассказа в Книге Исхода (Исх. 32:19).
Полное содержание заповедей приводится в Библии, в Книге Исход (20-я глава, стихи с 1-го по 17-й).
Здесь дается их адаптированный перечень с краткими комментариями.
1. Я — Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Эта первая и самая основная заповедь Декалога. Из нее исходят все остальные. Господь устанавливает с верующими в Него людьми личное отношение любви и заповедует хранить Ему верность. Для христианина невозможна жизнь без связи с Богом. Христианин молится Ему, читает Библию и духовную литературу, участвует в Таинствах Церкви, пытается исполнять Его заповеди.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
Бога невозможно изображать, а также воображать Его в уме. Почему же тогда христиане воздают честь иконам? Потому что икона — это изображение воплотившегося Бога — Господа Иисуса Христа, Его Матери и святых людей, которых видели. Служит и поклоняется христианин Единому Богу, отвергая всё, что может заслонить Его (деньги, власть, политические лидеры, спортивная команда, артисты, супруг(а), дети, сам человек и т. д.).
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Христианин может упоминать святое Божие имя только в молитвах и благочестивых разговорах.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела, а день седьмой, суббота (от евр. — «покой») — отдай Господу, Богу твоему.
В жизни христианина важно выделить время для Бога. В том числе, для посещения храма, который есть дом Божий. Конечно, Бог присутствует везде, к Нему можно обратиться в любом месте. Но в храме, месте, посвященном именно Богу, ощущается Его особое благодатное присутствие. Христианин старается быть в храме на богослужении еженедельно в воскресный день (суббота вечером и воскресенье утром), в особые праздничные дни и во всякое возможное время.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.
Любовь к родителям и почитание их является фундаментом отношений человека к людям.
6. Не убивай.
Жизнь — Божий дар. Человек не вправе его самовольно отнимать. Христос, комментируя эту заповедь, учит не гневаться напрасно. Христианин, стремясь исполнить эту заповедь, старается не просто не гневаться, а насаждать доброе отношение к людям, любовь и милосердие к ним.
7. Не прелюбодействуй (не предавай, береги любовь).
Любовь свята, нельзя ее предавать. Христианин призван хранить супружескую верность и воздержание от интимной близости до брака. Также ему важно беречь нравственную чистоту души, именуемую «целомудрием».
8. Не кради.
Христианин не должен присваивать то, что ему по праву не принадлежит.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Отец лжи — диавол. Для христианина недопустимо уподобляться ему.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Это самая трудная заповедь, так как касается не только действий, но мыслей и чувств. Христианин призван доверять Богу и принимать то, что имеет сам, никому не завидуя.
Первые четыре заповеди говорят об отношении к Богу. Другие шесть заповедей — об отношениях к людям. Это отношение — любовь. Как отвечает на вопрос о наибольшей заповеди в Законе Христос:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Луки, 10-я глава, 27-й стих).
Заповеди, данные Богом, — не что-то внешнее для человека. Это закон правильной нравственной и духовной жизни для каждого верующего в Единого Бога.
Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.