Перейти к основному содержанию

Урок 03. История быта как история культуры

Из кого состоит Россия?

Можно сказать, что из отдельных людей — у каждого из них свое имя, своя неповторимая внешность, особенный характер, привычки, вкусы, интересы. Конечно, человек — это самая маленькая частица общества, которую уже нельзя разделить, почему его и называют «неделимым» или, по-латыни, «индивидуумом».

Но индивидуумы никогда или почти никогда не живут сами по себе.

И правда, представь себе человека, который оказался бы в полном одиночестве. Наверное, он найдет где укрыться, во что одеться и, если повезет, что поесть, но не более того: жизнь его будет довольно жалкой. В одиночку можно построить симпатичную землянку, но не большой красивый дом. Индивидуум может разбить неплохой огород, завести собаку, пару коз или корову, но хозяйство побольше он уже не потянет. Он сможет отбиться от волка, но против стаи волков он, скорее всего. будет бессилен.

А самое главное — одинокому человеку просто не для чего жить.

Зачем украшать дом, если эти украшения никто не увидит? Зачем выращивать много овощей и фруктов, если есть их будет только он один? К чему сложные технические приспособления, научные открытия, поэзия, живопись, литература — они ведь имеют смысл, только если людей много? Наконец, и сам человеческий язык не нужен, потому что на нем не с кем разговаривать?


«Робинзон Крузо» Даниэля Дефо. Сепия Т. Г. Шевченко.1840–1842 гг.

Как сказано в Библии, «нехорошо человеку быть одному». Это значит, что для любого дела человеку нужен и помощник и тот, кто сможет оценить результаты труда, и тот, кто сможет воспользоваться его плодами. Именно в этом смысл хозяйства — в том, чтобы производить блага не только для личного потребления, но и для общественной пользы. Мы трудимся не только для себя, но и для общества. Хотя, с другой стороны, и общество трудится, чтобы отдельному человеку, индивидууму, было хорошо.

Какие бывают хозяйства?


Производственный коллектив. Ретрофотография, конец 20-х начало 30-х годов, СССР

Можно сказать так: любое постоянное человеческое объединение одновременно является и хозяйством, поскольку его деятельность направлена на совместное производство каких-то благ. Неважно каких: может быть, это музыкальная группа, которая «производит» музыку, а может быть, большой завод, который изготавливает металлические детали для гигантских морских судов или самолетов. Хозяйство может состоять из одного мастера, который чинит сапоги для жителей одной улицы или района, из миллионов жителей одной страны — участников национального хозяйства, или даже миллиардов человек, если речь идет о мировом хозяйстве. И правда, мир сейчас устроен так, что швея, которая работает на фабрике в Турции, может обеспечивать красивыми нарядами модниц в Мексике или в Австралии.

В нашей жизни все начинается с семьи, с дома. Поэтому самым распространенным и естественным видом хозяйства является домашнее хозяйство, которое, впрочем, может быть и семейным и несемейным. Семейное хозяйство — это то, которое ведут родственники: папа, мама, дети и, может быть, другие ближайшие родственники.

Жена содержателя двора, почтенная и деятельнейшая женщина, была в избе одна, когда мы приехали; прочие члены семейства разошлись: кто на жнитво, кто на сенокос. Изба была чистая, светлая, и все в ней глядело запасливо, полною чашей. Меня накормили отличным ситным хлебом и совершенно свежими яйцами. За чаем зашел разговор о хозяйстве вообще и в частности об огородничестве, которое в здешнем месте считается главным и почти общим крестьянским промыслом.

Это фрагмент из очерка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина описывает зажиточное крестьянское семейство: в нем каждый из многочисленных членов занят своим делом и трудится много и с пользой, в доме чисто, а в кладовке и на столе всегда свежая и вкусная еда. Конечно, большинство наших семейных хозяйств выглядит иначе, но суть та же: все члены семьи должны трудиться, чтобы наш дом — особняк, квартира или комната в коммунальной квартире — были «полной чашей».

Для чего нужно домашнее хозяйство?


Модель старинной мастерской. Вознесенский историко-краеведческий музей, Нижегородская область

Простой ответ: для того, чтобы обеспечивать семью или другое сообщество людей, живущих вместе, всем необходимым: жильем, пищей, одеждой. Это важно, но у домашнего хозяйства есть и другая, не менее существенная роль: оно, домашнее хозяйство, создает культурное пространство, в котором живет человек, создает тот мир вещей и представлений, которые позволяют человеку говорить о том, что прекрасно, а что не очень, что хорошо, а что плохо. Давайте поясним. Каждый из нас растет в родительском доме: нас окружают одни и те же предметы (не так уж часто мы покупаем новые предметы мебели или обстановки), одни и те же картины, одни и те же книги, а самое главное — мы общаемся с одними и теми же людьми: нашими родителями, нашими ближайшими родственниками и друзьями. Именно эти предметы, книги, люди и воспитывают нас, а точнее сказать, образовывают, создают нас, формируют наши вкусы и представления о мире.

Понятно, что выросшие в разных условиях люди, воспитанные в разных домашних хозяйствах, будут отличаться. Вспомните, например, условия жизни князя Верейского из романа А. С. Пушкина «Дубровский»:

Подъезжая к Арбатову, он не мог не любоваться чистыми и веселыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон. Хозяин встретил гостей у крыльца и подал руку молодой красавице. Они вошли в великолепную залу, где стол был накрыт на три прибора. Князь подвел гостей к окну, и им открылся прелестный вид. Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекою тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность. Потом они занялись рассмотрением галерей картин, купленных князем в чужих краях.

