Урок 07. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
Что такое религия?
Старая гравюра. Блаженный Августин в церковной школе. Книга «История
христианской религии». 1880
Обычно
религией называется вера в высшую силу, в Бога или богов, в одушевленную
природу или во всемирный закон и поклонение им. Для чего религия человеку? Само
слово пришло к нам из латинского языка. Оно появилось в Древнем Риме, и уже
римляне пытались понять, что это слово означает. Одни — например, знаменитый
оратор Цицерон — говорили, что religio — от глагола relegare, «тщательно, еще и
еще раз перечитывать / обдумывать». Религию он считал делом, которое основано
на рассуждении, на большой работы ума. Другие — скажем, Аврелий Августин —
считали, что слово происходит от другого, отличающегося всего одной буквой
глагола religare, «крепко-накрепко связывать».
Возможно,
что правы и те, и другие. Религия заставляет думать и связывает с Богом. И,
правда, религия — это тяжелый труд: интеллектуальный и душевный. Ведь она
отвечает на самые главные и потому тяжелые вопросы. Кто создал человека?
Природа или Бог-Творец? Для чего мы существуем? Чтобы обрести временную
гармонию с мирозданием? Или чтобы жить вечно? Что человеку нужно делать? Найти
«контакт» с природой? Встретиться с Богом?
Да,
именно религия помогает установить контакт, помогает настроить устойчивую связь
с Высшей Силой.
Поскольку человек — существо многосоставное, у него есть
ум, душа и тело, и все они участвуют в религиозной жизни, то и у религии есть
умная, душевная и телесная составляющие. Ум человека стремится понять, в кого
он верит. Душа хочет войти в контакт с Богом — общение с ним называется
молитвой. А тело поклоняется Богу видимым образом — для этого у каждой религии
есть красивые обряды, поэтому верующие люди строят храмы и мечети.
Многобожие.
Санкт-Петербург. Павловск. Колоннада Аполлона
Правильнее
всего различать религии по тому, как они понимают то, во что верят, то есть по
тому, как они понимают Бога.
Ведь из
того, в кого религиозный человек верит, следует и то, что он делает, чтобы этой
вере соответствовать.
Многие
народы думали, а некоторые и до сих пор думают, что богов много. Такие религии
называют политеизмом или «многобожием». Они полагают, что существует множество
существ, которые гораздо могущественнее человека, которые живут вечно или очень
долго, но все-таки не обладают абсолютным могуществом, всезнанием, не могут
полностью управлять жизнью человека и всего мира. По сути, это сильные духи или
демоны, которые, возможно, когда-то победили или отправили на «отдых»
Верховного Бога, и теперь самостоятельно распоряжаются на земле. Например,
такие боги действуют в великой «Илиаде» Гомера:
Боги,
у Зевса отца на помосте златом заседая,
Мирно
беседу вели; посреди их цветущая Геба
Нектар
кругом разливала; и, кубки, приемля златые,
Чествуют
боги друг друга, с высот на Трою взирая.
Вдруг
Олимпиец Кронион [Зевс] замыслил Геру прогневать
Речью
язвительной; он, издеваясь, беседовать начал:
«Две
здесь богини, помощницы в бранях царя Менелая:
Гера
Аргивская и Тритогения Алалкомена [то есть Афина].
Обе,
однако, далеко сидя и с Олимпа взирая,
Тем
утешаются…»
В
«Илиаде» боги показаны существами прекрасными, сильными, бессмертными, но по
своим повадкам, нравственным качествам, по тому, как они строят отношения друг
с другом, они ни в чем не отличаются от людей. Богам свойственна зависть,
ревность, желание оскорбить — Зевс в этом отрывке, например, унижает
собственную жену Геру и дочь Афину. Простой грек, который признавал и чтил
таких богов, вовсе не собирался им подражать: он боялся богов, стремился их
задобрить, а иногда призывал на помощь, но боги не были для него нравственными
авторитетами.
