Санкт-Петербург. Этнографический
музей, карта расселения русского народа
Мы живем в самой большой стране в мире. Площадь нашей Родины
— России, или Российской Федерации, — почти такая же, как у Соединенных Штатов
Америки и Канады вместе взятых, а это гигантские государства. На севере России
обитают полярные медведи и моржи, на юге растут кактусы и пальмы. Расстояние от
самой западной до самой восточной точки России 10 000 километров — это четверть
длины земного экватора. Когда на Камчатке и Чукотке люди просыпаются и делают
утреннюю зарядку, в Калининграде еще только завершается предыдущий рабочий
день. На уроках географии вам обязательно расскажут о том, сколько богатств
хранят недра нашей Родины — нефть, природный газ, каменный уголь, никель,
олово, золото, платина — о том, как необыкновенно разнообразна наша природа,
животный и растительный мир, как сильна наша промышленность, как богаты хлебом
наши поля, и фруктами сады. Но, конечно, главное
богатство России — люди, которые ее населяют, принадлежащие к разным народам,
разным культурам, разным религиозным конфессиям.
Россия — многонациональная страна
Вид с высоты на древнюю крепость
Нарын-Кала солнечным сентябрьским днем. Дербент, Республика Дагестан
Наша культура многообразна, население нашей страны
многонационально по двум причинам. Первая — Россия страна с долгой и богатой
историей, и именно этим сильна —
как дуб, который стоит крепко и раскинул мощные ветви на все стороны света,
потому что у него мощные, глубоко ушедшие в землю корни. На протяжении
столетий Россия включала в свой состав — иногда после военных действий, иногда
исключительно мирным, дипломатическим путем — соседние земли и народы. Так
частью нашего государства оказывались древние города и потомки древних
цивилизаций. Например, на территории Крыма и на восточном берегу Азовского моря
располагалось Боспорское царство, созданное древними греками-колонистами — современниками
великого поэта Гомера. Старейший город России Дербент в Дагестане был основан
еще древними персами в V в. н. э. Современные осетины, живущие в российской
республике Осетия, — потомки древних (о них можно прочитать уже у древнеримских
авторов) аланов, а чуваши — волжских булгар, с которыми часто воевали и
торговали в X–XIII веках первые русские князья.
Русское государство образовалось в IX веке. И как
рассказывает наша древняя летопись, «Повесть временных лет», в учреждении
нашего государство участвовало несколько племен, а правителей пригласили из-за
моря:
Изгнали варяг за море, и не дали им
дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на
род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе:
«Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к
варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а
иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля
наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
Перечисленные племена никак не могли решить, кто должен быть
главным на нашей земле, и поэтому выбрали правителя со стороны — в древности
так поступали многие государства и это не считалось зазорным. Обращаться за
помощью, если сам не справляешься, это очень разумно. И наши предки поступили
мудро: прекратили распрю, начали строить государство, и очень скоро это
государство стало богатым, культурно развитым и влиятельным. Призванный народ,
одно из скандинавских племен, назывался «русью». От него пошло именование
нашего государства. И первые русские князья имели скандинавские корни, носили
скандинавские имена. Так что в основе
русского государства лежит сотрудничество разных народов.
Обратите внимание, что словене и кривичи — это предки
будущих новгородцев и псковичей, а вот чудь и весь — это не славянские, а
финно-угорские племена, от которых произошли карелы, вепсы, ижора и другие
народы нашей страны. В XIV веке к русскому государству отошли мордовские земли
(нынешняя Республика Мордовия), в XV веке — земли коми-зырян, в XVI веке нашими
гражданами стали татары, башкиры, ногайцы, в XVII — народы Сибири и Дальнего
Востока, в XVIII — Кавказа и Крыма. Перечислять можно очень долго — сейчас, по
данным переписи, в нашей стране живет около 190 народов.
С самого начала наша страна была многонациональной, хотя ведущую и
определяющую роль играл, конечно, русский народ и русская культура.
И вот тут мы должны указать на вторую причину того, почему
население нашей страны настолько пестрое, разнообразное. Причина этого в том,
что Россия всегда ценила это
многообразие, считала, что именно в нем в том числе ее сила, и стремилась к
тому, чтобы даже представители маленьких народов могли говорить на своем языке,
не забывали о своей культуре. Конечно, это очень сложно, потому что всякая
большая, великая культура — а русская культура именно такова — притягивает, так
что представитель другого народа, даже если его никто не заставляет становиться
русским, очень часто очаровывается языком, обычаями, верой «большого» народа.
Но в России государство стремилось к тому, чтобы не вмешиваться во внутреннюю
культурную жизнь народов, которые входили в состав нашей страны, не нарушать
семейные, бытовые и религиозные обычаи. Но с одним-единственным условием — все
граждане России должны соблюдать наши законы и уважать символы Российского
государства.
Фонтан «Дружба
народов» на ВДНХ. Открыт в 1954 году. Проект К. Т. Топуридзе и Г. Д.
Константиновского
Так сложилась уникальная ситуация,
сформировалась межнациональная гармония, которую наш гимн описывает как
«братских народов союз вековой».