Что нам дает это описание? Мы видим домашнее хозяйство сельского дворянина, симпатизирующего западной культуре и стремящегося насадить в России западноевропейские вкусы и порядки и имеющего для этого средства и возможности. С другой стороны, в этом же имении живут люди — крепостные крестьяне князя Верейского — которые живут совсем другим укладом, ведут сельское хозяйство, занимаются различными промыслами так, как это делали их предки.

Но самое интересное то, что разнообразие домашних хозяйств — богатых и бедных, дворянских и крестьянских, больших и маленьких, ориентирующихся на русскую традицию и симпатизирующих Западу, создают многообразие единого хозяйства, а значит и единой культуры одной страны — в данном случае России.

Из чего состоит российская экономика

Если мы посмотрим на современную российскую экономику, то есть на большое хозяйство нашей страны, то увидим, что оно, с одной стороны, работает как единый механизм, а с другой — соткано из множества самых разных элементов. Это легко объяснить, если вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке:

Россия существует уже более тысячи лет, и за это время, конечно, менялся облик хозяйства русского человека, и, кроме того, наша страна прирастала новыми территориями и новыми народами, благодаря чему их хозяйства становились частью большого хозяйства нашей страны.

Например, сейчас в деревнях живет примерно 10% граждан России, а сельским хозяйством занимается и того меньше. И всё же сельские жители, те, кто трудится на земле, — это по-прежнему значимая часть нашего народа. И конечно, они хранят ни на что не похожую культуру русского крестьянства, которое еще совсем недавно — в начале XX века — составляло большинство населения России. Песни, сказки, былины, обычаи, приметы, суеверия, народные промыслы — всем этим по-прежнему богата русская деревня.


Деревенская улица

Совсем другой тип домашнего хозяйства — городской. Он появился вместе с возникновением городов на Руси и сейчас является основным, ведь большинство жителей нашей страны — горожане. Жизнь горожанина отличается прежде всего тем, что он оторван от земли, от производства продуктов — он не выращивает хлеб, овощи и фрукты. Он их покупает за деньги, которые получает за какую-то выполненную работу — например, за ремонт мебели, пошив костюма, написание пьесы. Говоря языком экономики, в городе гораздо выше разделение труда, то есть каждый человек занимается конкретным делом: строит дома и производит посуду. Поэтому в доме горожанина гораздо меньше вещей, которые он сделал сам и которые не похожи на вещи, что можно встретить в других домах.

Жизнь горожанина чаще всего более комфортна, но город — это большое сообщество, культура которого как бы сглаживает, уравнивает отличия между отдельными семьями и домашними хозяйствами. Поэтому быт городского жителя совсем не похож на быт деревенского, он менее индивидуален.


Улица Ильинка в Москве, вид от Хрустального переулка

Раньше домашние хозяйства различались еще и по сословной принадлежности (что такое сословия, вы наверняка уже знаете из уроков истории): дворянские усадьбы, как мы видели на примере усадьбы Верейского, были совсем не похожи на дома крестьян, а их внутреннее убранство — на комнаты в крестьянских избах. По-разному жили купцы и священники, ремесленники и солдаты. Но, пожалуй, значительнее всего различается быт разных народов нашей страны.

Хозяйственный уклад народов России

Быт конкретного народа определяется тремя факторами (то, что влияет, воздействует на конкретную вещь или явление): его исторической судьбой, его природным и географическим положением, то есть тем, где он живет, и его хозяйственным укладом. Например, калмыки очень долго, в течение нескольких веков, занимали пограничные земли между Российской империей и Китаем, и в разные исторические эпохи были подданными то русского царя, то китайского императора. Их домом были протяженные степи Средней Азии, а основным занятием — как и у многих других кочевых народов — скотоводство. Поэтому поселения калмыков напоминали походные лагеря, дома — палатки, которые можно легко разобрать и увезти с собой, одежда была приспособлена для езды верхом, а пища проста в приготовлении и однообразна. Сейчас, конечно, жители Калмыкии уже никуда не кочуют, но об их истории напоминают традиционные для кочевников виды спорта, популярные в этом российском регионе.


Юрта калмыка внутри, фрагмент выставочного стенда

Сейчас все регионы России живут примерно одинаково — население сосредоточено в городах, везде развита промышленность и примерно одинаковая сфера услуг (магазины, кинотеатры, парикмахерские, бассейны и фитнес-центры). Везде люди пользуются современной бытовой техникой: роботами-пылесосами и мойщиками окон, стиральными машинами, электрическими и газовыми плитами, компьютерами и сотовыми телефонами. Всё это можно найти в обычной квартире, как в Бурятии, так и в Ивановской области. Но есть и своя специфика: северные народы всё еще занимаются охотой и разводят северных оленей, в Татарстане выращивают лошадей, на Кавказе развито производство холодного оружия, ковров, керамики. Конечно, большую роль играют и природные условия: дом, одежда, посуда, фольклор жителя Кавказа не может быть похож на дом, одежду, посуду, фольклор жителей Крыма, Ленинградской области или Якутии.

У каждого народа России своя судьба и свой, сложившийся исторически, хозяйственный уклад. Однако хозяйство каждого народа является частью большого хозяйства Российской Федерации, каждый народ вносит свой вклад в развитие нашей страны, способствует ее экономическому процветанию.

Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.

» Учебный текст к уроку ОДНКНР для 6 класса

Для слабовидящих

Режим для слабовидящих

Текст
Поддержать