Цицерон, которого мы
упоминали выше, называл такую веру суеверием: когда бога чтят не ради него
самого, а ради выгоды, чтобы он не мешал человеку, не причинял ему бедствий, а,
наоборот, помогал.
Впрочем, греческие и римские мифы рассказывают нам не
столько о богах, сколько о культуре, о богатом внутреннем мире самих греков и
римлян, настолько обаятельном и прекрасном, что мы до сих пор восхищаемся и
вдохновляемся творениями драматурга Софокла, скульптора Праксителя, поэта
Горация.
Похожие
представления о богах есть у многих народов, например, у африканских,
австралийских или американских племен, у народов нашего Крайнего Севера и
Сибири. Традиционная религия Японии, синтоизм – тоже политеистическая. Японцы
верят в одушевленность предметов и живых существ окружающего мира: камней,
растений, животных, поклоняются духам предков, выдающимся людям прошлого,
всевозможным богам и богиням. В некоторых регионах России встречается шаманизм
— когда один представитель племени берет на себя обязанность контактировать с
духами, спрашивать их совета, умилостивлять их. Отголосок многобожия — очень
распространенная даже в образованном обществе вера в приметы. И, правда, мы не
верим в то, что на нашу жизнь влияют духи, но почему-то соблюдаем обряды —
встать с правой ноги, поплевать через плечо — которые когда-то совершались
людьми, чтобы этих духов не прогневить.
Другие
народы верят в то, что есть Верховный Бог, что Он деятельно участвует в жизни
мира и человека, но при этом наряду с ним действует множество его помощников,
более низших богов, которые в чем-то похожи на греческих — вроде Зевса и
Аполлона, но и отличаются от них — прежде всего тем, что признают власть
Верховного Бога. Подобные представления существовали в Древнем Египте, в нечто
похожее верят индуисты — последователи традиционных религий Индии. Неслучайно
именно древние египтяне и индусы создали литературные тексты, наполненные
глубоким нравственным смыслом, выдающиеся художественные, архитектурные
произведения — этому способствовала вера в Верховного Бога.
Ведь если Бог существует и действует, значит,
существует нравственный закон, совершенная красота и безусловная истина.
Буддизм.
Элиста. Калмыкия. Буддийский комплекс «Золотая обитель Будды
Шакьямуни». Великий учитель Ачарья Арьядева.
Бывают
ли религии, для которых Бог вовсе не важен? Оказывается, бывают. Например, с точки
зрения буддизма цель жизни в том, чтобы избавиться от страдания, а для этого
нужно устранить источник этого страдания — неправильное сознание. Как только
сознание будет перестроено, придет в гармонию, окажется, что и люди, и духи, и
боги, и звери, и растения, и горы, и моря, то есть весь мир, вся вселенная —
это порождение нашего сознания, иллюзии. По преданию, первым кто достиг этой
мудрости, был индийский царевич Сиддхартха Гаутама.
Его называют «буддой», то есть «пробудившимся» от сна неведения, смахнувшим
с себя страдание как некое наваждение.
Его учение распространилось по всему
Дальнему Востоку, Средней, Южной и Юго-Восточной Азии, сейчас буддизм является
государственной религией Бутана, Камбоджи, Лаоса, Мьянмы, Таиланда и Шри-Ланки.
В России буддизм имеет много приверженцев в Бурятии, Тыве, Калмыкии, Республике
Алтай и Забайкальском крае. Но буддизм значим не только для жителей этих
регионов. Он оказал влияние на всю русскую культуру. Буддийские мотивы — тяга к
гармонии, к душевному спокойствию, к преодолению страдания — слышны в русской
поэзии, например, у И.А. Бунина, К.Д. Бальмонта, Андрея Белого, в русской
живописи — у Н.К. Рериха, В.В. Верещагина. Огромный интерес к буддизму проявлял
Л.Н. Толстой и даже начал писать жизнеописание царевича Сиддхартхи для русского
читателя.
Иудаизм.