С одной стороны, сохраняется национальное многообразие, и народы,
которые много веков живут рядом с русскими, не исчезли, сохранили свою
культуру, а иногда и приумножили: татарская литература, калмыцкий эпос, многие
танцы народов Кавказа — всё это появилось в России и благодаря политике Российского
государства. С другой стороны, представители народов России не только обогащали
нашу страну, но и сами приобщались русской культуре, становились частью
большого и общего целого. Так на службу Иоанну Грозному перешли татарские
дворяне — Батюшковы, Балакиревы, Ахматовы, Сумароковы, чьи потомки — поэты,
композиторы, драматурги — впоследствии составили славу русской культуры. Еще
один народ, перешедший под власть России в XVI веке, — чуваши. Исследователь
Китая архимандрит Иакинф (Бичурин), велогонщик, олимпийский чемпион Валерий
Ярды, архитектор, автор знаменитой ограды Летнего сада и многих зданий в
Петербурге Петр Егоров — все они чуваши по происхождению.
Почему многообразие это богатство?
Казань. Литературный
музей им. Габдуллы Тукая на одноименной улице в здании бывшего особняка Шамиля
в Старо-Татарской слободе
Давайте послушаем выдающегося татарского поэта Габдуллу
Тукая:
На
русской земле проложили мы след,
Мы — чистое зеркало прожитых лет.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали,
Один за другим проходили года, —
Шутили, трудились мы вместе всегда.
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить.
Как тигры, воюем, нам бремя не
бремя,
Как кони, работаем в мирное время.
Мы — верные дети единой страны,
Ужели бесправными быть мы должны?
Поэт, создавая эти строки, имел в виду прежде всего татар
Российской империи, но звучат они так, как будто они написаны от лица всех
народов, населяющих нашу страну. Он перечисляет те обстоятельства жизни страны,
в которых русский и другие народы оказывались вместе: в горе и радости, во
времена войн и мирного созидания. Наши судьбы переплелись, так что у нас теперь
много общего — общие нравственные ценности, общие обычаи, общая культура,
которая не могла не возникнуть, если народы живут бок о бок много столетий,
общие многонациональные семьи, и общая история. Мы ведь знаем, что членов
семьи, друзей, членов одного коллектива очень сплачивают трудности, которые они
преодолели вместе. Мы на уровне эмоций, внутренних переживаний связываем наши
победы с теми, кто в тот момент был рядом с нами. Именно так, наверно, и народы
осознают себя: вместе с русскими мы достигли успеха и процветания — значит,
наше счастье заключается в том, чтобы быть верными сынами России. Процитируем
еще одно стихотворение, русского поэта Николая Тихонова, в котором описывается
как раз «механизм» того, как народы России становятся друзьями:
Эта дружба народы спаяла,
Их в великом единстве собрав,
Как в печах чудотворных Урала
Превратившись в неведомый сплав.
Эти воля и мощь неохватны...
Стерли силою рук трудовых
С карты нашей все белые пятна,
Пятна черные дней горевых.
И теперь там, где пенится вьюга,
Там, где знойных пустынь полусон,
Ты повсюду под крышею друга,
Теплым дружеством ты окружен.
Чествование ветеранов
Великой Отечественной войны на площади Советов в Улан-Удэ. 9 мая 2008 года
Чем серьезнее беда, которая нависла
над общей Родиной, и чем значительнее, величественнее и труднее победа,
одержанная над врагом, тем крепче дружба между народами нашей страны.
Права народов России
19 февраля 2024 года
в Президентской библиотеке состоялся V Всероссийский этнодиктант на языках
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации с международным участием. Тема этнодиктанта в 2024 году – «Семейные
ценности и традиции моего народа»
Вернемся к стихотворению Габдуллы Тукая. В его стихотворении
указывается и на условие, необходимое для того, чтобы народ — татарский,
еврейский или чувашский — был счастлив: это признание за ним определенных прав.
Права народов России, если они признаются государством,
должны быть закреплены в законе. И действительно, в самом главном законе нашей
страны — в Конституции сказано, что
Российская Федерация гарантирует
права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права и международными договорами
Российской Федерации. Государство защищает культурную самобытность всех народов
и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение
этнокультурного и языкового многообразия (статья 69).
Как государство может сохранять культуру того или иного
народа? Во-первых, через школу: в наших школах есть возможность преподавать
родной для конкретного региона язык, изучать — опять-таки в конкретном регионе
— традиции и обычаи татар, якутов, чеченцев. Во-вторых, оно может поддерживать
проекты, связанные с сохранением культуры того или иного народа: фольклорные
ансамбли, спортивные коллективы, творческие кружки для детей и взрослых.
В-третьих, существенную роль играет наука, изучающая народы, то есть этнография:
если ученые не запишут народную песню или сказку, если не зафиксируют на пленку
народный танец, не опишут обычай, он рано или поздно исчезнет бесследно.
В-четвертых — и это, наверно, самое важное: государство способно объяснить, как
важно уважать культуру другого народа.
Уважение к другому
В национальном разнообразии наша сила. Но не стоит забывать:
уважение к другому — это не только то, что несомненно принесет нам пользу,
выгоду, что укрепит наше государство и наше общество, но и то, что делает нас
людьми. Мы знаем, что все мы одновременно и похожи и не похожи друг на друга. У
всех людей есть что-то общее, но многим мы отличаемся: внешним видом,
привычками, манерой выражать свои мысли и самими мыслями. Дружить только с
теми, кто похож на тебя, — это и скучно, и странно — всё равно что беседовать с
самим собой или бесконечно любоваться на себя в зеркале. Чтобы человеку
развиваться, становиться лучше, умнее, глубже, ему нужно уметь общаться с
другим, в том числе человеком другой национальности. Другое дело, что уважение
к другому невозможно без любви к своему, без понимания своих корней, своих
национальных и культурных особенностей.
Нужно
любить свое и уважать чужое — вот два условия здорового развития личности.
Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.