Фрагмент экспозиции «История и культура евреев России». Этнографический
музей. Санкт-Петербург. 2013 год
Наиболее
распространены в мире — в том числе и в России — «авраамические» религии:
иудаизм, мусульманство, христианство. Их последователи верят в то, что Бог
только один, что Он сотворил весь мир и человека, что Он любит их и о них
заботится. Истину Единобожия — уверены иудеи, мусульмане, христиане —
человечество сохранило благодаря праведнику Аврааму. Он родился и вырос в
Шумере, на территории нынешнего Ирака во II тыс. до н.э., а затем вместе со
всей семьей, по повелению Божию, переселился в Святую землю, где сейчас
располагается государство Израиль.
Иудаизм
— это национальная религия еврейского народа, который ведет свое происхождение
от Авраама, Исаака (сын Авраама) и Иакова (его внук). 12 детей Иакова стали
родоначальниками 12 колен или племен израильского народа. История этих племен,
история израильского народа — основное содержание того, что мы называем Ветхим
Заветом, главной книги иудеев. Важнейшие понятия иудейской религии — Святая
Земля, Народ Божий, Закон, Храм. Святая Земля со столицей в Иерусалиме обещана
Богом его народу, вернуться туда стремится каждый иудей. Народ Божий — это сами
иудеи, народ, созданный Богом для праведного поклонения Ему. Закон — это
священное законодательство еврейского народа, которое он получил от Бога. Оно
содержится в священных книгах иудеев, которые входят в состав Ветхого Завета.
Смысл жизни правоверного иудея в том, чтобы соблюсти этот закон и тем самым
угодить Богу. Третий царь Израиля царь Соломон когда-то воздвиг в центре своей
столицы прекрасный храм, в котором хранились главные святыни еврейского народа.
Потом этот храм дважды разрушался, сейчас от него остались только фрагменты, но
иудеи верят в то, что когда-нибудь он будет восстановлен.
В
XVIII веке к России отошли земли Речи Посполитой (Польши), на которых проживало
множество иудеев Восточной Европы. К сожалению, самобытная культура этого
народа пострадала во время Второй Мировой войны от рук гитлеровцев, и от
полного уничтожения её спасла только победа Советского Союза в 1945 году.
Иудаизм и еврейская культура — значительная часть культуры России. Достаточно
назвать имена Марка Шагала, Бориса Пастернака, Исаака Бабеля, Леонида Утесова,
выросших в иудейской культурной среде.
Мусульманство.
Казань. Мечеть Кул-Шариф.
Ислам
— это арабское слово, оно означает «покорность». Мусульманство, мусульманин —
от того же корня, только с приставкой, с помощью которой образуются причастия.
Получается, что мусульманин — это «покоряющийся» или «покорный». Из самого
названия религии можно много о ней узнать. Верующий мусульманин покоряется
Единому Богу Аллаху, стремится строго следовать Его повелениям, которые
содержатся в главной книге мусульман — Коране (по-русски «назидание»,
«учение»), и почитать пророка, через которого Бог передал Коран — Мухаммеда.
Вот так А.С. Пушкин передает дух главной книги мусульман:
Земля
недвижна — неба своды,
Творец,
поддержаны тобой,
Да
не падут на сушь и воды
И
не подавят нас собой.
Зажег
ты солнце во вселенной,
Да
светит небу и земле,
Как
лен, елеем напоенный,
В
лампадном светит хрустале.
Творцу
молитесь; он могучий:
Он
правит ветром; в знойный день
На
небо насылает тучи;
Дает
земле древесну сень.
Он
милосерд: он Магомету
Открыл
сияющий Коран,
Да
притечем и мы ко свету,
И да падет с очей туман.
Мухаммед
создал новую веру в начале VII в. в Аравии, первыми его сторонниками были
арабские кочевники — «Коран» считает их духовными наследниками пророка Измаила,
сына Авраама. Очень скоро ислам распространился по всей Евразии — от Испании до
Китая. Сейчас это вторая после христианства по числу приверженцев религия в
мире. В России ислам исповедуют многие народы Северного Кавказа, татары,
башкиры. Ислам — воинственная религия — так повелось со времен Мухуммеда,
который был не только духовным, но и военным вождем. Поэтому представители
народов, исповедующих ислам, охотно служили России как воины: во время войны
1812 года многие кавалерийские части формировались из башкир и татар, а во
время Первой Мировой войны была создана «Дикая дивизия», которая на 90%
состояла из добровольцев-мусульман.
Но
ислам — это религия не только войны, но и созидания.
Мечети Казани и
Дербента, ковры и ювелирные изделия Северного Кавказа, музыка Узеир
Абдул-Гусейн оглы Гаджибекова, поэзия Габдуллы Тукая — наше общероссийское
достояние.
Христианство.
Святая Троица (Гостеприимство Авраама) (Конец XVI
века. Север). Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея
Рублева. Выставка «Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в
древнерусском искусстве». 2014 год
Закон
Российской Федерации гласит, что «христианство, ислам, буддизм, иудаизм и
другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и
духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных
ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и
укреплении традиционных ценностей принадлежит православию» («Основы
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»).
Мы
видим, что в этом законе особое место уделяется религиям, которые мы с вами уже
перечислили, хотя не отвергается роль и других, менее распространенных в России
конфессий. Но есть в законе и то, что нуждается в пояснении: чем православие,
которому принадлежит «особая роль», отличается от христианства? Давайте
вспомним.
Христианство
— это учение Церкви, религиозной общины, основанной в начале I в. Иисусом Христом.
Христос или по-еврейски «Мессия» означает «помазанник, избранник». Христиане
верят, что именно для того, чтобы Иисус родился, Бог призвал Авраама, создал
еврейский народ и провел его через все приключения, описанные в Ветхом Завете.
Но кто такой Иисус? Это воплощенный Бог —
Творец Неба и Земли, который вошел в этот мир в человеческом облике, жил рядом
с нами, умер и воскрес на третий день. Для чего? Для того, чтобы обмануть
смерть, чтобы все люди воскресли и жили вечно с Богом в обновленном мире — без
зла и страдания.
Но
христианство, впрочем, как и любая большая религиозная конфессия, пережила в
своей истории множество разделений. В 1054 году случился самый большой раскол в
истории христианства: от Церкви отделилась часть, подчиняющаяся Римскому
епископу, так возникла самостоятельная Церковь, которую принято называть
Католической, то есть «вселенской». Оставшиеся части — христиане Египта,
Ближнего Востока, Византии и Древней Руси — называют себя «православными»,
поскольку сохранили правильную веру, являются сторонниками истинной религии. Именно веру Восточной Церкви принял князь
Владимир, когда крестил Русь в 988 году, ориентируясь не только на истинность
веры, но и на красоту византийского богослужения:
И пришли мы в Греческую
землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или
на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и
рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба
их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо
каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не
можем уже здесь пребывать («Повесть временных лет»).
Именно
православие, то есть Восточное
Христианство, сыграло ключевую роль в становлении российской государственности
и русского народа. Церковные законы или каноны легли в основу первых
русских памятников права. Правители Руси и России вплоть до XX века не вступали
на престол без церковного благословения. Церковь объединяла русский народ в
самые тяжелые времена — в эпоху феодальной раздробленности, во время
монгольского ига, в эпоху Смутного времени и в годы Великой Отечественной
войны. Русская литература — от самых первых памятников XI века до романов Е.Г.
Водолазкина — проникнута христианских духом. В любом краеведческом музее
европейской (и не только) части России вы увидите, что большая часть
произведений искусства рассказывает о событиях Ветхого и Нового Завета, об
истории Церкви. Но самое главное — православное христианство, преимущественно с
другими традиционными конфессиями России, формировало нравственный фундамент
нашего народа: оно учило нас душевной чистоте, любви к ближнему, милосердию и
мужеству, миролюбию и верности Отчизне.
Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.